Все записи
05:50  /  4.12.17

2409просмотров

Вечные греки

+T -
Поделиться:

Афродита.

Древней Грецией я был заворожен с детства, с того времени, когда в мои руки попала книжка с пересказом греческих мифов. Не я один такой. Мой друг-физик из Германии сказал мне, когда мы с ним были в Берлинском музее: "Все наши достижения бледнеют по сравнению с греками". И мне и ему повезло, мы оба живем сравнительно близко от замечательных музеев, бродя по залам которых можно позабыть обо всем и погрузиться в мир вечной молодости и красоты, которую оставила нам Греция. Для меня это нью-йоркский музей Метрополитэн, сокровищами которого мне хочется сегодня поделиться с читателем. 

Афродита. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь.» (Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»).

Молодая женщина. Надпись говорит, что это раненая амазонка. У греков были легенды о том, что якобы где то в Малой Азии было государство, которым управляли воинственные женщины. Геракл воевал с ними. 

Это ранняя римская копия знаменитого греческого скульптора Поликтета. Юный атлет, делающий головную повязку.

Поэт.

Какой грустью веет от этого детского надгробия... 

"Когда Психея-жизнь спускается к теням

В полупрозрачный лес вослед за Персефоной,

 Слепая ласточка бросается к ногам

 С стигийской нежностью и веткою зеленой.

 Навстречу беженке спешит толпа теней,

 Товарку новую встречая причитаньем,

 И руки слабые ломают перед ней

 С недоумением и робким упованьем.

 Кто держит зеркальце, кто баночку духов, —

 Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,

 И лес безлиственный прозрачных голосов

 Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.

 И в нежной сутолке не зная, что начать,

 Душа не узнает прозрачные дубравы,

 Дохнет на зеркало и медлит передать

 Лепешку медную с туманной переправы.

 

 (О. Мандельштам)

И эти стихи об этой молодой женщине тоже...

Исступленные менады сопровождали бога вина Диониса. В России Дионисом особенно увлекались в годы Серебряного Века, поэт Вячеслав Иванов был прям-таки его жрецом. Вот его исследование. 

Имея человеческое сердце,

Божественную суть неся в крови,

Стал Дионис опорой Громовержца,

И знаменьем безудержной любви.

Рыков Василий

Сатир.

А это уже не Греция, а Рим времен Августа. Октавиан, получивший позже прозвание Августа, что означает "почтенный",   не отличался  большой строгостью нравов. Однако, став единоличным правителем Рима, он вздумал обновить скрепы общества. Знать наперебой бросилась изображать благочестие и при всяком удобном случае принимала участие в публичных религиозных церемониях. Такие  мальчики, как этот, помогали в жертвоприношениях. 

Это саркофаг, но на нем вечный праздник - бог вина Дионис в окружении толпы гуляющих. Время - 220-230 гг. нашей эры. Несколько лет после Каракаллы...

Мореплаватель Павзаний

С берегов далеких Нила

В Рим привёз и шкуры ланей,

И египетские ткани,

И большого крокодила.

Это было в дни безумных

Извращений Каракаллы.

Бог веселых и бездумных

Изукрасил цепью шумных

Толп причудливые скалы.

Беспечально с ночью споря

Солнце в море уходило,

И в пурпуровом уборе

Император стал у моря,

Чтобы встретить крокодила.

И утончённого слуги

В мире странного скитальцы

Становились друг за друга

Поднимая в знак испуга

Изукрашенные пальцы.

И какой-то сказкой чудной

Чуждый людям и природе

Крокодил блистал у судна

Чешуёю изумрудной

На серебряной подводе.

(Н. Гумилев) 

 

А это еще позже. 6 век, Византия. Греция пережила захвативший ее Рим. Эта дама смотрит на нас у самого выхода из музея и я всегда прощаюсь с ней, уходя.

