Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:16  /  10.03.15

5132просмотра

Умный лагерь Марабу

+T -
Поделиться:

Я уже рассказывал об Умном Лагере Марабу, который мы придумали вместе с Екатериной Кадиевой и делаем вместе с разными замечательными людьми.

Сегодня я хочу рассказать, как так получилось, что мы занялись этим, довольно необычным для нас, делом – и почему мы надеемся, что один летний лагерь может оказаться частью большого и важного дела. 

Полтора года назад мы с Катей удивились бы, если бы нам кто-то сказал, что мы организуем что-нибудь подобное. Мы переехали жить в Париж и понемного налаживали там свою жизнь... но потом случился Крым, а следом поднялась новая волна эмиграции из России. Мы консультировали желающих уехать и раз за разом сталкивались с тем, что родители, приложившие много усилий к тому, чтобы наладить жизнь своих детей в России, опасаются, что не будут так успешны после отъезда. Беседуя с потенциальными эмигрантами и с теми, кто уже давно уехал, мы волей-неволей задумались о том, что это значит: воспитывать детей в современной Европе, когда ты - эмигрант из России.

Многие родители боятся, что их дети не смогут адаптироваться к новой стране. Эти опасения понятны, но одной из главных причин является вовсе не то, что детям предстоит выучить новый язык и культуру, а то, что в мультикультурной Европе дети из России не знают, чем они должны гордиться. Дети из Африки знают, дети из Китая знают еще как – а из России не знают.

Между тем, гордость за страну происхождения – важная часть идентичности в современном мире. Конечно, если тебе повезло и ты родился французом во Франции или немцем в Германии – то можно не заморачиваться. Но если ты приехал из Ирана, Китая или России – тебе лучше не стыдиться своих предков, а знать, чем ты можешь гордиться.

К этому можно добавть, что для многих детей, которые живут в русскоговорящих семьях, русский язык оказывается неинтересным языком общения с бабушкой, домашнего занудства и чтения длинных скучных книг из русской классики.

Дети, с которыми они общаются, говорят на местном языке – и даже если это дети из русскоязычных семей, то между собой они почти никогад не общаются на русском. Для тех, кто уехал в раннем подростковом возрасте, к этому добавляется то, что часто уровня их нового языка не хватает, чтобы подружиться с детьми их интеллектуального уровня. «Умные русские дети» оказываются слишком умными, чтобы внятно излагать свои мысли на пока еще чужом языке.

Так мы осознали задачу: необходимо найти какие-то ценности русской культуры, которые позволили бы объединить вокруг них говорящих по-русски детей из разных стран. Кому-то это помогло бы лучше осознать русскую часть своей двойной идентичности, кому-то – побороть подростковое одиночество, а всем вместе дало бы возможность обрести новые ценности, которые, хочется верить, помогли бы в будущей взрослой жизни.

Осталось понять, какая это может быть ценность. Это, конечно, не могут быть «духовные скрепы», насаждаемые официальной пропагандой. Не может быть религия, которая помогала первой волне русской эмиграции. Не может быть «старая» культура XIX века – уже и ХХ век закончился, какой уж тут XIX.

Что же это может быть?

В какой-то момент мы нашли решение там, где не ждали – но началось все с несущественной мелочи.

Мы с Катей – сами родители мальчика-подростка и, наблюдая за его школьными успехами, заметили, что метод преподавания математики в Европе не самый оптимальный: в средней школе ученики получают разрозненные знания, зато в старших классах за четыре года героическим наскоком осваивают весь необходимый объем. Но до этого доходит не у всех: многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так и проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика – это и увлекательно, и красиво.

Скажу сразу, что в этой системе есть свои плюсы – например, дети с ранних лет приучаются принимать решения, выбриать то, что им интересно, и в результате вырастают более сознательными гражданами. Минусы, с точки зрения всего общества, не так уж страшны: по-настоящему математически-одаренные дети все равно идут в нужную сторону, так что в итоге образуется достаточное количество хороших математиков или физиков.

