Все записи
14:51  /  17.04.13

2086просмотров

Уничтожит ли интернет университеты?

+T -
Поделиться:

 

В понедельник вечером в клубном офисе Cabinet Lounge состоялась дискуссия о будущем университетского образования в условиях бурного развития новых технологий.

Перед членами Клуба выпускников Гарвардского университета выступали ректор Российской Экономической Школы Сергей Гуриев, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин и Питер Олсон — профессор Гарвардской школы бизнеса.

Неформальным ведущим вечера стал Олсон — именно он произнес небольшую вступительную речь, а затем стал раздавать вопросы направо и налево, то есть Сергею Гуриеву и Исаку Фрумину, соответственно. Насколько можно считать отжившей свое традиционную концепцию исследовательского университета, где профессора, работающие на передовой науки, передают свои знания и умения студентам? Фрумин, исполнявший в этот вечер роль традиционалиста, предположил, что некоторая полумистическая связь между лучшими учителями и лучшими студентами будет всегда отделять настоящий университет от сколь угодно успешных интернет-аналогов. С этим не смог поспорить даже Олсон: по его мнению, встреча настоящего учителя с настоящим учеником — это событие чрезвычайного масштаба для каждого из них, и без этого хорошему образованию не бывать.

Насколько повышенная доступность образования может ударить по его качеству? Вообще, как оценить качество преподавания? Сергей Гуриев говорил о том, что в РЭШ высокие технологии оценки труда преподавателя внедряются опережающими темпами: было разработано специальное приложение для смартфонов, которое позволяет студентам оценивать работу профессоров одним нажатием пальца. Хорошо ли это? По мнению Питера Олсона, и да, и нет — потому что при наличии настолько прямой обратной связи учителю становится важно прежде всего понравиться, а не поделиться знаниями; процесс преподавания вырождается в “конкурс красоты”.

И главных гостей вечера, и тех, кто сидел в зале, больше всего интересовали аспекты развития онлайн-образования. Из аудитории прозвучала мысль о том, что двадцать лет назад средства массовой информации существенно усложнили себе жизнь, предоставив потребителю бесплатный продукт: впоследствии любая попытка брать деньги за онлайн-подписку или отдельные материалы выглядела анекдотично. Не случится ли то же самое с нынешними лидирующими университетами, которые открывают все больше бесплатных курсов? Здесь приглашенные эксперты были вполне единодушны: в условиях глобализации слабые проигрывают, а вот сильные становятся лишь сильнее. Самые лучшие преподаватели математики, физики и классической филологии останутся лучшими и получат возможность зарабатывать на этом деньги — другое дело, что их партнерами могут стать не классические университеты, а новые частные компании.

Эксперты не всегда были согласны между собой. Так, Гуриев и Олсон считают, что глобализация образования в конечном счете приведет к тому, что второсортные университеты просто-напросто выйдут из игры. Исак Фрумин же полагает, что учебные заведения просто расслоятся, и более слабые университеты будут выполнять исключительно образовательную, а не исследовательскую функцию.

Рассуждать о будущем образования интересно хотя бы потому, что правильного ответа не знает ни одна живая душа. Наверняка, выпускники Гарварда, которые в понедельник вечером заполнили весь зал, втайне надеются, что их основанный несколько столетий назад университет успешно переживет вал инноваций и даже займет место на переднем крае. Будет ли это так на самом деле — покажет ближайшее время.

Комментировать Всего 2 комментария

Дистанционное образование очень эффективно. Качество и доступность изложения, интересные задачи и задания, эффективная система оценки "убьет" многие традиционные университеты.

Я открыл для себя некоторые наши дистанционные образовательные учреждения, которые оказались очень интересными и удобными. Скачал приложение - изучаешь предмет  всегда и везде с гаджетов, если нужно - сдаёшь экзамен на сертификат, это можно сделать в той же ВШЭ. Очень удобно. Иногда это  удобнее того-же университета, т.к. ничто не отвлекает от дела и не надо искать подробности в  различных источниках.