Все записи
11:18  /  8.06.20

169просмотров

Правильные глаголы Франс Требюк

+T -
Поделиться:

…Как и положено настоящим мастерам (чего-то стоящим на рынке инсинуаций), автор этого альбома – эскизы, акварели, наброски – не уверена в стойкости своего profession de foi. Она колеблется вслед гениальным теням на своем рисунке, она сомневается по дороге к совершенству. Не может отделить хорошее от лучшего или сказать, что значит – быть современным художником. «Вести линию на листе рукой, которая не всегда идёт в правильном направлении», - ответит она, и обязательно добавит о необходимости «волноваться, восхититься, ошибиться». Какая-то филология, не правда ли? С одним лишь маленьким отличием, о котором говорил Винсент Вега, и которое отличает «европейскую» культуру от «американской» (и живопись-графику, соответственно, тоже).

Все глаголы у нашего автора – правильные, все линии – волнительны, восхищения достойны даже ошибки, а если подробно, то и «за тысячу крикливых попугаев» вам не отличить оригинал от подлинника. Оригинал – это «филологическая» графика автора и его «литературная» живопись, в который росчерки пера, напоминающие все что угодно – от Пушкина до Доре – остаются культурным эстампом (не штампом!) эпохи постмодернизма. В то время как «подлинник» - это «узнаваемые» сюжеты – венецианские, парижские, римские – в которых Гойя может улыбнуться вам гримасой ужаса из «Капричос», но ведь сегодня это уже «расщепленное искусство», разменявшее, словно у классика, свой ласточкин росчерк пера на его (пера) пробу.

На самом деле, в искусстве оставаться «подлинно оригинальной» Франс Требюк превозмогла «неправильную» инерцию ХХ века – скатываться в трюизмы жанра, стилизации, копирования. Даже цитата у нее, по определению – это поющая в терновнике памяти цикада: о быке, превращенном Пикассо в муравья, о фигурах Гуттузо, словно дождавшихся второго пришествия уже на парижских мостовых, о холодной манере Кента, залетевшего в теплые края постимпрессионизма.

Здесь даже традиция – модернистская, и архитектура – не Гропиуса, а Корбюзье, а если уж седая старина портиков и колонн, то все равно «правильная», «европейская», и где как не в Риме застыл столбом «шинельный» Гоголь, и обо что как не о сырой пол гостиничного номера в Венеции гасит, не вставая с кровати, Бродский свои сиротские сигареты… Сангина, тушь-перо, акварель-фломастер – это все техника, настоящее же волшебство, господа, в «правильном» их применении. А уж чудо, возникшее во время работы, не требует подписи мастера – какого бы то ни было – о чем, собственно, и речь в начале этой «неправильной» эпистолы автору.

 

Франс Требюк. Живопись, графика. – К.: Каяла