Все записи
11:15  /  3.12.17

1387просмотров

Не вынимая из штанов

+T -
Поделиться:

…Интересно, эта книжка вышла раньше, чем роман Анны Козловой? Если да, то «Национальный бестселлер» ее «F20» получил по большому гамбургскому счету не совсем заслужено, и вот почему. Там роман с шизофренией, здесь – шизофрения без всякого романа, рассказы сами выстраиваются в систему отказа от реальности. У Козловой внутренний мир сестер-героинь складывается под воздействием если не болезни, то, по крайней мере, лекарств от нее, вялотекущей. Героям Оксаны Велит в сборнике рассказов «Добро пожаловать в ад» лекарства не нужны, их от жизни прет, как Бондарчука в «Даун Хаусе».

Наоборот, самое интересное начиналось, «если Прохоров забывал принять таблетку». Тогда «они приходили и стояли у изножья кровати, строгие и молчаливые. Вовка протягивал Прохорову мяч, глядя на него сквозь мясную дыру в лице, а у Женьки была машинка на веревочке». В этой прозе они с детства, с рождения такие, и быть одним и тем же персонажем на протяжении всей книги им не обязательно: упоминающаяся повсюду Марта светится в каждом из рассказов ядовитым грибом, а все остальное время мы почему-то помним о ней, как будто все тут заразились ею и поминают ежечасно. Воистину прав был Мюнхгаузен – у кого еще есть такая женщина?

Впрочем, автор не настаивает, и тогда появляется Анна или Мария, обе ничуть не хуже. «Она считала смерти, загибая пальцы. Считала их крестиками в блокноте и, как овечек, перед сном». И даже если героине бывает от роду  лет пять или девять, ее уже обманывают родители, бабка, сосед и еще куча народу, вот почему она этакой фурией-мстительницей незримо присутствует в каждой страшилке из этой инфернальной книги. Со временем умудряясь вырасти, попасть в ад и даже там морочить голову мужчинам. Причем иногда без помощи рук, одними губами. То есть, пардон, словами, что, в принципе, не хуже, поскольку все равно. «Даже если они, ошалев от вина и одиночества, станут трахаться прямо здесь, наутро им вряд ли удастся вспомнить лица друг друга».

А так атмосфера в книге, конечно, гнилая. Тлен, немощь, с работы выгнали, с мертвой мамой повстречались. Из предтеч лучше не бытовую прозу Козловой упоминать, а например, Мамлеева и Нарбикову, Купряшину и Олега Разумовского. Из активных же «цветов зла» просится русская готика таинственного Владимира Демичева, если знаете его «Хранителя детских и собачьих душ». У нашего автора тоже есть хранители, но они в аду, а в остальное время, напомним, ничего хранить не надо - жизнь бьет ключом, только успевай увертываться.

Эти самые друзья-хранители, кстати, тоже родом из классики жанра, если помните  Джимми Джиммирино, и Микки Микеранно из «Лапы-растяпы» Селинджера – выдуманных персонажей, с которым спала маленькая героиня. В нашем случае это существо Отченаш, которое живет лишь в воображении – вначале с девочкой, а когда его забыли, то с мальчиком, который вместе с ним зарезал свою любимую, чтобы после этого самому пасть, так сказать, жертвой ревности. То есть, и здесь наш автор в жанровом смысле пошел дальше Козловой, у которой призраки толком даже потрахаться с живыми героями не могли, не то чтобы выпустить себе кишки по их просьбе. И если в упомянутом романе «F20» все было хорошо, если бы не болезнь, то у Оксаны Велит гораздо круче.

Хорошо у нее лишь мертвым, они не только не потеют, но еще играют в мяч, рисуют в аду картины и дают творческую силу героине, когда та видит свежие трупы. «Едва она делала шаг в сторону, из нее как будто начинало выветриваться вещество жизни. И, наоборот, стоило ей приблизиться к телу, сама Анна как будто становилась плотнее, четче». Врачи бы здесь точно помогли, репрессивную психиатрию еще никто не отменял, но тогда бы, опять-таки, получилась Анна Козлова, а у нас, напомним, речь об Оксане Велит, просьба не путать столичный снобизм с нутряной тоской. И она там не одна, вне зоны доступа «людей в белом» - в подобном жанре еще смертельно живы и Елена Мордовина, и Лиза Готфрик (та самая, из сегодняшнего шорт-листа Григорьевской премии). Это такие авторы, знаете… Все о них, как в этой прозе, говорят, что чернуха и дурдом, а сами, «конечно, читали по ночам. Одной рукой переворачивали страницы, другую засовывали в штаны и думали - вдруг правда?»

Не вынимая из штанов, ответим, что, по крайне мере, вполне может быть.

 

Оксана Велит. Добро пожаловать в ад. – К.: Каяла, 2017

http://www.lulu.com/shop/%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%B0%D0%B4/ebook/product-23408862.html

Новости наших партнеров