Все записи
04:35  /  22.02.16

5578просмотров

Картинки с выставки. Галантный век.

+T -
Поделиться:

Хочу поделиться с читателями впечатлениями с выставки картин французской художницы Виже ле Брюн (1755-1842) проходящей сейчас в Нью Йоркском музее Метрополитен.

Выставка называется «Художница в революционной Франции», что совсем не соответствует действительности, т.к. мадам ле Брюн сбежала из своей страны уже в 1789 г., т.е. в самом начале революции. Жила и работала в Риме, Флоренции, Неаполе, Вене, Санкт-Петербурге, потом вернулась во Францию.

"Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями. На стене висели два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зелёном мундире и со звездою; другой – молодую красавицу с орлиным носом, с зачёсанными висками и с розою в пудренных волосах".

 

А. С. Пушкин, "Пиковая дама".

 

Автопортрет 1783.

 

Автопортрет 1790. Флоренция.

 

Мария Антуанетта.

 

Графиня дю Барри.

«Это была такая графиня, которая, из позору выйдя,вместо королевы заправляла и которой одна великая императрица, в собственноручном письме своем, ma cousine написала. Кардинал, нунций папский, ей на леве-де-руа (знаешь, что такое было леве-де-руа?), чулочки шелковые на ее обнаженные ножки сам вызвался надеть, да еще за честь почитая, этакое то высокое и святейшее лицо! Знаешь ты это? По лицу вижу, что не знаешь! Ну, как она померла? Отвечай, коли знаешь!

 

-Убирайся! Пристал.

-Умерла она так, что после такой то чести, этакую бывшую властелинку, потащил на гильотину палач Самсон, заневинно, на потеху пуасардок парижских, а она и не понимает, что с ней происходит, от страху. Видит, что он ее за шею под нож нагибает и пинками подталкивает, те-то смеются, - и стала кричать: Encore un moment, monsieur le bourreau, encore un moment! Что и означает: «Минуточку одну еще повремените, господин буро, всего одну!» И вот за эту-то минуточку ей, может, господь и простит,ибо дальше эдакого мизера с человеческой душой вообразить невозможно...»

Ф. М. Достоевский, «Идиот».

 

«Итак, начну прямо с того, что в 17.. году я был без памяти влюблен в прекрасную герцогиню де Грамон. Эта страсть, представлявшаяся мне тогда и глубокой и долговечной, не давала мне покоя ни днем, ни ночью, а герцогиня, как это часто нравится хорошеньким женщинам, еще усиливала эти терзания своим кокетством.»

 

А. К. Толстой, «Семья вурдалака»

 

«... не забыть мне никогда корзинку персиков, что прислал мне однажды маркиз д'Юрфе, молодой безумец, ухаживавщий за мной потому, что на лице у меня он нашел какую то необыкновенную черточку, от которой и потерял голову.»

 

А. К. Толстой, «Встреча через триста лет».

 

 

 

- А вот мы, - сказала герцогиня де Грамон,  - мы, женщины, счастливее вас, к революции мы непричастны, это не наше дело; то есть немножко, конечно, и мы причастны, но только я хочу сказать, что так уже повелось, мы ведь ни за что не отвечаем, потому что наш пол...

      - Ваш пол, сударыня, не сможет на этот раз служить вам защитой. И как бы мало ни были вы причастны ко всему этому, вас постигнет та же участь, что и мужчин...

      - Да послушайте, господин Казот, что это вы такое проповедуете, что же это будет - конец света, что ли?

      - Этого я не знаю. Знаю одно: вас, герцогиня, со связанными за спиной руками, повезут на эшафот в простой тюремной повозке, так же как и других дам вашего круга.

      - Ну уж, надеюсь, ради такого торжественного случая у меня по крайней мере будет карета, обитая черным в знак траура...

      - Нет, сударыня, и более высокопоставленные дамы поедут в простой тюремной повозке, с руками, связанными за спиной...

      - Более высокопоставленные? Уж не принцессы ли крови?

      - И еще более высокопоставленные...

      Это было уже слишком. Среди гостей произошло замешательство, лицо хозяина помрачнело. Госпожа де Грамон, желая рассеять тягостное впечатление, не стала продолжать своих расспросов, а только шутливо заметила, вполголоса обращаясь к сидящим рядом:

      - Того и гляди, он не оставит мне даже духовника...

      - Вы правы, сударыня, у вас не будет духовника, ни у вас, ни у других. Последний казненный, которому в виде величайшей милости даровано будет право исповеди будет король.

