Все записи
05:22  /  12.07.12

907просмотров

Почем прогулки для народа?

+T -
Поделиться:

 

Департамент культурного наследия г. Москвы, который мне нередко приходится критиковать, но иногда и хвалить, в последний год стал активно работать в области ознакомления граждан с культурным наследием. Не имея возможности делать это самостоятельно, ДКН стал привлекать подрядчиков с помощью тендеров.

Действительно, в Москве есть несколько десятков специалистов по истории и архитектуре столицы, готовых делиться знаниями со своими согражданами. Есть несколько академических заведений нужного профиля: например, МАРХИ, РГГУ, Государственный Институт Искусствознания, Российский Институт Культурологии, НИИ природного и культурного наследия. Есть большие и малые общественные организации, занятые непосредственно вовлечением граждан в изучение и сохранение наследия: ВООПИиК, Старая Москва, MAPS, Архнадзор и другие. Вероятно, они могли бы, в соответствии с буквой закона, "оказать содействие государственным органам" в их благородной популяризаторской деятельности.

Как вы думаете, был ли кто-то из них приглашен участвовать в упомянутых тендерах? Или, более того, смог победить? Разумеется, нет.

В сентябре 2011 года Департамент объявил два конкурса: на организацию доступа граждан к памятникам культуры (на 2 307 324,80 руб.), и отдельно - на аналогичные мероприятия для инвалидов (на 1 443 942,40 руб.). В обоих тендерах выиграло ООО "Вега". Незамысловатый поиск в интернете и сопоставление ИНН позволил выяснить, что до тех пор ООО "ВЕГА" занималось торговлей чаем. Ну что ж, подумали мы, чаепития - добрая московская традиция, почему нет. 

В декабре были объявлены еще два тендера на те же виды деятельности, но уже на 3 798 750,40 и 819 592,60 руб. соответственно. Победило, неожиданно, опять ООО "Вега". Единственным конкурентом "Веги", как и в прошлый раз, стал ГУП (то есть госучреждение) "Специализированная дирекция объектов культурного наследия", снова бесславно проигравший. 

По условиям предварительного контракта, победитель вплоть до 31 декабря 2012 года должен был провести экскурсии для 432 групп по 20 человек, охватив всего 8640  человек, и издать 60 буклетов об осматриваемых памятниках архитектуры, общим тиражом 9500 экз. Эта работа действительно началась.

Вероятно, в рамках обоих тендеров был запущен сайт "Выход в город". В качестве ведущих были привлечены "прогульщики со стажем", уже имевшие свои наработанные маршруты и верную публику в таких проектах как "Москультпрог", "Москва, которой нет", "Москва пешком", "Свобода доступа" и других. 

Экскурсии получили большую популярность у москвичей. Зная как от коллег-экскурсоводов, так и от участников прогулок о некоторых накладках и несообразностях организации, не будем останавливаться на них подробно. Дело не в них. 

К концу июня этого года был объявлен еще один тендер на "проведение комплекса мероприятий по ознакомлению граждан с памятниками истории и культуры" во втором полугодии 2012 г. Сумма контракта составила уже 23 932 836,70 руб.! Может ли кто-нибудь из академических или общественных организаций претендовать на эту солидную сумму?

Маловероятно. Во-первых, по условиям тендера, одновременно с подачей документов нужно внести почти полмиллиона рублей в качестве "обеспечения заявки". Вроде бы, эти деньги вернут в течение двух недель в случае проигрыша, но для организаций сферы культуры это наверняка станет непреодолимым барьером. Во-вторых, одновременно нужно показать банковское "обеспечение исполнение контракта" в размере семи с лишним миллионов рублей. Действительно, легкомысленно как-то рассчитывать выполнить работы на 23 миллиона, если у тебя нет семи!

Вы думаете, я грущу по поводу того, что я мои коллеги опять не сможем поработать на благо города? Да вот ничуть. Я врагу бы не пожелала победить в этом конкурсе. 

Очевидно, первое полугодие показала, что ДКН неверно выбрал масштаб. Средств, рассчитанных на год, не хватило и на полгода. Масштаб вырос, и вырос в разы. 

Победителю (которым, возможно, опять станет "ВЕГА"?) придется в течение 10 первых дней контракта разработать фирменный стиль, брэнд-бук и логотипы проекта, дизайн плаката и 125 буклетов, напечатать всю эту полиграфию, собрать базу данных из 250 объектов для посещения, подобрать и проинструктировать экспертов, закупить сигнальное оборудование и наушники, организовать работу колл-центра, оповестить граждан и активизировать работу сайта. Заказчик обязуется утвердить все дизайн макеты в течение 1 дня. Это просто мечта! 11 дней на раскачку - и полетели!

Дальше, в течение 18 недель проекта (напомню, это август-декабрь), подрядчик должен ЕЖЕДНЕВНО проводить 23 экскурсии по 30 человек в каждой, охватив в общей сложности 62100 человек. Из них пешеходных должно быть 1962 прогулки. Многолетний опыт "Москультпрога", "Москвы, которой нет" и других коллег утверждает, что позднее конца октября гулять по Москве уже мало кто хочет, то есть про два последних месяца года можно смело забыть. Да и вообще, как представить себе сразу 23 экскурсовода, ежедневно бороздящих просторы Москвы? А 62100 страждущих граждан, приобщающихся к ее истории??? 

После этих цифр остальные детали, вроде "разработать мероприятия в разное время суток (дневные, вечерние, ночные)", разработать мероприятия с привлечением в качестве экскурсоводов известных людей (писателей, артистов, журналистов)", "разработать мероприятия, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года" (и это за два месяца до официального празднования?), "внедрить мобильную виртуальную систему взаимодействия" между исполнителями проекта - все это кажется симпатичными фантазиями. Почему бы и нет? 

В общем, желающие могут подать заявку на тендер до 30 июля. 23 миллиона не валяются на дороге. Спасибо сайту "Закупки.Ру", что мы теперь гораздо больше знаем о мире, в котором живем.