Жалко только детей, которые так и не узнают о красоте математики.

Мы поговорили с другими родителями и поняли, что они тоже помнят, как легко было учить математику, когда она была структурна и представляла из себя продуманный курс, а не разрозненный набор знаний из разных ее областей. Мы вспомнили, что в России до сих пор существует традиция математичекого образования – она наиболее известна благодаря матшколам, но ими не ограничивается. Так, в России десятки лет существуют летние матлагеря.

Мы попытались найти нечто подобное в Европе (мы помнили, что в Америке подобных лагерей было довольно много), но при всем богатстве выбора спортивных, языковых или художественных лагерей, научных лагерей обнаружили совсем немного. В конце концов, мы решили делать такой лагерь сами – но в первые же недели идея математического лагеря на русском языке трансформировалась в идею сделать просто образовательный лагерь, где в первой половине дня с детьми занимаются математикой и точными науками, а вечером приглашенные специалисты рассказывают им о гуманитарных науках.

Тут мы и поняли, что важной русской ценностью, которая сохранилась – и, возможно, даже усилилась – в ХХ веке является ценность образования. Это, конечно, не уникальная русская ценность – но это даже хорошо, потому что миф об уникальности того или иного народа давно не вызвает энтузиазма. Заодно решается вопрос о том, Европа Россия или нет: разумеется, да, потому что русское образование – европейское по своей сути и структуре, а математика, физика или, скажем, семиотика – вполне универсальные ценности.

К тому же, там где образование – там и наука с культурой: жившие в России или уехавшие из нее ученые и изобретатели, писатели и композиторы, лауреаты Нобилевских и Филдсовских премий, создатели межданародных IT-компаний и сервисов.

Мы много лет занимались в России разными детскими и культурными программами, поэтому понимали, что у нас есть все, чтобы сделать по-настоящему Умный Лагерь, который решит все те задачи, о которых я писал чуть раньше.

Мы привозим из России опытную команду учителей и набираем русскоязычных guest stars на гуманитарную часть по всему миру.

Приглашаем русскоязычных детей из разных стран – и в результате русский оказывается не только единственным языком их общения, но и перестает быть только домашним языком: это язык, на котором можно говорить о новом и интересном, общаться с новыми друзьями и приобретать новые знания.

Мы собираем умных, творческих и креативных детей, говорящих на одном языке – и они понимают, что другим умным и творческим детям с ними интересно. Как мы писали, для многих это важно, поэтому Умный Лагерь Марабу помогает решить проблему с одиночеством и заниженной самооценкой.

Мы нашли прекрасный пансионат в Чехии, в Корконошском национальном парке. Пригласили Линор Горалик беседовать о литературе, Сергея Гуриева – рассказывать об экономике, Асю Штейн – о семиотике, а Андрея Десницкого – о библейской поэзии. Объявили о нашем Умном Лагере в январе и в настоящий момент уже более чем наполовину заполнили две смены.

Самым удивительным для нас оказалось то, что среди будущих участников Умного Лагеря Марабу оказались не только дети из Европы, но и жители Грузии, Казахстана и США. И неожиданно много детей из России – потому что, видимо, запрос на общие ценности важен не только для детей, живущих вдали от родины русского языка.

Конечно, я не думаю, что ценности образования, ценности науки и культуры, должны быть единственными ценностями, на которых может держаться русская идентичность.  Нам кажется, что деятельность проекта "Сноб" всегда была направлена на близкие цели, поэтому мы предоставляем скидку в 15% всем участникам проекта. Для получения скидки, пожалуйста, впишите при оставлении заявки на сайте слово "Сноб" в поле для дополнительных комментариев.

Мы будем счастливы, если благодаря Умному Лагерю Марабу, нам удастся сделать хотя бы небольшой шаг к тому, чтобы дети, говорящие по-русски, могли гордиться своими корнями.