Все записи
16:21  /  10.07.20

396просмотров

Кому и кобыла

+T -
Поделиться:

...Затейливая, филигранная проза, необязательные пассажи, на которых автор романа не экономит, вдохновенно преодолевая интонационные подлеты. Сам он вот как определяет свой стиль: «Так птица, оказавшись в пустоте неба, выделывает все новые фигуры, пока не превратится в камень».

Так когда-то писал Набоков, так нынче пишет Николай Кононов и Андрей Лебедев, так могли бы писать представители новой волны искренности вроде Олега Зоберна. Игра в сновидения, конструирование снов на проезжей части текста, когда, казалось бы, надо спешить к невесте, а герой вздремнул на лавочке в городском парке, в сгущающейся атмосфере беды а ля Булгаков. Городской сумасшедший онанирует на его сны, краска липнет к штанам, а он все дремлет. А потом оказывается, что вовсе нет, и, как в песне «Аквариума», это не старик, а совсем молодой Иван Сусанин, обманувшийся Кафка и взгрустнувший Хармс.

Все это напоминает фильм «Безумный день инженера Баркасова» и сагу нового русского кино об уезжающем не по своей воле парне, провожаемом всем миром. В этом романе ведь что главное? Вряд ли фабула, в которой день свадьбы уже назначен, и осталось лишь догулять последние месяцы свободы. Главное – внутренний сюжет, где роль тамады и заодно свидетеля былых преступлений берет на себя город. Именно он верховодит в этом лабиринте микроскопических происшествий, ткущий тонкую ауру вселенской катастрофы.. Как обойти ловушки любви, если сам же их и устраиваешь на пути к сомнительному счастью? «Кому и кобыла – невеста», – говаривал сторож у одесских классиков, а нынче свадьба грозит вылиться в пресловутые поминки по этому мещанскому стилю в оборках городской ностальгии по настоящему.

 Дмитрий Рагозин. Невеста. – М.: Новое литературное обозрение