Все записи
12:07  /  2.05.20

210просмотров

(Не)сахарная глазурь Ольги Рапай

+T -
Поделиться:

Авторка этих «пряничных» фигурок родом из Харькова, из семьи репрессированного поэта и драматурга Переца Маркиша и репрессированного как «член семьи изменника Родины» филолога Зинаиды Иоффе, падчерица расстрелянного за «украинский национализм» языковеда и переводчика Бориса Ткаченко. Шамот и глина, ангоба и глазурь тоже родом из детства и контрастом дальнейшей биографии. Налицо лубочный динамизм с академической профанацией жанра плюс балаганный разгул фарфоровой эстетики с оглядкой на гениальных предтеч и не менее бесноватых современников. Так менял формы жанрового бытия Пикассо, изменяя живописи со скульптурой. Так заигрывала с народным примитивом Мария Синякова и хватался за его спасительную эклектичность сгорающий в рамках соцреалистического официоза Параджанов. Главное при этом не форма, но состояние души, беззаботно выложенной в мозаику формализма.

Итак, местечковая пластика киевской школы декоративного искусства, совмещающая городской романс с изящной нелепостью сельской культуры. Салон или музей? Китч или наив? Так облаченная в глазурь глина становится керамикой только при условии высокого градуса мастерства. Так официозный факультет скульптуры, который окончила Ольга Рапай, оказывается прикладным факультетом ненужных вещей. Так национальная принадлежность любого искусства оплывает либо монументальным прагматизмом, либо мещанской свечкой декоративно-прикладной моды на личную, не обязательно советскую Родину.  В случае Ольги Рапай сыграла роль семейная традиция, приведшая к библейской мудрости, а также сыгравшая в ящик мода на Украину, забредшая в Киев имени Булгакова с Параджановым тенью забытых предков.