В перуанском Куско найдена мумия ребенка, относящаяся к доинкской культуре Уари; в Брюсселе возвращена похищенная «Олимпия» Рене Магритта;  под Москвой определили место утраченной 60 лет назад могилы Малевича; а в Москве несколько лет назад была обнаружена единственная постройка одной из звезд советского авангарда – Эль Лисицкого. Для мировой культуры эти события – одного масштаба.

 

Год назад, вспоминая Давида Саркисяна, я уже писала о типографии Акционерного общества «Огонек» в 1-м Самотечном переулке, 17. О стремлении ФСБ и Интеко «освободить территорию», избавившись от памятника. Казалось бы, за последний год бывшая империя Батуриной подрастеряла силы, да и власти Москвы взяли курс на сохранение исторических зданий. Но в последние месяцы ситуация опять обострилась. Уже в ближайшее время замечательную типографию, в будущем – идеальный Центр русского авангарда на границе со старинным парком Остерманов, могут ждать крупные неприятности.

 

ЛИСИЦКИЙ

Лазарь Лисицкий был человеком мира и универсалом. Он прославился как художник-график, полиграфист, автор фотомонтажей, театральный сценограф, оформитель выставок, теоретик дизайна, архитектор-визионер. До недавнего времени считалось, что все его наследие – на бумаге.

Он был родом из маленького местечка в Смоленской губернии, рос в Витебске и Смоленске, в 1909 году уехал учиться в Политехническую школу Дармштадта, а потом Риги. Обошел пешком пол-Европы, изучая классическую архитектуру. В Первую мировую вместе с архитектурным факультетом был эвакуирован в Москву, поработал в бюро у мэтров – Клейна и Великовского. В революционной круговерти посвятил несколько лет изучению памятников еврейской старины на Украине, в Литве и Беларуси, иллюстрировал книжки на идиш, основал общество «Култур-лиге» для создания нового национального еврейского искусства. Он гордился корнями: «Несколько столетий назад наши предки имели счастье сделать большие открытия».

В 1919 году он уже преподавал в Народном художественном училище в Витебске у Шагала, куда вскоре приехал Малевич. Это было невероятное место, точка роста для нового мира, куда там нынешней Стрелке. Эйзенштейн вспоминал: «Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича…». И Лисицкий тут же увлекся супрематизмом, придав ему трехмерность и практическое значение: его проуны («проекты утверждения нового») стали «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». С 1920 года он подписывается уже «Эль».

В 1921-25 Эль Лисицкий жил в Германии и в Швейцарии, близко общался с берлинскими дадаистами и деятелями Баухауза, вступил в голландское объединение «De Stijl» , положившее целью обновление искусства через радикальное обновление человека. Деятельный и общительный, Лисицкий стал «послом русского авангарда» в Европе. Именно он выпустил первую монографию об архитектуре советского авангарда, изданную за рубежом – 100-страничную книгу «Россия: Реконструкция архитектуры в Советском Союзе» (в английском издании 1970 года – «Россия: Архитектура для мировой революции»), до сих пор не переведенную с немецкого оригинала.

Вернувшись, он преподавал во ВХУТЕМАСе и во ВХУТЕИНе; в 1932-40 годах оформлял главные «экспортные» журналы «СССР на стройке»; участвовал в архитектурно-художественном оформлении ВСХВ и советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939-м.

Эль Лисицкий умер под Новый год, 30 декабря холодного 1941 года, от обострившегося туберкулеза. Он похоронен на Донском кладбище в Москве, в очень скромной семейной могиле. Впрочем, в этом ему повезло больше, чем его учителю и соратнику Казимиру Малевичу, чье вновь найденное захоронение со дня на день погибнет в недрах элитной стройки.

 

СЛАВА

В 1922 году состоялась первая персональная выставка Эль Лисицкого в Ганновере, в 1924 — в Берлине и в 1925 — в Дрездене. В Москве первая выставка была устроена Н.И. Харджиевым в Музее Маяковского только в 1960 году, в 1967 еще одна прошла в Новосибирском Академгородке, следующие были подготовлены лишь к столетию в 1990-91 годах. Сейчас большая выставка, посвященная проекту сценографии к электро-опере «Победа над солнцем», идет в голландском музее Ван Аббе в Эйндховене (до 25 марта 2012). Графика из коллекции Костаки, хранящейся в Музее современного искусства в Салониках, участвует в выставке «Building the Revolution» в лондонской Royal Academy of Arts (до 22 января), весной и летом 2011 года представленной в Мадриде и в Барселоне.

