Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:56  /  2.09.16

23917просмотров

Почему случившееся в 57-й — не внутреннее дело этой школы

+T -
Поделиться:

Последние дни меня несколько раз спрашивали, почему меня так волнует скандал с 57-й школой. Я же там не учился и мои дети не учились. Несколько раз я порывался ответить, но сегодня понял, что ответ достаточно длинный и важный, чтобы написать его в виде отдельного поста.

Я учился в другой школе, но в то время, когда я там учился, несколько московских матшкол — вторая, 57-я, 91-я и 189-я — воспринимали друг друга как единый круг. Разумеется, между школами были некоторые различия, но вообще-то мы все считали, что мы — одной крови. Когда я учился в университете, подавляющее большинство моих друзей было из 57-й, я приходил туда примерно раз в неделю, в конце концов женился на выпускнице, и до сих пор среди моих друзей много тех, кто там учился. То есть это не чужая мне школа.

Но более важно то, что 57-я школа — уникальный общественный институт. Для многих — воплощение «нашего круга». Как написала мне в личке одна очень умная моя современница, «ради 57-й школы стоит жить в России», хотя она сама там никогда не училась. То есть 57-я школа не принадлежит только ее выпускникам и учащимся в силу ее важности для всего общества. Поэтому происходящее в 57-й школе касается не только тех, кто формально имеет к ней отношение, точно так же, как происходящее в Академии наук или в РПЦ касается не только ученых или православных.

У меня лично есть еще одна причина переживать по поводу происходящего. Последние годы я занимаюсь образовательными проектами, и поэтому для меня крайне важны принятые внутри русского образовательного сообщества правила игры. Для меня скандал внутри 57-й школы — внутрицеховое, внутрииндустриальное событие. Если в Москве существует школа (очевидно, не одна школа), где считают, что любовные отношения между учащимися и учителями допустимы, то эта тема должна быть обсуждена публично. Если этого не сделать, то родители будут считать, что во всех русских образовательных проектах (включая мои) принято вести себя как учитель М. Но, главное, это надо сделать для того, чтобы практика, которую я считаю порочной и неэтичной, не распространилась дальше. Чтобы все, кто работают с детьми — в школах, кружках, спортсекциях, летних лагерях и так далее, — задумались о границах допустимого и не пересекали их. Если не дать оценку случившемуся, в том числе поведению администрации, то это будет сигналом для директоров любых детских проектов, которые будут думать: «Ну, вообще-то это плохо, но если учитель хороший, то можно закрыть на это глаза».

Что не менее важно, это будет сигналом и детям. В свое время мы любили наши школы за то, что они учили нас честности — учили в условиях Советского Союза, где учить этому было уж никак не легче, чем в условиях путинской России. Если нынешнее руководство 57-й школы много лет знало о происходившем, но ничего не делало, то пострадавшими оказываются не только дети, непосредственно вовлеченные в эти практики, но и все остальные дети, которых de facto много лет учили лжи и двойным стандартам в стиле «если человек хороший профессионал, то ему можно то, что нельзя плохому».

(А потом все удивляются, почему дети чиновников ездят по встречке — ну, потому что их папа хороший профессионал, а они — элита, поэтому им — можно.)

Поэтому мне кажется важным не только дать оценку случившемуся, но и сказать, что были школы, где с подобными практиками боролись гораздо более активно и более успешно — и это тоже хорошие школы, где тоже есть учителя-харизматики и любящие свои школы ученики.

Подводя итог, еще раз повторю: случившееся в 57-й школе не является ее внутренним делом именно потому, что это одна из лучших московских школ, маяк для многих других школ и детских проектов. Поэтому это должно волновать не только меня, но любого, кому есть дело до будущего России.

 

Комментировать Всего 1 комментарий

Моё отношение к этой истории определяется моей крайней неприязнью к любым попыткам "втемную" мной манипулировать. Мне не нужны имена - мне нужно ясное описание событий. А фейсбучные публикации о 57-й полны имен, эмоций и мутных намеков на некий "Ужас". Практически нет оснований сомневаться в обоснованности "добровольно-принудительного" увольнения учителя. Всё же остальное оставляет ощущение кампании сведения каких-то счетов со школой. Имхо.