Все записи
22:01  /  8.10.20

306просмотров

Надежды маленький заводик

+T -
Поделиться:

…Задача каждой антологии – подобрать авторов одной темы, эпохи или жанра. Эпохальный сборник «Свеча негасимая» отвечает лишь одному правилу – в нем представлены тексты, созданные в наше время. Авторы пишут в разных жанрах, и кроме текстовых есть живописные и графические работы; темы у всех разные – вечные, житейские, на злобу дня… А вот время выдает общие черты любой географической и жанровой привязки. И независимо от того, где живет автор – в антологии их представлено немало, разбросаны они по миру от Канады до Германии и от Нью-Йорка до Киева – именно время определяет общие черты современной поэзии и прозы.

В данном случае в сборник вошли стихи и проза 37-ми авторов, живущих в разных частях света и пишущих на русском языке: Татьяна Ивлева (Эссен), Игорь Шестков (Берлин), Владимир Базан (Париж), Наталья Шабло (Москва-Химки), Римма Запесоцкая (Лейпциг), Миясат Муслимова (Махачкала), Александр Айзенберг (Гамбург), Алексей Глуховский (Баден-Баден), Инна Иохвидович (Штутгарт), Виталий Амурский (Париж), Георгий Яропольский (Нальчик), Лера Мурашова (Москва), Владимир Титов (Париж), Леся Тышковская (Париж), Ольга Шушакова-Гамарник (Петах-Тиква), Нелли Бородянская (Петах-Тиква), Артур Новиков (Киев), Юрий Радзиковицкий (Ессен), Антония Гутова (Потсдам), Владимир Сычов (Берлин), Александр Спренцис (Киев), Олег Гулько (Париж), Татьяна Ретивова (Киев), Евгений Лесин (Москва), Наталья Говша (Миссиссога, Канада), Андрей Гущин (Киев), Галина Комичева (Киев), Леонид Блюмкин (Гамбург), Анна Германова (Оффенбах-на-Майне), Борис Марковский (Бремен), Алекс Щегловитов (Нью-Йорк), Борис Фабрикант (Борнмут), Мария Савкина (Санкт-Петербург), Лали Ципи Михаэли (Тель-Авив), Ирина Батальская (Висбаден), Ирина Мацкевич (Минск), Юрий Бобров (Мюнхен), Дмитрий Гаранин (Нью-Йорк), Андрей Коровин (Москва), Наталья Гребенко (Пльзень), Михаил Синельников (Москва).

Также представлены коллекции рисунков и чёрно-белых фоторабот: Владимира Сычёва (Берлин), Владимира Базана (Париж), Владимира Титова (Париж) и Натальи Говши (Миссиссога, Канада). В случае же «свечной» семантики, предложенной в предисловии сборника – символ возрождения, возобновления, новой жизни – душа порой и не такой этимологии запросит, и свечной заводик отца Федора, если уж вспомним символику Рождества, а также обновленцы и прочие механизмы творческой ревизии будут весьма кстати. Поскольку тяга к свету, конечно, хорошее дело, его вечная сила – тоже неувядаемый образ, но что в итоге видят и слышат авторы, летящие, словно мотыльки, на свет очередного символа эпохи?

При этом уже намечается более интересная градация авторов, и представители ее групп объединены общим видением, проживая не только в разных странах и на разных континентах, но и пребывая в разных возрастных и весовых, по гамбургскому счету, категориях. Не обязательно в данной антологии. Вот, скажем, у Владимира Шесткова из Берлина благая весть при ближайшем рассмотрении (и освещении) оказывается пусть и не очень современной, смахивая на библейский канон, но вполне типичной для жаждущих огня. «Когда мы поднялись наверх, машина уже стояла перед спуском, - вспоминает герой его рассказа — Быстрей, быстрей, вы что, не знаете, что происходит?! — вместо приветствия нетерпеливо проговорил водитель. — Нет, а что? — спросил я. — Ну, как: все разваливается! — воскликнул он». Соответствующий времени и месту аналог мы бы взяли у следующего автора, если бы он был включен в антологию, но свои свечи духа Павел Лемберский зажигает по ту сторону Атлантики в одиночку, а в целом ситуация у него в точности повторяет берлинскую. Точнее, продолжает ее. «С холма по ту сторону реки спускается небритый мужчина в кремовом пальто и говорит упавшим голосом: «Всё кончено». А внизу все: «Что, что кончено?» А он им: вы что, оглохли? Я же кажется ясно сказал: всё».

Впрочем, не сказать, что все мы стараемся – вырваться из пут мрака, победить тьму, сумерки и серость бытия – означает ничего не сказать, в том числе, о творческих подвигах участников антологии «Свеча негасимая». «Подсвечник медный цвета купороса / Поддерживал её в ночном бою. / Сто тысяч лет никто так не боролся / За душу опалённую мою», - смело ступает в морок страниц Татьяна Ивлева (Эссен), составившая сборник.

И все-таки, пока горит свеча и надежды маленький заводик, перефразируя всех классиков сразу, стучит в наши сердца – да простится подобный хрестоматийный пафос – наверное, есть смысл собирать подобные антологии, объединяя и страны, и континенты, а главное, освещая путь «мотыльковому» творчеству наших дней.

Свеча негасимая. — Составитель Т. Ивлева. - СПб.: Алетейя, 2020 - 324 с. - (Серия «Коллекция поэзии и прозы»).