Все записи
21:01  /  18.10.20

292просмотра

Жизнь по мотивам

+T -
Поделиться:

…В этой необычной книге происходят вещи поистине мистические. Впрочем, может ли быть иначе, если речь о литературе, волшебной силе чтения и любимых книгах, которые, как оказывается, сопровождают нас повсюду. Иногда не только украшая, но и меняя саму жизнь. «Искусство читать книги» Анатолия Контуша – как раз об этом, о магии виртуального мира, заключенного в тексте. Недаром подзаголовок предупреждает, что перед нами «Записки путешественника», ведь маршрут автора пролегает не только по странам и континентам, но и по соответствующим месту и времени книгам. Париж – Гюго, Эдинбург – Стивенсон, Буэнос-Айрес – Кортасар. При этом мистика проявляется уже в первом из всех последующих приключений в Стране любимого чтения. «И в этот момент я внезапно вспомнил, - отмечает автор, - как при въезде в Эдинбург только что прочитанное показалось мне похожим на реальность. Я перечитал последний абзац, и это ощущение возникло снова, так что мне пришлось помахать головой, чтобы отогнать его и снова погрузиться в чтение».

Здесь, возможно, судьба обыгрывает сюжет «Преследователя» того же Кортасара, где порой мысль точно так же опережает время, и целая жизнь разыгрывается в прогоне между станциями метро. В «Искусстве читать книги» задан тот же вектор перемещения в реальности, независимо от того, читает автор очередную книгу в самолете до Парижа или на пароме до Монтевидео – эффект включения сюжета в жизнь (и выключения при этом реальности) в любом случае срабатывает. Иногда кажется, что жизнь начинает складываться по законам жанра, а маршрут  задают те или иные обстоятельства, совпадающие с событиями в очередном романе. «Я закрыл книгу и положил ее на одеяло перед собой, будучи почти уверен, что сегодня весь день со мной происходило что‐то из того, о чем я читал», - подтверждает автор.

Конечно, это не былая романтическая мода на «литературный» быт, когда пили кальвадос, как у Ремарка, и ром, как у Хемингуэя, но интрижка с незнакомкой при таком раскладе, тем не менее, обязательно случается именно в Париже, а коррида, соответственно , происходит в Мадриде. Да и сандвич с горгонзолой в Дублине бывает не грех запить добрым стаканом бургонского, как в «Улиссе» Джойса. «Вряд ли это могло быть случайностью, - продолжает терзаться наш герой, - но по каким‐то причинам так происходило только тогда, когда я читал книги там, где происходило их действие. В этом была какая‐то закономерность, но в чем именно она состояла, оставалось совершенно непонятным».

На самом деле, здесь и к бабке не ходи, вы не находите? И пускай в данном случае у нас не такая уж логоцентричная физиология, как у поэта, когда «ты меня читаешь, / я в тебя вхожу», но мистика, согласитесь, имеет место быть. Равно как и уверенность в том, что читать книги стоит-таки в должное время и в нужный час. Что будет, например, если прочесть «Робинзона Крузо» не в первом классе, а на третьем курсе, как приятель автора этих строк? Страшно подумать, чем может закончиться при этом поездка на рыбалку. А так, если мировая классика сопровождает вас, как в «Искусстве читать книги», по всему свету, то в любой ночлежке вам будет и стол, и дом, и Джек Лондон с Максимом Горьким в придачу. В этом, наверное, и заключается искусство проживать жизнь с любимыми книгами, по которым ее и можно иногда строить. Словно литературный маршрут.

 

Анатолий Контуш. Искусство читать книги. – СПб.: Алетейя, 2020