Графика Лисицкого хранится и выставляется в крупнейших музеях мира: в Гуггенхейме, музее Людвига, галерее Тейт, нью-йоркском MoMA, Институте Гетти. В ноябре 1997-го галерея Gmurzynska на ярмарке Арт-Кельн продала макет его книги «Сказ про два квадрата» (1922) из коллекции Харджиева за сумму около  $ 1 млн. В 2005 году фотомонтаж Лисицкого 1929 года был продан Swann Galleries на аукционе за $ 64,400.

В декабре 2011 года несколько автографов Лисицкого в составе знаменитого архива Н.И. Харджиева наконец-то были переданы из Амстердама в Москву, в Российский государственный архив литературы и искусства. Но в ближайшие годы архив будет находиться «на обработке». По условиям прижизненной договоренности с коллекционером, исследователи получат полный доступ к воссоединенному архиву только в 2019 году.

АРХИТЕКТУРА

Архитектор по образованию, Лисицкий перевел в разряд архитектуры потрясший его живописный супрематизм. Малевич мечтал об этом: «Установив определённые планы супрематической системы, дальнейшее развитие уже архитектурного супрематизма поручаю молодым архитекторам в широком смысле слова, ибо вижу эпоху новой системы архитектуры только в нём». Супрематические композиции Малевича, представлявшие собой сочетание плоскости с движением, то есть с иллюзорным изображением времени, стали прообразом знаменитых «проунов» Лисицкого. Круг, символ вселенной, прорезается диагональными плоскостями прямоугольников, формирующими третье измерение. Незыблемый город прошлого становится новым «динамическим городом», подвластным любым метаморфозам. В «Фильме жизни» Лисицкий писал: «Новые открытия, которые позволяли двигаться в пространстве новым образом и с новыми скоростями, создавали новую реальность. Статичная архитектура египетских пирамид преодолена: наша архитектура катится, плывет, летит. Форму этой реальности я хочу найти и создать». Теория супрематизма превратилась у него в космическую социальную утопию построения всемирного города-коммуны.

Люди старой школы и тонкой душевной организации противились этому. В статье «Гуманизм и современность» (1922) Осип Мандельштам восклицал: «Кто осмелится сказать, что человеческое жилище, свободный дом человека, не должен стоять на земле, как лучшее её украшение и самое прочное из того, что существует?». «Будетляне», напротив, приветствовали. В том же 1922-м Велимир Хлебников предсказывал: «Точно змея, плывущая по морю, высоко поднявшая свою голову,по воздуху плывет здание, похожее на перевернутое Гэ. Летучая змея здания».

Именно так выглядели придуманные чуть позже «Горизонтальные небоскребы» Лисицкого (1923-25) – длинные трехэтажные здания, поднятые на 50-метровые ноги. Оправданием этой смелой идеи был принцип «максимум полезной площади при минимальной подпоре», а кроме того – рациональное использование сложившихся площадей на Бульварном кольце, застройку которых Лисицкий не желал «сбривать наголо». Так что это был крайне гуманистический утопизм, сегодня ставший реальностью во многих странах.

Кроме «домов-утюгов», как прозвали горизонтальные небоскребы, Лисицкий оставил еще несколько ярких нереализованных проектов: передвижная ораторская трибуна, дом-коммуна, яхт-клуб текстильного комбината, новый корпус издательства «Правда». В 1936 году он стал Главным художником ВСХВ, ставя перед собой амбициозную задачу создать целостный образ выставки:

«начиная от главного входа до последнего павильона, как ряд форм, которые сливались бы в одну симфонию со своими прелюдиями, центральными и узловыми моментами, повышениями и понижениями и так до финала». Но его разработки претерпели серьезные изменения при реализации, и сейчас о них мало что напоминает.

