Хочу поделиться радостной новостью - в минувшие выходные состоялось событие, подготовке которого уделил львиную долю времени - велопробег Петербург - Выборг - Иматра, посвящённый юбилею первого велопутешествия по этому маршруту, которое состоялось 130 лет назад.

О самом этом факте я узнал случайно, раскапывая исторические хроники финской Иматры, где мы живём. Это удивительный город - он как будто с «двойным дном»- не даром здесь любили когда-то собираться русские революционеры. На первый взгляд это типичный финский городок с классическим набором удобств (например отменные велосипедные дорожки), получивший статус города только в 1971 году, к планировке которого приложил руку классик финской архитектуры Алвар Ааалто. Жителей кормит пара промышленных объектов и удобное расположение прямо на границе с Россией - количество российских покупателей в местных магазинах и постояльцев - в отелях неуклонно растёт год от года.

Но есть и совсем другая Иматра - знаменитое место отдыха российских монархов и их подданных всех сословий. В основном приезжали петербуржцы, очарованные красотой грандиозного порога Иматранкоски (его ещё называли «финской Ниагарой» и он заслуживает отдельного поста) - от Екатерины Второй до молодого Набокова.

Когда на рубеже 70-80 гг 19 века до Петербурга докатилась мода на велосипедную езду, именно Иматра стала родиной велосипедного туризма в России и Финляндии. В 1880-м году Петербургская городская управа зарегестрировала около ста велосипедистов и было создано Общество велосипедистов. В основном это были богатые иностранные предприниматели, ведущие дела в Петербурге - удовольствие было совсем недешёвым.

 В 1882 году группа таких энтузиастов совершила поездку из Петербурга в Иматру на «пауках» - так называется популярная в то время конструкция велосипеда с большим, напоминающим паутину, передним колесом - на таком носился Штольц в известном фильме «Обломов». 

Захотелось узнать подробности этой истории, что оказалось непросто. В итоге, спустя пару месяцев, с помощью сотрудников Российской национальной библиотеки в Петербурге мне удалось установить точную дату и детали первой велосипедной поездки «на Иматру», как тогда говорили. Были обнаружены материалы в двух шведскоязычных газетах Выборга и заметка в «Петербургском листке» № 189 за 1882 год в рубрике «Спорт», которая так и называлась - «Путешествие велосипедистов на Иматру» :

«Из числа членов Общества велосипедистов гг. Марков, Блок, Холли, Мертенс, Плеульд и трое других 6го августа сделали велосипедную прогулку на велосипедах до водопада Иматра при следующих условиях:

От сборного пункта (кафе Каменного острова) они отправились в 1-е Парголово, где их ждал фотограф г. Лоренц, снявший с них фотографию на ходу. Из Парголово поехали на Райволово, куда и прибыли, употребив только 15 минут на отдых. Далее дорога сделалась до того скверная, что пришлось ехать на станцию Финляндской жел. дор., отстоящую на 20 верст от шоссе. Прибыв на станцию, путешественники, вместе с велосипедами сели на поезд и прибыли в Выборг, где, переночевав и осмотрев окрестности, т.е., сделав около 20 верст, позавтракали и отправились на водопад по шоссе, идущим рядом с Сайменским каналом.

Дорога в этой местности гориста, с крутыми подъемами и спусками и с узкими колеями от дилижансов, идущих нередко по краям оврагов; она доставила путешественникам немало затруднений, хлопот и даже опасностей. Приходилось ехать по колее, так как она ровнее другой части дороги. Проведя велосипед в гору, спускались с нея подняв ноги на ручку велосипеда и значительно наклонив туловище назад. При спуске с горы и далее по наклонной плоскости, тянущейся местами на 2х версты, скорость доходила до 40 верст в час; при этом не обошлось без кувырканий, так как при такой скорости, малейшее уклонение в сторону или препятствие, неминуемо опрокидывает велосипед с его всадником.

Расстояние от Выборга до Иматры 63 версты было пройдено в 4 ч 25 м., не смотря на крутые подъемы и остановки в деревнях.

Утомления велосипедистам от такой поездки почти не было. Проехав 63 версты, путешественники съездили на мылый водопад, находящийся в 5 верстах от главного.

Проезжая через деревни, масса крестьян высыпала на улицу, смотря на необыкновенные экипажи с изумленными лицами.

Во время путешествия ни один велосипед не поломался. Каждый из путешественников имел по 15 ф. багажа, прикрепленного к седлу в кожаной сумке.

Расстояние, пройденное на велосипедах, равно приблизительно 230 верстам»

Эта история натолкнула меня на мысль ударить юбилейным велопробегом по бездорожью - качество дорог нынешней Ленинградской области за 130 лет не сильно изменилось. Идею поддержал мэр Иматры Пертти Линтунен, а  с российской стороны - самое многочисленное велосообщество России - клуб Велопитер. Мы сделали сайт www.spb-imatra.org , где моментально зарегистрировалось более трёхсот российских и финских участников. Пятьдесят человек стартовали 26 мая в Петербурге - на дистанцию 240 км, остальные присоединились к ним в Выборге - на 70 км ( пятилетняя Маша - дочка бывалого велосипедиста Анатолия Чайки проехала весь маршрут в детском велосипедном кресле !).

Надо сказать,что в Финляндии благодаря развитой инфраструктуре велосипед - это нормальный транспорт, а у нас пока - средство досуга молодёжи. Видимо поэтому финские участники были в основном пенсионного возраста, а наши - значительно моложе. Вечером все дружно финишировали в Иматре рядом со знаменитым водопадом - река Вуокса давно вращает турбины местной электростанции и плотину водопада открывают теперь ненадолго - для туристов. Для нас в этот день её открыли специально. Стоило увидеть лица людей на финише - наших и финнов !

!

Помимо опытных веломарофонцев и финских пенсионеров ехало много новичков а также испытывал свой новый опытный образец знаменитый питерский  «изобретатель велосипедов» Женя Пинигин.

В Иматру были доставлены несколько его моделей , на которых многие с удовольствием прокатились, в т.ч. мэр Иматры.

На финише был замечен также известный актер и иматранский дачник Сергей Дрейден («Окно в Париж», «Русский ковчег») с любимой собакой Тишей в багажнике.

 На другой день хотелось устроить велофестиваль. Мы организовали ориентирование с осмотром местных достопримечательностей. А также попытались воплотить давнюю мечту - «твидовый велопробег» на ретро-велосипедах в соответствующих костюмах - я видел такое действо прошлой весной в Риге, а придумали его в Лондоне. Пока собралось не много участников, но в следующем году надеюсь привлечь гораздо больше народу. Выяснилось, к примеру, что один из участников проделал путь от Выборга на советском велосипеде «Турист» - утверждает, что «в последний раз»

.

А приехавший на тракторе фермер со своим покрытым ржавчиной велосипедом марки "Ягуар" расставаться не намерен.

 .

Некоторые постарались подобрать к винтажному велосипеду винтажную одежду.

Я сам приехал на своём найденном на «блошке» норвежце шестидесятых годов.

В общем - первый исторический велопробег-фестиваль порадовал всех участников, организаторов и простых жителей нашего городка. На будущий год собираюсь закрепить и развить успех. А для начала хочу обзавестись собственным велосипедом «Паук» - как у тех парней в 1882 году.