На этой неделе мне понравилось наблюдение директора одного из международных рейтинговых агентств, с которым мне довелось общаться. Он заметил, что с некоторых пор при проведении переговоров перестал задавать руководителям российских банков вопрос о динамике рыночной доли и среднесрочных планах по её увеличению. Особенно если переговоры проводятся с банком из седьмого-восьмого десятка по величине активов. Я призадумался...

Мы в банке гордимся тем, что за три с половиной года увеличили свою долю на рынке розничного кредитования на 40 с лишним процентов. Однако, если посмотреть в абсолютных цифрах, получится, что наша market share выросла с 0,97% до 1,39% - то есть не дотягивает и до полутора процентов! - а мы при этом находимся среди лидеров в розничном сегменте.

Что ж, как не вспомнить стихи Арсения Тарковского:

Загородил полнеба гений,

Не по тебе его ступени...

Впрочем, не стоит отчаиваться - можно преуспеть в отдельных сегментах, стать чемпионами по качеству обслуживания и вообще - относительные показатели важнее абсолютных, а маленькие - зачастую выигрывают за счёт своей адаптивности и гибкости.

Вот ведь как продолжает Тарковский:

Но даже под его стопой

Ты должен стать самим собой!