Комментировать Всего 26 комментариев

Да, удивительнейший это был народ, Алеша. Минойское чудо, микенское его расширение, темные века, гомеровское возрождение, еще тысяча с лишним плодотворнейших лет, с великой философией, искусством, математикой, мировой религией — а потом вдруг угасание в византийской силе и славе. И потом много веков в почти полном бесплодии, имея свое государство и сундуки, набитые сокровищами великих текстов на родном языке.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Не думаю,что ты справедлив к Византии. Эти 1000 лет были годами непрерывной войны и борьбы с тем мраком, который наступал с Востока. После страшной войны с персами в начале 7 века на них обрушилась молодая "религия мира" (ислам), отнявшая половину страны, с тех пор война с исламом никогда не прекращалась до самого конца Византии. Византия передала эстафету искусства Италии и отчасти России. Вот фрески из собора на острове Торчелло близ Венеции:

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Мрак с Востока? Но почему же античность веками переводилась на латынь с языка этого "мрака", а не с оригинала? А ведь ученые латиняне дорого бы дали за возможность переводить с подлинников. Ан нет, приходилось довольствоваться переводом Платона, Аристотеля, Евклида и других через третьи руки, с того самого "мрака".

Где имена, Алеша, великих философов, математиков, архитекторов, художников, ученых Византии после 7го века? Никого, кроме исихастов, назвать не могу, но так скудно это по сравнению с блистательным прошлым того же, вроде, народа.

Вполне допускаю, что венецианские фрески/мозаики великолепны. Но не потому ли, что достаточно далеко от Константинополя их расписывали? И превосходят ли они хоть в чем-то античные образцы? Такие вот, например:

Кстати, этот образ Александра, атакующего Дария, -мой самый любимый.

Вот же. Ничего сравнимого в византийском наследии мне неизвестно. Приличный академизм, в лучшем случае.

...Когда в растленной Византии 

 Остыл божественный алтарь  

И отреклися от Мессии  

Иерей и князь, народ и царь, —

Тогда Он поднял от Востока  

Народ безвестный и чужой,  

И под орудьем тяжким рока  

Во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии  

Мы научиться не хотим,  

И всё твердят льстецы России:  

Ты — третий Рим, ты— третий Рим.

Пусть так! Орудий Божьей кары  

Запас еще не истощен.  

Готовит новые удары  

Рой пробудившихся племен. .. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Михаил Аркадьев, Алексей Буров

Самое интересное здесь, Алеша — "отреклись". Точно ли так? Напрямую, кажется, никто в "растленной Византии" не отрекался. Да и так уж она была "растленна" разве? А если все же и отреклись в каком-то смысле, и растление было уже нетерпимо небесами, то что же это было за растление и отречение?

Ну, я это отчасти в шутку. Я не такой фанат Византии, да и знаний не хватает, чтобы охарактеризовать ее. Но все же не думаю, что ты недооцениваешь ее достижения в сфере искусства. И них вышел Доменикос Теотокопулос (el Greco). 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Лучше сказать, Алеша, что за век до рождения эль Греко вся Византия уже совсем "вышла". Родился он на Крите, части Венецианской Республики, в 37 лет уехал в Толедо, где и жил до конца дней, и где написал наиважнейшие картины. 

Для меня лучшим, что осталось после Византии является ее искусство, а худшим - теория о "симфонии" между светской и духовной властью. Кстати, искусством то они нас и взяли, если ты помнишь, отчет послов князя Владимира о их поездке в Константинополь...

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

И по мере укрепления этой "симфонии" искусству ничего иного не оставалось, как стать ее частью, то есть свестись к правильной передаче правильных форм.

У меня был друг -иконописец Ксения Покровская. У нее были,мне кажется, совсем другие представления об этом. 

Ты много бывал и бываешь в музеях, дружище; много чего повидал. Сможешь ли ты на глаз датировать предмет византийского изобразительного искусства, икону, хоть с какой-то точностью, хоть до 2-3-7 веков? Хоть одного великого византийского живописца-иконописца можешь назвать? А теперь оберни эти вопросы на Запад и почувствуй разницу.