ТИПОГРАФИЯ

Открытие грянуло как гром среди ясного неба. 26 июля 2007 г. по заявке  главного хранителя фонда «Русский Авангард» М.В. Евстратовой в Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы была включен объект под заголовком: «Типография А/О «Огонек», 1930-1931 г., арх. Эль Лисицкий».

Типография была построена для крупнейшего издательского холдинга «Журнально-газетное объединение» («Жургаз», до 1931 г. – А/О «Огонек»), которым руководил знаменитый журналист Михаил Кольцов. Именно Кольцову принадлежала идея пригласить для проектирования и строительства типографии  классика мирового конструктивизма Эль Лисицкого, ранее оформлявшего международные полиграфические выставки.

Как могло случиться, что единственная осуществленная постройка Эль Лисицкого на много лет выпала из поля зрения исследователей? Дело в том, что в том же самом 1930 году Эль Лисицкий участвовал в конкурсе проектов для комбината «Правда». В редколлегию самой главной газеты страны  входил и руководитель «Жургаза» Кольцов, нередко исполняя обязанности ее главного редактора. Сам Лисицкий в письме к жене, говоря о типографии «Огонька», однажды написал «Огонек-Правда», после чего эти два проекта слились в сознании исследователей. Конкурсный проект комбината «Правда», вошедший во все учебники, реализован не был, а типография в 1-м Самотечном перелке строилась, и Лисицкий трижды видоизменял свой проект. Чертежи и вся история работы Эль Лисицкого над  корпусом типографии, имеющим в плане ту же форму, что и «горизонтальные небоскребы», были найдены и изучены в ходе историко-культурных исследований последних лет. Обнаружено также письмо Акционерного общества «Огонек» Эль Лисицкому, которое  проливает свет на этапы работы.

В 1935 году рядом с типографией на том же земельном участке был построен жилой дом для сотрудников Журнально-газетного объединения, в стиле позднего конструктивизма или ар-деко (архитекторы М.О.Барщ и Г.А.Зундблат). Один этаж дома был отдан под общежитие журналистам-коминтерновцам, оставшимся в Советском Союзе после прихода Гитлера к власти. Оба здания были развернуты друг к другу таким образом, что из типографии хорошо виден жилой дом, а с балконов дома «Жургаза» просматривается футуристическая постройка Эль Лисицкого, огороженная кирпичной стеной. В 1938 году Михаил Кольцов, уже руководитель иностранного отдела в Союзе писателей СССР, член-корреспондент Академии Наук СССР, делегат международных конгрессов в защиту культуры, был арестован. После его ареста Журнально-газетное объединение перестало существовать. Типография  перешла в подчинение военному ведомству.

Здание не было перепрофилировано, не перестраивалось, сохранилось без изменений. Уже более 10 лет оно пустует, однако глухая кирпичная  ограда с ажурной металлической решеткой и кованые ворота надежно оберегают ее от посторонних вторжений.  Но «балансодержатели» здания (В/Ч 55002) и представители УКС Службы обеспечения деятельности ФСБ России не понимают значения вновь выявленного памятника и настаивают на необходимости его сноса с целью нового строительства очередного жилого здания на этом месте.

21 августа 2008 на заседании Историко-культурного экспертного совета (ИКЭС) при Москомнаследии Типография Лисицкого и Дом Жургаза единогласно были признаны выявленными объектами культурного наследия г. Москвы (протокол № 1/22).

В октябре того же года в здании типографии произошел пожар. Его причины до сих пор не установлены. Временная консервационная кровля сооружена не была. Последний осмотр инженеров Архнадзора, состоявшийся в октябре 2011 года, показал, что памятник все еще крепок и ремонтопригоден, но нуждается в срочной консервации и реставрации:

  «Нижние этажи сооружения находятся в удовлетворительном техническом состоянии. Верхние два этажа и элементы покрытия находятся  стадии прогрессирующего разрушения, страдают, главным образом, от атмосферных воздействий и сезонных температурных изменений, т.е. бетонные и железобетонные конструкции и элементы перекрытий интенсивно разрушаются дождями, попеременным замораживанием – оттаиванием и т.д. Состояние кровли в зоне пожара – аварийное.

