Все записи
07:05  /  29.11.13

2395просмотров

Шагал в Нью Йорке

+T -
Поделиться:

Обычная мрачность ноября на нашей нью-йоркщине компенсируется теплотой Дня Благодарения. А в этом году нам повезло и начало недели Хануки, которая обычно приходится на декабрь, и День Благодарения совпали.

 

 Ни тот ни другой праздник мы не праздновали в России, не помним мы и большинства американских праздников, но вот эти три: День Благодарения, Хануку и Рождество мы теперь празднуем, причем по американскому календарю;  хотя и не чувствуем себя обязанными есть индюшку, пирог из тыквы (брр!!)  или гуся.

 

 Все три перечисленных мною праздника так или иначе связаны с темой свободы совести и преследований за нее (религиозных преследований). От этих преследований спасались прибывшие в Америку пилигримы, за свою свободу боролся с сирийским царем Антиохом Епифаном (Явленным богом) еврейский народ, вскоре за Рождеством последовало бегство семьи Иисуса в Египет и Избиение Младенцев.

 

 Идущая сейчас в Еврейском Музее Нью-Йорка выставка картин Марка Шагала добавляет к праздничной музыке трагическую аккорд. Для меня и моей жены Шагал всегда был одним из любимейших художников. Он дорог нам своей человечностью, своим неучастием в  артистических массовках, демонстративным отсутствием интереса к «прогрессивным» идеям. Не коверкал картин великих мастеров, как Пикассо, не «убивал» живопись черными квадратами, как Малевич, не рисовал консервных банок, как Уорхол. Словом, он был из тех немногих художников и мыслителей ХХ века, кто  противостоял  шедшему с небывалой дотоле интенсивностью процессу расчеловечивания человека.

 

 Выставка называется «Шагал: Любовь, Война и Изгнание», на ней  представлены картины 30х-40х годов прошлого века. Практически все картины из частных собраний или труднодоступных музеев. Большинство из них ни я, ни моя жена не видели никогда, даже в иллюстрациях. Кое-что можно увидеть на этой хронике:

Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=sPZ0RJBnSr0#t=61

 

Одной из центральных картин выставки является «Падение Ангела». Картину эту Шагал начал в 1923, первый раз переделал в 1933 и завершил лишь в 1947 году. Она как бы суммирует идею всего этого времени. Оно видится художнику в виде космической катастрофы, корень которой принадлежит  духовному миру. В этом «простой», «местечковый» Шагал был мудрее многих. Символизм картины проницает душу: распятый Бог, свеча, одиноко горящая на фоне милого, ушедшего в небытие города детства, мать и ребенок, еврей, спасающий Тору, душа Природы, в виде коровы с человеческими глазами. И загадочный персонаж в левом углу картины, какой-то нескладный вдвое сложенный человек, уносимый  ураганом... Кто это? М.б. «человек новой формации», прогрессивный гомонкулус, выращенный в пробирке какого-нибудь модного «изма»?

 

Вот еще несколько картин. На них всех  – дедушкины ходики, как символ неумолимого времени. Центральная картина – автопортрет с (второй) женой Викторией. Первая жена – Белла, - умерла в 1944 году, когда чета Шагалов находилась в Америке.

 

 Тема распятия повторяется в картинах этого периода бесконечно. Вот две картины из музея Ватикана, представленных на этой выставке:

"Художник перед распятием".

"Между Богом и дьяволом".

Множество других картин здесь 

 

 http://www.pbs.org/wnet/religionandethics/2013/09/20/september-20-2013-chagalls-jewish-jesus/20250/#jp-carousel-20287

 

Присутствие этой темы у Шагала удивляет критиков, которые дают ей свои интерпретации. Почему он выбрал такую тему? Мое положение дилетанта избавляет меня от обязанности вешать бирки с объяснениями на картины гения. Надо ведь зрителю иногда и самому разобраться, не так ли?  К тому же Шагал был поэт. А вот что сказал про поэтов  Пушкин:

«Таков поэт, как Аквилон,

Что хочет, то и носит он.

Как вихрь в овраге, он летает,

И, не спросясь ни у кого,

Как Дездемона выбирает

Кумир для сердца своего.»

Будете в Нью Йорке, посмотрите выставку Шагала. 

Комментировать Всего 5 комментариев

Спасибо за эмоции. Уже два месяца никак не могу добраться до них, но выставка Шагала будет до февраля. =) Сайт музея

Спасибо, Алеша. Я тоже очень люблю Шагала - так, как никого из художников прошлого века. Его живопись душеспасительна. Подолгу обычно стою напротив его картин...

Душеспасительна - верное слово. Я еще люблю Кандинского за его мистицизм, Модильяни и сумасшедшего Филонова. И античный период Пикассо, породивший главным образом гравюры. И еще, конечно. много всего разного.

Алеша, спасибо, что поделился, и объяснил многое, да так просто, что я, кажется, поняла))

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik