Все записи
02:39  /  17.01.18

1449просмотров

Вечность, которая всегда с тобой

+T -
Поделиться:

Прочитал в этом году одну отличную русскую книжку. Критики ее почти полностью проигнорировали, на премии, подозреваю, ее тоже не номинируют, поэтому придется мне про нее написать.

Собственно, главное качество этого романа – это ни фига не русский роман. Он не про тяжелую судьбу России в XX, XXI и других веках – он про Париж нашего времени. Да, среди героев есть выходцы из России (кажется, двое), но есть и выходцы из Сирии или других экзотических стран, Париж большой город, там много кто живет.

Пора, кстати, прекратить изображать саспенс и назвать книжку – это роман Инны Шульженко «Вечность во временное пользование» и сказать, что я хорошо понимаю, почему критика этот роман проигнорировала: дело не только в том, что он не про Россию, но он вообще – роман-обманка. Первые сто страниц кажется, что это такое женское письмо про Париж: очень много персонажей, все обаятельные, девушки красивы, мужчины очаровательны, Париж прекрасен... сюжет начинает вырисовываться где-то к середине (добрый вечер, Дэвид Фостер Уоллес!), а ближе к концу становиться, наконец, понятно, что это в самом деле хорошая книга. Не только потому, что там все линии сходятся в одну (можно было догадаться, что так и будет), но потому, что все самые эмоционально-сильные эпизоды сосредоточены в последней трети, и герои, опять же, оказываются куда более живыми, чем в начале.

Я не знаю, специально автор так сделал или оно само получилось – но я настоятельно советую всем, кто будет эту книжку читать, дочитать ее до конца. Это нетрудно, потому что она хорошо написана – в смысле хорошим, интересным языком, неочевидными словами и яркими образами – и, главное, это того стоит.

Я испытываю к этому роману такие теплые чувства еще и потому, что он чем-то похож на Калейдоскоп – множество героев, отказ от России как главного места действия или места притяжения, большой объем. Во всем остальном он на мою книжку не похож, но, читая «Вечность...», я  все время думал, что очень трудно дебютировать таким романом – он большой и сложный и его трудно запихнуть «в обойму».

Но зато можно сказать, что у этого романа еще много лет будут появлятся новые поклонники, а от автора, у которого такой дебют, хочется ждать новых книг – а это не так уж часто случается.