Необходимые меры:

- устройство кровли;

- ремонт и замена поврежденных пожаром и временем конструкций;

- восстановление защитного периметра, остекления, инженерных коммуникаций».

Но пока ни город, ни владельцы здания не планируют этого делать.

УГРОЗА

В 2007 году Департаментом земельных ресурсов г. Москвы был заключен Договор краткосрочной аренды земельного участка с ЖСК «Кино-7» (Союз Кинематографистов России) для проектирования и  строительства жилого дома с двухъярусной подземной  автостоянкой. Участок под строительство был выборочно отмежеван на неразмежеванной территории квартала № 769 (704) внутри двора четырех жилых домов, вплотную к западной  части ограды Типографии Лисицкого и к торцу Дома «Жургаза», что является грубым нарушением градостроительных норм и правил. Участок получил адрес: 1-й Самотечный пер., вл. 17Б.

Здание возводится в зоне строгого регулирования застройки № 001, вплотную к памятнику федерального значения – парку-усадьбе Остерманов-Толстых и двум выявленным объектам культурного наследия – Типографии А/О «Огонек» (арх. Эль Лисицкий) и жилому дому Журнально-газетного объединения (арх. М.О. Барщ и Г.А. Зундблат). Зона строгого регулирования застройки № 001 утверждена Постановлением Правительства Москвы № 545 от 07.07.1998 г.(п.4 пр.3) и разрешает только «сомасштабное новое строительство с  учетом  традиционных  типологических  характеристик  застройки».

В настоящее время бетонная коробка многоэтажного жилого дома во дворе между типографией Лисицкого и домом «Жургаза» возведена компанией «Интеко» (ЖСК «Кино-7» в этом проекте принадлежит 12 жилых квартир и 10 машиномест в будущем подземном гараже), что не мешает руководству Союза кинематографистов называть этот дом своим.

В июне 2011 года стройка была остановлена распряжением Префекта ЦАО – до внесения корректировок в проекты строительства и прохождения инженерных сетей, до сих пор не построенных, так как для них не хватает места. Предполагалось устроить лифтовые подъемники для машин, но неожиданно началось лоббирование идеи отчуждения части территории Типографии Лисицкого для устройства въезда в подземный гараж жилого дома. Власти Москвы ищут способ передать «Интеко» территорию Типографии Лисицкого с непредсказуемыми последствиями для последней. 

 ********* 

 ХРОНИКА СОБЫТИЙ 

1.   Письмо от 04.09.2008 № 16-02-3407/7-(6)-1 Генеральному директору ООО УКС «Интеко»

«Москомнаследие рассмотрело стройгенплан стадии «Р» строительства жилого дома по адресу 1-й Самотечный пер. Вл. 17Б и согласовывает его без замечаний». Первый заместитель председателя Москомнаследия И.А. Савина. Таким образом, согласовано строительство одноэтажной капитальной постройки въезда в подземный гараж с заглублением до 13 м  вплотную к одноэтажному строению, входящему в состав ограды  выявленного объекта культурного наследия г. Москвы, Типографии Эль Лисицкого. В Протоколе ИКЭС  говорится о выявленном объекте культурного наследия по адресу 1-й Самотечный переулок, владение 17. Москомнаследие задним числом вносит уточнение – «строение 1-2», расчленяя участок и находящиеся внутри него здания ДО  ПРОВЕДЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,  предписанных Протоколом ИКЭС. 

2.   12.10.2008  в строго огороженном и закрытом здании типографии случился пожар – три одновременных возгорания на крыше. Пожар тушили 18 пожарных расчетов. Однако пожарные, неподвижно сидевшие в машинах, начали действовать только после того, как приехала съемочная группа Российского телевидения.Есть основания полагать, что поджог крыши, до сих пор не расследованный, был совершён для того, чтобы сделать здание негодным для реставрации и подготовить его к сносу. Уже четвертый год уникальный памятник архитектуры стоит без крыши, зимой под снегом, летом – под дождем. Однако в одном злоумышленники просчитались: информация о пожаре широко распространила весть о том, что в Москве существует здание, построенное классиком авангарда . Интерес отечественных и зарубежных исследователей с тех пор не иссякает. 