Вот одна из самых прославленных византийских икон - Синайский Спас (Христос Вседержитель) -середина 6 в.Тоже самое время, когда в Равенне были созданы эти изумительные мозаики. Создатели не оставили нам своих имен. Это просто не было принято в Средние Века. 

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Так я же сразу отметил, Алеша, что примерно после 6-7го века все окончательно окаменело. Процесс умирания шел несколько веков — было чему умирать. 

Как хорошо было    заглянуть  с Вами, Алексей, в нью-йоркский музей Метрополитэн сегодняшним нашим европейским утром. Спасибо. И  прямо удовольствие , что с Буровым вместе тут опять разговариваете. И не только о физике:) С Божьей помощью, может, и оттащите Сноб от   всякой дребедени...  Спокойной ночи.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik, Татьяна Сергеева

Эдуард, тут все на автомате. Обратите внимание на то, что "Сноб" рекомендует читать после моего блога. 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

И под орудьем тяжким рока...

Пинг-понг-пинг-понг... (Алексей это не к Вам... име сорри)... пинг-пнг-пг-п... Спасибо.

(- Ты хочешь сказать, много-таки понапиз..ли?

- Что ты! Итальяни, безусловно, больше всех. Даром что ли, Буоно-какего? - великий...)

Ну, вот, Андрей ( это не к Антону...сорри:): и высоким  слогом  обозначили заголовок комментария. Обрадовался, было... А нет-  дальше опять  нечленораздельное пинг-понг.... Видите ли,  Андрей, я и сам  не чужд скоморошества, как жанра. Но повторяетесь. А  искусство не терпит повтора, так ведь? Сноб, думаю,  не очень пригоден для такого и в таком количестве. Вы играете на понижение, понятно. Но мы-то  видим, что  и знания у Вас есть, и умеете высказаться по существу...Вы дали нам повод так думать  своими порой меткими замечаниями. Напрасно пренебрегаете этим, поверьте. Да и зачем ?!

Про "пинг-понг"

Вы внимательно читаете наши тексты, это приятно. Спасибо, Эдуард. (Интересную находку не грех и повторить, может, не все такие внимательные.) Я не согласен насчет "понижения планки". Действительно понижают планку некоторые квази-серьезные товарищи пишущие квази-научные статьи. А, например, присутствие г-на Северина, на наш взгляд, привносит необходимое оживление. А то уж больно унылый пинг-понг.

понижают планку некоторые квази-серьезные товарищи пишущие квази-научные статьи

И они тоже. Согласен, если речь о яйцах :))... Что же касается Стаса Северина, то  он-то как раз  расширил свой репертуар в последнее время. И стал от этого только востребованнее. Острым слогом   он порой  ловко "оппонировал"    Анне Квиринг. И это был интересный опыт. Так что мы тут  сходимся...Поменяйте репертуар, Андрей, прислушайтесь к Анне Быстровой. От этого только выиграете. И поможете Сноб оттянуть от  ФБ и прочего интернет-ширпотреба:))

если речь о яйцах

Я, конечно, не Алексеев имел в виду.

Ну, а репертуар и стиль менять, пожалуй, не будем... поскольку, коль уж говорить о яйцах, то на полном серьезе.

Да, много оставили древние греки ставящего под сомнение наличие (серьёзного) прогресса.  Один только антикиретский механизм чего стоит.  А пятиэтажные виллы с бассейнами минойцев.А чем, с вашей точки зрения, объясняется виток средневековья?

Таня, спасибо за интерес. На самом деле греки не смогли организовать свое общество, внутренняя борьба отдала их во власть римлян. Дух свободы постепенно отлетал от них. Оставались образованность, культурная утонченность. С падением Рима в Европу пришло варварство, практически все достижения цивилизации пали. Бани, водопроводы, почта, школы, дороги, торговля, сельское хозяйство, все это было разрушено. Но вместе с тем была разрушена удушающая государственная власть. 

Новости наших партнеров