…Поначалу в этой фантастической истории вроде бы все не так уж плохо. Тем более, если есть, как говорится, в кармане пачка сигарет… Впрочем, для грешной души, попавшей, по всем правилам, в Ад, в романе «Приманка» московского писателя Андрея Клепакова созданы совсем другие условия. Поскольку сидящий в адском котле главный герой - бывший врач и профессиональный циник, то и атмосфера в преисподней соответствующая. Коррумпированная и прогнившая. Черти взятки берут, поэтому отсидеть здесь можно, даже не вспотев. Только не за сигареты и бухло, поскольку их сюда не протащить, а за воспоминания о земных усладах. Пляж, девушки, туда-сюда. По сюжету, наш врач готов платить, и поэтому рассчитывает провести время в Аду до следующей инкарнации в довольно-таки  сносных условиях. Словом, не бремя – умирать, поскольку есть дела и поважнее.

Уже интересно, как все там устроено, не так ли? И подобных неожиданных поворотов в романе сколько угодно – ведь тема позволяет, а жанр обязывает. Тем более, если это трилогия с главами «Ад», «Земля» и «Рай». Но удивительнее всего даже не превращения души, а приключения обслуживающего ее, так сказать, персонала. В том числе, любовные, как ни поразительно, согласитесь, в аду. Так, за главным героем в преисподней наблюдает ангел Мисюэль, поставленная Высшими Силами следить здесь за порядком. В ее обязанности входит шефская работа с грешной душой, она стремится наставить нашего героя на путь раскаяния и отказаться от дачи взяток. С другой стороны, конечно, темные силы, которые, как известно нас гнетут. И в данном случае – это демон Оринас, в чьем ведении находится грешная душа нашего героя. «Перевернувшись на спину, я закинул руки за голову. Неподвижно замер на поверхности воды. - Ну что же, не так уж плохо я устроился на этот раз, — подумал я, лениво наблюдая за пляской демонов в адском небе. — Надеюсь, экскурсии сюда водят не слишком часто. Одна из теней стремительно спикировала ко мне. — Блин, накаркал, — прошептал я. Раскинув крылья, демон опустился на край котла. Я поспешно отплыл на середину. Демон молча демоническим взором смотрел на меня демоническими очами. Потом он крылом попробовал воду, стряхнул капли. — Курорт, — показал демон клыки».

Неудивительно, что, зная про упомянутые «неуставные» отношения и получив воспоминания своего подопечного о любви, любой из обслуживающего адского персонала может и сам испытывать подобные чувства. И вот уже демон влюбляется в ангела, и та неожиданно для нее самой отвечает взаимностью.  Наш герой, как может, помогает своим наставникам. Шекспир, как говорится, отдыхает.

Но как бы там ни было, перед нами все же роман – фантастический, приключенческий, почти детективный, а не только любовный. И канва историческая, по которой вышивается основной сюжет о приключениях заблудшей души, здесь ох как важна. Так, вторая часть «Земля» начинается с трагедии в армянском селении, где турецкие солдаты в свое время надругались над армянской девочкой. Именно это дало начало все истории, рассказанной в дальнейшем. Целая цепь перевоплощений и перерождений, в результате которых – а также в силу перенаселения Земли душами, которые посланы сюда после закрытия Ада и Рая – начинают происходить совершенно невероятные вещи. Во-первых, любовь торжествует, что уже, согласитесь, необычно и хорошо. Тем более, во времена, когда правит Берия, опальный Хрущев сослан послом в Тмутаракань, а на Жукова готовится покушение. То есть, как все уже поняли, мировая и заодно советская история пошла в романе по альтернативному пути. «В начале весны, как ему и было положено, умер Сталин, и начался этот самый, ну, тот, который полный. Ад закрыт, а глубокие слои еще и запечатаны. Вождю народов просто некуда деться. Положили в мавзолей. Всколыхнулись все замурованные в кремлевской стене, зашевелился и сам Основатель. Миллионные эманации всенародного горя. Плюс выдавленный, в прямом смысле, из народа во время похорон гаввах, растекшийся по Москве, при условии сильно сократившегося количества сущностей, способных его усваивать, — все вместе создало в стране ситуацию перегретого котла»

И действительно, упомянутое перенаселение душ оказалось хуже нынешнего глобального потепления. Очередные репрессии, аресты, побеги – вот что ждет страну и заодно наших героев, но нам, в принципе, исходя из литературной истории, не привыкать.

А вот к чему привыкнуть сложнее, так это к воцарившемуся в третьей главе «Рай», как уже все догадались, персональному аду. Время, к тому же, сместилось в позапрошлый век, и необитаемый остров в Тихом океане приютит и грешников, и праведников, и что интересно, даже их бывших надсмотрщиков включительно с папуасами и приплывшими англичанами. Не говоря уже о высшем начальстве, прибывшем к единственным (хоть и грешным) душам на земле с предложением от папы все изменить. «— А если все приблизительно то же самое, какой смысл одно человечество на другое менять? — удивился демон. — Нас не спросили, — ответил архангел. — Но почему мы? — снова поинтересовался демон. — Сам не понимаю. Его решение. Так что мне передать наверх? — ткнул он пальцем в невидимое в тумане небо. — Отказываетесь?».

Интересно, конечно, узнать, что предлагают нашим героям, но главное все-таки не это, а то что все в итоге должны узнать и друг друга, и любовь, и прочие прелести персонального ада. Хотя, как кому покажется при прочтении этой нетривиальной книги с небанальной интригой и необычным сюжетом.

Андрей Клепаков. Приманка.– М.: АСТ, 2021. – 640 с.

Иллюстрация: Waldemar von Kozak