3.   Письмо от 23.01.2009 № 07-15-5505/8 – инициативной группе

«Ваше обращение к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову по вопросу восстановления здания типографии, расположенного по адресу 1-й Самотечный пер., 17, рассмотрено в Префектуре ЦАО. Сообщаю, что здание, расположенное по указанному адресу, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении воинской части № 55002. В связи с тем, что здание является федеральной собственностью, в настоящее время Росимуществом решается вопрос вовлечения здания в инвестиционный проект. <…>  Заказчиком ООО “Экономический центр» были разработаны предпроектные предложения по строительству 7-этажного жилого дома на 60 квартир с размещением на первом этаже детского сада и подземной автостоянкой на 120 м/мест….»Первый заместитель Префекта ЦАО Е.М. Васина. 

4.   Письмо от 06.02.2009 № 16-02-4798/7-(47)-1, Москомнаследие – инициативной группе

«Москомнаследие рассмотрело ваше обращение от 10.02.2008, связанное с пожаром, произошедшим 12.10.2008 в здании, расположенном по адресу 1-й Самотечный пер.. д. 17. Сообщаю:Решением Секции № 1 «Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов культурного наследия» Историко-культурного экспертного совета Москомнаследия (протокол № 1/22 от 21.08.2008), здание, расположенное по адресу 1-й Самотечный пер., д. 17 отнесено к числу выявленных объектов культурного наследия «Типография акционерного общества «Огонек», арх. Эль Лисицкий». Сведений о возбуждении уголовного дела в связи с произошедшим в здании пожаром в Москомнаследие не поступало. Для установления собственника здания Москомнаследием направлен соответствующий запрос в Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве.  После получения ответа на указанный запрос собственнику здания будет направлено уведомление о статусе здания и обязанностях по его сохранению и содержанию».Первый заместитель председателя  А.А.Савина. 

5.   Письмо от 18.03.2009 № 001-20-66/9-1, Москомархитектура – инициативной группе

«Москомархитектура  рассмотрела обращение жителей по вопросу принятия мер по восстановлению после пожара здания по адресу 1-й Самотечный пер., Вл. 17. 

Указанное здание расположено в зоне строгого регулирования застройки, на исторической территории Камер-Коллежского вала. Рассматриваемое здание находится в федеральной собственности. Разработанные по заказу ООО «Экономический центр» предпроектные предложения по строительству жилого дома рассмотрены и одобрены 30.06.2006 Регламентной комиссией Архитектурного совета при Главном Архитекторе города Москвы при условии завершения комплексных согласований. До настоящего времени необходимые согласования не представлены. <…>

Здание по адресу  1-й Самотечный пер., д. 17 в августе 2008 года признано выявленным объектом культурного наследия  -  «Типография акционерного общества «Огонек», 1930-31 гг, арх. Эль Лисицкий» (Протокол № 1 /22 от 21.08.2008 Секции № 1 «Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов культурного наследия» Историко-культурного экспертного совета» Москомнаследия).

Все виды работ по воссозданию, реставрации и приспособлению к современному использованию указанного объекта культурного наследия должны проводиться на основании планового (реставрационного)задания Москомнаследия и под его надзором». Первый заместитель председателя В.Г.Романенко. 

6.   В декабре 2009 года на так называемой «Сносной комиссии» под руководством В.И.Ресина было принято решение вывести Типографию Лисицкого из состава памятников. Однако российская и мировая общественность вступилась и не позволила это сделать. 

