Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Сошел и смешав языки,
Разделил народы Всевышний.
Раздав языки огненные,
К единению всех призвал,
Да в согласии славим Святого Духа.
(перевод Ларисы Пивиар-Волохонской).
Друзья, вчера был праздник Пятидесятницы, а сегодня день Святого Духа и мне хотелось бы поделиться по этому поводу парой мыслей. Что может физик сказать о таком возвышенном предмете, как Пресвятая Троица? Попытаться все таки можно, поскольку наблюдательый взгляд замечает, что высшее в нашем мире часто отражается в низшем. И поэтому не стоит ли присмотреться к фундаменту нашего мира и поискать, не запечатлено ли там свидетельство о его вершине?
Троица единосущная и нераздельная. Мне, как физику, при этих словах приходит на ум аналогия со строением протонов и нейтронов, т.е. наиболее стабильных тяжелых частиц, составляющих ядра всех известных нам элементов. Иными словами, протоны и нейтроны суть те кирпичи, из которых сделана материя. Хотя частиц, называемых элементарными, и очень много, но помимо протонов, нейтронов (в составе ядер) и электронов все они нестабильны. Протоны же не распадаются совсем, отдельные нейтроны хотя и распадаются, но стабильны внутри ядер. Современная теория говорит нам, что кирпичи эти являются составными частицами, в каждом из них находится по три кварка (подробнее здесь). На расстояниях порядка размера протона кварки связаны между собой относительно слабо так, что экспериментатор может «разглядеть», что протон (нейтрон) как бы состоит из трех частиц. Однако, любая попытка изолировать отдельный кварк, вытащив его из компании его товарищей, обречена на провал. Сила, связывающая их, возрастает по мере удаления кварков друг от друга. Вот так тройственность и единство вписаны в самые основания нашей телесности.
Комментарий Л. Волохонской:
Да, а Ваше рассуждение о кварках -- потрясающее! Ведь это же очевиднейшая очевидность, только надо знать и увидеть!... Нам отец Фома Хопко говорил (на лекциях по догматике), что вся наша жизнь это отражение (или воплощение, или продолжение -- как хотите) троичности Творца. Наша множественность -- от того, что в Боге есть множественность. Одинокий Бог не может творить. Мы едины во множестве, вроде как семья, и это очень важно понимать на социальном и политическом уровне. Но и на биологическом. Исследования популяционной генетики показывают, что процветание вида связано с разнообразием специфических генных частот в местных популяциях. Внутривидовое единообразие ведет к вырождению. Это огромный сюжет, но вся эта вода -- на ту же тринитарную мельницу неслиянности и нераздельности!!!
Конфаймент, да, вещь загадочная, и судя по всему, именно в этой загадке зарыты и искомое Великое объединение, и Теория всего. Однако, чисто логически, тайна двух (тайна первичного различия, расщепления, двойки, двоицы, дуальной оппозиции) лежит в основе тайны трех, ведь число три производно от единицы и двойки. Не так ли, Леша?
Эту реплику поддерживают: