Все записи
11:39  /  20.03.21

287просмотров

Грустный улов

+T -
Поделиться:

Творчество этого автора, как правило, представляют в программе «Мастера», что вполне соответствует его профессиональному статусу. Графика – как  тип мировоззрения, рисунок – дань реалистической традиции, возведенной в цеховую веру. Ассоциативность образов, порой представленных на очередной выставке Стаса Гедзевича с неожиданно-урбанистическим названием «Хук» (а бывали еще «Ч/Б», «Вот и лето прошло» и др.) кроит неожиданную кино-канву восприятия.

И неожиданно перекликается с фильмом «Трудно быть Богом» Алексея Германа. Во-первых, сюжетные блоки (портреты, натюрморты, пейзанские сценки) словно взяты из средневековой копилки Брейгеля и Гойи. Во-вторых, автор рисует, как Бог. Таких теперь не выпускают. А если и выпускают, то слишком часто они тут же ассимилируются, мимикрируют, а то и деградируют в модные течения. Трудно быть Богом с такими верующими.

Как видим, непривычно-привычная безыскусность высокого искусства, живописный рисунок все охотнее напоминает офорт. В жанровом преобладают барбизонские красоты местных пейзажей и немного осенней бытовой схоластики. Грустный улов женских портретов, крысиные тушки на память о щедрой трапезе лета, рифмующаяся с фламандской школой щедрость натюрмортов вперемешку с остро отточенной серьезностью Брейгеля, которому чуточку не хватает сумасшествия Босха.

Автор недаром считается учеником Виктора Гонтарова, великого слободского мистика, засеявшего ландшафтные полотна платоновской тоской с обязательным гоголевским прищуром. Впрочем, у Стаса Гедзевича в литературных предтечах, скорее всего, Гофман и Рабле.

От выставки к выставке художник словно старается попасть в такт лишь ему одному ведомым ритмам окружающей живописной вселенной, выраженным принципиально графически, то есть, честно, без стилизаторской лессировки. Старается, пишет, ловит отзвук и солнечный блик на вечной, черно-белой палитре своего мировоззрения. Говорят, так мельница, крылом махая, с земли не может улететь. А если улетает, то в личную, вечную классику транзитом через современность.