7.   18 декабря 2011. Из письма инициативной группы Мэру Москвы Собянину: «В протоколе совещания № 26-13-119/1, утвержденном 12.10.2011 бывшим Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И.Ресиным, даны поручения органам исполнительной власти г. Москвы. В частности, Пункт 7  протокола предписывает: «Департаменту земельных ресурсов  проработать вопрос о возможности увеличения земельного участка ТСЖ «Кино-7» под строительство  жилого дома по адресу 1-й Самотечный пер. Вл. 17Б для проектирования въезда-выезда в подземное пространство за счет Федеральных земель в/ч № 55002 (1-й Самотечный переулок, д. 17, стр. 6).В данном пункте содержится ряд ошибок: ТСЖ «Кино-7» не существует, есть ЖСК «Кино-7»; не существует также отдельного адреса: 1-й Самотечный переулок, д. 17, стр. 6. Во владении 17 (стр. 1-7)  по 1-му Самотечному переулку расположен выявленный объект культурного наследия г. Москвы «Типография А/О «Огонек», арх. Эль Лисицкий». Л.М. Лисицкий (Эль Лисицкий)  – классик искусства ХХ века.Поручение В.И.Ресина об отчуждении части федеральной земли и присоединении ее к участку, отданному под коммерческое строительство, не содержит упоминания, что речь идет о памятнике, по которому государственным экспертом А.Л. Баталовым выполнен Акт историко-культурной экспертизы, предполагающий включение всех строений, находящихся на огороженной территории типографии,  в состав памятника. Убедительно просим Вас не допустить разрушения памятника ради удовлетворения интересов коммерческого застройщика, ранее весьма привилегированного и обладавшего мощным административным ресурсом. Об опасности, угрожающей произведению Эль Лисицкого, уже известно всему миру, вандализм не останется незамеченным.  

8.    Письмо от 23.12.2011 № 001-02-2807/11-22, Москомархитектура – ответ инициативной группе

«Москомархитектура рассмотрела Ваше обращение по вопросу подготовки Градостроительного плана земельного участка по адресу 1-й Самотечный пер. д, 17Б и сообщает: <…>  Регламентной комиссией Архитектурного совета г. Москвы (протокол № 38 от 24.11.2011) одобрен для дальнейшего проектирования вариант № 7 с устройством въездного пандуса, по адресу 1-й Самотечный пер. д, 17Б, находящегося в федеральной собственности, при условии оформления заказчиком земельно-правовых отношений и подтверждением Мосгорнаследием отсутствия охранного статуса данного строения».

Заместитель председателя А.А.Грин.

9.   Письмо от 29.12.2011 № 16-02-4798/7-(179)-1, Мосгорнаследие – ответ инициативной группе«Объект по адресу 1-й Самотечный пер. вл. 17 стр. 1-2 является   выявленным объектом культурного наследия  «Типография акционерного общества «Огонек», 1930-31 гг., арх. Эль Лисицкий», территория которого не утверждена. Строения 3,4,5,6,7 в указанном владении объектами культурного наследия не являются.  Акт государственной историко-культурной экспертизы  <…> рассмотрен Департаментом и возвращен экспертам на доработку в соответствии с установленными правилами оформления актов историко-культурной экспертизы»Первый заместитель руководителя И.А.Савина. 

10. 

26.12.2011 Общественное движение «Арнадзор» направило письмо

Мэру Москвы С.С. Собянину, Руководителю Департамента  культурного наследия  города Москвы А.В. Кибовскому, Главному Архитектору Москвы, А.В. Кузьмину, Председателю Москонтроля Е.Н. Полякову, Министру регионального развития В.Ф. Басаргину,  Директору ФСБ А.В. Бортникову, с просьбой не допустить разрушение всемирно известного памятника ради удовлетворения интересов коммерческого застройщика, закрепить за ним статус объекта культурного наследия регионального значения и способствовать корректировке проекта въезда в подземный гараж нового дома и прокладки инженерных коммуникаций.

 

 

*********  

Из Акта историко-культурной экспертизы, выполненной государственным экспертом А.Л. Баталовым:  

Типография Акционерного общества «Огонек»–«Жургаз» 1930-1934 г.,

 арх. Эль Лисицкий, М.О.Барщ

по адресу: 1-й Самотечный переулок, 17

 

В предмет охраны объекта культурного наследия входят:

1.                Градостроительные характеристики, объемно-планировочное решение:

-  все фасады 4-этажного административного корпуса  с примыкающими одноэтажными корпусами цехов;     

- форма, размер дверных и оконных проемов ;

- остекление с рисунком рам боковых продольных стен;

- ломаная полукруглая форма кровли цехов;

- круглые окна на фронтонах цехов;

- козырек над входом в основной корпус;

2.                Внутренняя планировочная структура в границах несущих капитальных стен, местоположение лестниц и лестничных пролетов.

3.                Кирпичная оштукатуренная стена ограждения  с встроенным одноэтажным помещением,  чугунными воротами и литыми решетками;

Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.