Затеялось в Новый год на "Снобе" обсуждение моей статьи в "Финансе" о жалости к банкирам. А когда после нескольких десятков реплик дискуссия, наконец, выдохлась, я обнаружил, что успел заключить пари с замечательной Леной Де Винне...

Мне было предложено поставить против следующего утверждения: "Термин Human Capital или аналогичный термин начинает входить в обиход в российском корпоративе с целью заменить термин Human Resources не позже 2017 года".

Всем памятна сталинская чеканная формулировка из речи 1935 г. - "Кадры решают всё". Просто carved in stone! Долгое время именно отделы кадров правили бал на советских предприятиях. В чём состояла их задача? Главным образом, отделы кадров занимались кадровым администрированием, включая приём на работу, отпуска, отгулы и увольнения. Да, и, конечно, - "кадры", как ласково именовался в народе этот отдел, занимались ещё распределением путёвок в санатории и детские лагеря отдыха.

В новой российской экономике задачи отдела кадров усложнились. Во-первых, стал этот отдел называться иначе - управление (или целый департамент!) по работе с персоналом. Во-вторых, кроме кадрового администрирования и документооборота, в функционал кадровой службы добавилось: обучение внешнее и внутреннее, разработка системы компенсаций и льгот, оценка персонала и организация стратегических сессий.

В ряде компаний службы по работе с персоналом отвечают ещё и за, так называемые, General (или Common) services - эксплуатацию и офисную логистику. В других компаниях - берут на себя ответственность за внутрикорпоративные коммуникации.

В иностранных же компаниях подразделение по работе с персоналом издавна именуется HR Department. Иногда, впрочем, HR пытаются перевести на русский буквально, но получаются такие чудища, как "департамент по работе с человеческими ресурсами".

Куда же идёт корпоративный мир? "Техника без людей, овладевших техникой, мертва", - утверждал Сталин в той памятной речи. А через много десятков лет сам Jack Welch, ex-CEO General Electric, высказался ещё категоричнее. В своей книге Winning прославленный американец утверждает, что HR-Директор должен занимать вторую роль в организации после Генерального директора.

А ещё в последнее время на Западе всё чаще раздаются голоса о том, что, в силу схожести функций, целесообразно объединять в компаниях службу по работе с персоналом и маркетинговое подразделение. И в этом также есть рациональное зерно! Сначала менеджмент должен добиться преданности собственных сотрудников - внутреннего клиента, который впоследствии сумеет передать свою лояльность внешним клиентам и партнёрам.

Мир меняется. Причём меняют его люди. Наступает время, когда успех предприятия будет зависеть целиком и полностью от людей - насколько правильны люди подобраны, хорошо ли они взаимодействуют, насколько люди мотивированы на достижение конкретной задачи или относятся к работе как к хорошо организованному, но в целом бессмысленному процессу.

Именно люди становятся главной ценностью и капиталом корпораций, и я буду только рад, если в российский корпоративный обиход начнёт входить понятие Human Capital. Не как дань моде, а как выражение новых ценностей. Я буду рад... даже ценой проигрыша заключённого в Новый год с Леной пари.