 Ж. Ф. Лагарп «Пророчество Казота».

 

 

Герцогиня де Грамон.

 

 

Генераьный контролер финансов виконт де Калонн. Это он уговорил короля созвать Генеральные Штаты, чтобы получить поддержку сословий программе повышения налогов, призванной пополнить казну Франции, опустошенную многолетним военным соревнованием с Британией. Вместо поддержки получилась революция. 

 

Его любовница. Она распускала слух, что это не она, а ле Брюн живет с министром.

 

Эмма Гамильтон, супруга британского посланника в Неаполе, подруга адмирала Горацио Нельсона.

Русские портреты.

 

Великая княжна Екатерина Павловна (Катишь), сестра императора Александра 1го, возлюбленная князя Петра Багратиона.

 

Екатерина Скавронская, одна из трех племянниц-любовниц князя Потемкина Таврического.

 

Княгиня Голицина.

 

Комментировать Всего 24 комментария

Дух времени чувствуется, Алеша—спасибо. Смесь легкомыслия, куртуазности, шаманства и мрачных предчувствий. 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Точно. А вот сегодняшняя Россия не такова: доля страха в ней выше.

Современная Россия эстетически, морально, интеллектуально ближе,имхо, к Италии. 1938 года......

Ну разве грудь у Муссолини была поволосатей....

Да, Сергей, более близкой параллели и мне не приходит в голову. Но есть одна весьма существенная разница: мера общепринятой, заданной верховной властью, откровенной лжи и симулякров в нынешней России достигла каких-то неслыханных высот.  

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

У этой модели поведения с "партнерами"  тоже свои культурные корни имеются: 

И как демонстрирует нам этот фрагмент, эстетика дворовой "гопы" тоже может быть источником творческого вдохновения для художника..

Диктатуры всегда держатся совместной мощностью насилия и лжи. Особенностью нынешней ситуации является уникально высокая дробь ложь/насилие . 

Это даже неплохо. Лжи почти столько же, сколько при Сталине (то есть тут эстетический канон соблюден),  но насилия (пока) на порядки меньше. Причем, не из за нехватки энтузиазма масс, а, кажется, благодаря, в общем, некровожадному складу психики You-Know-Who. Убивает-то он легко, но, скорее, по-необходимости, чем из за жадной любви к самому процессу, как это было у Иосифа Виссарионовича и Адольфа Алоизовича. То есть, в этом отношении наш общий друг тоже напоминает Бенито Алессандровича. Но вот это его: "Дяденька, за что санкции-то? Санкции за что? У вас же, дяденька,  доказательств нет, что это я? Любой мог сделать!", это останется в веках.  ;-)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алексей Буров

Да, и его запросы скромнее, чем у двух указанных товарищей, движимых, в отличие от него, большими идеологиями. А у него идеологий нет. Даже его акты агрессии есть вынужденная самооборона, не более. Простой он человек, ничуть не хуже многих. "А что поручик? Такая же сволочь, как все" (кажется, из Лермонтова). 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

le parole del Duce

..... концепция государства всеобъемлюща. Вне его не существуют человеческие и духовные ценности. .... — тоталитарен и .... государство включает в себя все ценности — истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность

..... осознает причины, по которым возникли и развивались социализм и профсоюзное движение, поэтому он придает соответствующее значение корпоративной системе, в которой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются в рамках единого государства.

..... абсолютно противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.

.... государство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни — через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы нации, организованные в соответствующие ассоциации, функционирующие в государстве

Автор не принимает расового определения нации, формирующей государство. «Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа…». «Раса — это чувство, а не реальность; 95 % чувства».

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Да. И, кстати, к Дуче я всегда относился с большим интересом и долей уважения. Его статьи определенно заслуживают прочтения. 

Доля страха выше

Сомневаюсь, Алексей. Страх, скорее всего испытывает меньшинство, то есть те, кто видит сегодняшнюю ситуацию совсем в другом аспекте, чем подавляющее большинство. Сегодняшняя Россия верит в свое высокое предназначение освобождать и защищать... 

А каков политический вес этого "подавляющего большинства", Татьяна? На какие действия политического характера эти люди способны? Политический вес имеют лишь те, кто готов на политические действия. Остальные просто не в счет, сколь бы их ни было количественно. Политический же класс современной России более запуган, чем сто лет назад.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Политический вес большинства? Они решают исход выборов предводителя, если даже они не способны ни на какие действия политического характера. Если Вы, Алексей, меня убедите, что они не имеют веса, я буду только  рада.

