Все записи
18:26  /  26.02.17

3437просмотров

Весь покрытый плесенью, абсолютно весь...

+T -
Поделиться:

В очередном отступлении от норм белозубого позитивизма, а именно — в «Острове знаний» Марсело Глейзера (СПб.: Питер) автор интересуется: а можем ли мы сказать, что знаем все? Или же существуют какие-то фундаментальные ограничения, дальше которых наука продвинуться не в состоянии?

Если честно, то суть современной науки, как подсказывают недавние открытия НАСА, зависит не от количества открытых планет, а от умения обслуживающего персонала объяснить всему миру, куда деньги деваются. И эпиграфом к этой книге не зря выбраны слова Вернера Гейзенберга, немецкого физика-теоретика, об относительно точном месте нахождения вышеупомянутых денег. «Мы должны помнить, — предостерегал он, — что то, что мы наблюдаем, — это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов».

Таким образом, наука как сказка о том, что мы видим и что, по нашим предположениям, может существовать в мире (жизнь на Марсе, роботы в шкафу, пока муж в командировке, успехи НАСА), раскрывает лишь часть общей картины, а значит, по определению ограниченна. Возможно, успокаивает нас автор книги, со временем часть неизвестного станет известным и будет включена в наш научный опыт. Однако сам при этом посвящает свою книгу как раз доказательству того, что некоторые тайны так и останутся неразгаданными.

В первой части автор рассуждает о Вселенной, ее происхождении и физической природе, а также о том, как наши постоянно увеличивающиеся знания о космосе формировали наше понимание самих себя. Вторая часть его книги посвящена природе материи и материальной составляющей нашего мира — от размышлений древних алхимиков до современных квантовых теорий. Наконец, третья часть — это приключения в мире разума, компьютеров и математики. При этом наше внимание обращают на то, как все эти факторы связаны с ограниченностью наших знаний и характером нашей реальности.

Но главное, автор не хочет грешить «религиозным мракобесием» и не рассказывает ни о Деде Морозе, ни о Боге. А зачем? Неполнота знания и ограниченность нашей «научной» картины мира, как отмечает он, делают поиск смыслов еще интереснее. «Современная наука отказалась от устаревшего картезианского противопоставления материи и духа в пользу строгого материализма, — заявляет он, летя на высоте 30 тысяч футов со съемок фильма. — Личность — это пьеса, которая разыгрывается в нашем мозгу, а мозг — это совокупность взаимосвязанных нейронов, через которые постоянно проходят электрические импульсы». А если отключить электричество и заодно автопилот?

Впрочем, ничего не случится, ведь, по мнению автора, наши уши не улавливают звуки, не входящие в их диапазон восприятия. Но это уже лирика, которую физики всеми своими органами не воспринимают, а зря. «Самого главного глазами не увидишь», — говорил Лис Маленькому Принцу в сказке Антуана де Сент-Экзюпери, тоже, кстати, летчика.

Марсело Глейзер. Остров знаний. - СПб.: Питер, 2017

 

https://fraza.ua/analytics/25.02.17/257495/novinki-nauchpopa-seks-s-robotami-poluostrov-nauki-i-zhizn-ejnshtejna-na-kuhne-.html