История возникновения вибрафона

   Впервые прототипы современного вибрафона использовались в яванских оркестрах более 1000 лет назад. Те инструменты представляли собой резонаторы, но которые были положены 6 бронзовых звучащих пластинок. Это были одни из двух прародителей вибрафона. Вторым является маримбафон,      происходящий родом их Африки и завезённый в США в эпоху колонизации. 

    В 1916 году Герман Винтерхофф, сотрудник американской компании Leedy, начал эксперименты по созданию так называемого VOX HUMANA, или человеческого голоса, при этом Винтерхофф использовал принадлежащий его компании стальной маримбафон. В процессе поиска лучшего звучания были приняты попытки сконструировать вибрафон различным образом: поднимались и опускались резонаторы, менялась величина лопастей внутри, варьировалась толщина звучащих пластин. Крутящиеся лопасти между пластинами и резонаторами приводились в движение электрическим мотором, создавая тем самым желаемый эффект “вибрато”. В итоге первый музыкальный инструмент под названием "вибрафон" был запатентован и запущен на рынок производственной компанией Leedy в Соединенных Штатах в 1921 году. С 1921 года по 1929 год было выпущено ограниченным количеством и продано порядка 25 инструментов, стоимость одного такого инструмента составляла 350 долларов.

     Диапазон инструмента охватывал три октавы от фа малой до фа третьей октавы. На боковой стенке имелся мотор и выключателем и регулятором скорости вращения лопастей. Следует отметить тот факт, что этот ранний вибрафон не имел демпферного механизма, 

а пластины были соединены общей металлической скобой, чтобы держать их на месте. Педаль демпферирования была изобретена в 1927 году Вильямом Гладстоном, который использовал такой инструмент в Капитолийском театре в Вашингтоне для  записи радиопередач. Тем не менее, этот инструмент отличается в значительной части от  инструмента, который  теперь называется вибрафон.                         

  Столь широкая востребованность вновь изобретенного инструмента подтолкнула в 1927 году компанию Deagan попросить своего настройщика Генри Шлютера разработать аналогичный инструмент. Однако, Шлютер не просто не скопировал дизайн вибрафона Leedy, он внес несколько существенных улучшений, таких как создание клавиш из алюминия вместо стали для "смягченного" основного тона, корректировки размеров и введение заслонки клавиш, которая контролируется педалью и позволяет исполнителю играть более выразительно. Этот дизайн стал более популярным, чем дизайн Leedy, и в итоге стал образцом для всех инструментов называемыми вибрафон.

     Однако, когда начались продажи модели Шлютера в 1928 году, они назывались “виброарфа”. Хотя его популярность росла, другие производители начали производить инструменты на основе дизайна Шлютера, выпуская их  на рынок под разными именами, в том числе так поступила уже названная компания под именем “Leedy”.

    Помимо Вильяма Гладстона, который изобрел педаль для вибрафона, в 20-ые годы уже сформировалась такая группа исполнителей на инструменте, как: Синьор Фриско, Грин Бразерс, Мюррей Спивак и Джордж Марш. Инструменты, на которых играли вышеперечисленные музыканты, первоначально принадлежал студии Warner Bros. в Голливуде, и использовались для звукового сопровождения фильмов и мультфильмов.

     Путаница в названии продолжалась в течении долгого периода, но с течением времени “вибрафон” стал значительно более популярен, чем “виброарфа”. К 1974 году справочник американской федерациb музыкантов перечислил 39 исполнителей на вибрафоне и 3-х исполнителей на виброарфе. В 2008 году понятие виброарфы исчезло как анахронизм. 

     Первоначальной целью создания вибрафона было его добавление к большому арсеналу ударных инструментов, использовавшемуся в эстрадных оркестрах для колоритности звучания. В 1930-е годы началось развитие вибрафона в качестве джазового инструмента. По состоянию на 2011 г., он остается в основном, хотя и не исключительно, джазовым инструментом.

       Популярность вибрафона как джазового инструмента, в первую очередь, являетя заслугой Лайонела Хэмптона. История заключается в том, что Хэмптон, барабанщик в то время, играл на радио NBC, где он обнаружил вибрафон,  на котором должен был сыграть музыкальный мотив радио NBC. После концерта, он провел значительное время на изучение инструмента, и влюбился в него.    Позднее (16 октября 1930), у Хэмптона была назначена запись с Луи Армстронгом и его "Коттон" оркестром, и в студии, где они работали, стоял вибрафон. Хэмптон показал Армстронгу, что он может сыграть на нём, и они решили добавить звучание вибрафона  в одну из композиций ("Воспоминания о Вас"), тем самым создавав первую известную джазовую запись, где используется вибрафон!

http://www.youtube.com/watch?v=uGEQj2r2wq4