Вот, только тут он и имеется, этот вес большинства, Татьяна. То есть, это большинство не играет никакой роли в устойчивости или крахе недемократических режимов, но в случае демократии оно может привести к власти нового фюрера. Именно поэтому в нынешней фазе нет смысла говорить о настроениях этого полусонного, плывущего по течению большинства. Их политическая энергия равна нулю, несмотря на большую массу. Е не всегда равно mc^2 :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Е не всегда равно mc^2 :)

Спасибо:-))

Как перед нашей революцией.

Вы разместили только  женские портреты, Алексей. В этом есть особенный смысл.

Французская королева, а потом и русская императрица сыграли немалую роль в своем давлении на и без того безвольных мужей. Как знать, может и была возможность избежать революций, если бы не безудержное мотовство одной и психическая неустойчивость другой.

Татьяна, на выставке большинство портретов были женские. Причиной банкротства Франции было не мотовство Марии Антуанетты, а расходы на содержание армии и флота, необходимого для военного соревнования с Британией. Что касается Александры Федоровны, то она, действительно, сыграла в истории России не лучшую роль. Хотя ее мужа совсем нельзя назвать безвольным, совсем наоборот, он с редким упрямством отстаивал идею священной монархии.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров, Алекс Лосетт

не мотовство Марии Антуанетты?

 Соревнование с Британией всегда отвлекало много средств из бюджета Франции.

Но нельзя отрицать огромные траты двора на содержание абсолютной монархии. Строительство Версаля, Трианона, содержание огромного двора за счет растущих налогов, роскошь безумная на фоне голода и нищеты народа.  И все эта роскошь открыто демонстрировалась королевой "австриячкой, как называли ее в стране, без оглядки на последствия. 

Когда король впервые посмел сообщить ей о жалобах на налоги, она ответила - "Объясните этим господам: монархия - очень красивая, но очень дорогая вещь. Пусть платят!". Именно она спровоцировала поход голодной толпы на Версаль, после чего все закрутилось с бешенной скоростью...и полетели головы.

Огромной ошибкой обоих императорских семей был их отрыв от калсса, который мог бы их поддержать. Они уединились одни в Трианоне (не думаю, что он стоил дорого, маленький дворец), а другие в Царском Селе. И когда пришла беда, на их защиту никто не встал. 

не думаю, что он стоил дорого, маленький дворец

"Король безропотно дарит ей Трианон, который окончательно разорит французскую казну.

Во дворце всего семь комнат, но этого достаточно...чтобы истратить миллионы.....Вот эти два квадратных километра и разгромили окончательно богатейшую казну Европы.

Трианон завершил дело - поссорил ее и с аристократией, и с буржуа, и с простым народом."

Эдвард Радзинский. Краткий курс истории. Берегитесь, Боги жаждут.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Все правильно, любая власть это пирамида. И чтобы пирамида была устойчивой она должна иметь соответствующее основание, фундамент. Для того нынешняя власть и создала "вертикаль власти", чиновничью иерархию, на которую и опирается и которой все позволяет. Чтобы конкурировать с этой пирамидой оппозиция тоже должна на кого-то опираться, как сто лет назад большевики опирались на рабочих, а эсеры на крестьян. А на кого опираются Навальные, Касьяновы и иже с ними!? Даже так называемые "патриоты" ни на кого не опираются, ибо их "забота" о правах русских всего лишь болтовня. Так что бороться с нынешней чиновничьей властью просто некому и она простоит еще долго.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

совсем нельзя назвать безвольным ?

Алексей, я не буду спорить, а приведу несколько высказываний из вышедшей недавно книги под редакцией Андрея Зубова "История России XX век". 

С.Ю.Витте с горечью писал в начале 1910-х гг.

"Бедный и несчастный Государь! Что он получил и что оставит? И ведь хороший и неглупый человек, но безвольный, и на этой черте его характера развились его государственные пороки как правителя, да еще такого самодержавного и неограгиченного."

Дж. Бьюкенен, посол Великобритании в России с 1910 по1918 годы:

" Император Николай II не унаследовал от своего отца ни властной натуры, ни сильного характера, ни способности быстро принимать решения - качеств столь необходимых для самодержавного правителя".

Это мнения современников Николая II, а не историков всех последующих лет, которые не перестают спорить друг с другом в оценке событий, участниками которых они не были.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik