Все записи
00:58  /  20.04.14

3557просмотров

Пасхальное.

+T -
Поделиться:

Воскресе́ние Христо́во ви́девше,

поклони́мся Святому Господу Иисусу,

единому безгрешному.

 

"Кресту Твоему покланяемся, Христе,

и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим.

Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе ино́го не зна́ем,

 

Имя Твое имену́ем.

Приидите, вси ве́рнии,

поклони́мся святому Христову Воскресению;

се бо прии́де Кресто́м радость всему миру;

всегда́ благословя́ще Господа, пое́м Воскресение Его,

 

распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши́."

 

 

«Воскресение Христово видевши». Может ли это действительно быть так, может ли быть, что людям нашего века настолько повезло, что мы можем наглядно убедиться в правде этого волшебного события?

 

 В соборе итальянского города Турин уже много столетий хранится кусок льняной ткани, который традиция описывает, как погребальный саван Иисуса Христа.  Вот как описывает эту реликвию посвященный ей веб сайт.

 

 The Shroud of Turin is a centuries old linen cloth that bears the image of a crucified man. A man that millions believe to be Jesus of Nazareth. Is it really the cloth that wrapped his crucified body, or is it simply a medieval forgery, a hoax perpetrated by some clever artist? Modern science has completed hundreds of thousands of hours of detailed study and intense research on the Shroud. It is, in fact, the single most studied artifact in human history, and we know more about it today than we ever have before. And yet, the controversy still rages. This web site will keep you abreast of current research, provide you with accurate data from the previous research and let you interact with the researchers themselves. We believe that if you have access to the facts, you can make up your own mind about the Shroud. Make sure you visit the page where you can Examine the Shroud of Turin for yourself. We hope you enjoy your visit.

Barrie M. Schwortz, Editor.

http://www.shroud.com/menu.htm#menu

 

Священные реликвии всегда были частью христианской религии, во всяком случае в ее непротестантском воплощении. И так же традиционен (и полностью оправдан) испытываемый к ним скептицизм. Но, с другой стороны, скептицизм не должен же превращаться в новую веру, отрицающую все необычное без должного исследования.

 

  Судя по тому, что я читал о Плащанице, у нее есть много свойств, отличающих ее от других предметов, претендующих быть священными. Вот краткая сумма того, что я узнал.

  Есть все основания полагать, что упомянутый  кусок льняной ткани действительно облекал тело человека, казненного способом, употреблявшимся в Римской Империи до принятия ею христианства. Образ этого тела со всеми подробностями от мучительных ран и пыток, которым этот человек подвергался до и во время казни, неизвестным нам образом отпечатался на ткани. Подробности пыток, казни и погребального ритуала отсылают нас к Иудее 1го века н.э.

 

Образ, запечатленный на ткани, более всего напоминает фотографический негатив – светлые места оригинала выглядят на ткани, как темные, и наоборот. Насколько я понимаю, все предложенные до сих пор механизмы возникновения изображения, включая самые экзотические (радиация, облучение нейтронами и т.д.) не объясняют наличных фактов.

 

 Радиоуглеродный анализ, выполненный над небольшим куском Плащаницы около 20  лет назад, определяет время ее происхождения 14 веком. На этом основании многие считают Плащаницу средневековой подделкой. Такая интерпретация, однако, противоречит огромному количеству фактов. Ее развернутая и подробная критика дана в недавней книге The Sign (Thomas de Wesselow). Замечу кстати, что автор этой книги не верит в воскресение Христа. 

 

 Ситуация, когда измерения, проводимые разными методами, приводят к взаимоисключающим выводам, встречаются в экспериментальной науке постоянно. Единичные измерения не застрахованы от ошибок и истина достигается путем повторных экспериментов с разными образцами. В данном случае радиоуглеродному анализу был подвергнут лишь один кусочек ткани, взятый с периферии Плащаницы. Церковные власти не позволили повторных анализов.

Тому, кто принимает гипотезу о средневековой подделке, придется пересмотреть все  наши взгляды на историю культуры и науки.

 

Во первых, зачем делать негатив?

 

Во вторых, откуда в средние века, с их полным отсутствием интереса к археологии,  были известны все эти подробности римских казней и пыток? Все это к тому времени уже было хорошенько позабыто. Зачем было воспроизводить такие противоречащие общепринятой иконографии подробности, как раны от гвоздей на запястьях? Это, на самом деле, очень важная деталь. С одной стороны, это реалистичная деталь (тело не удержалось бы на кресте, если б гвозди были вбиты в ладони). С другой стороны, эта деталь весьма неудобна для официальной церкви,  т.к. стигматы многих христианских святых, долженствующие воспроизвести раны Христа, расположены, как известно, на ладонях.

 

  Для меня самого аутентичность Плащаницы убедительна. А читатель может, подумав, прийти к своему суждению.

 

 Со святой Пасхой!

Комментировать Всего 27 комментариев

Твой замечательный пасхальный пост, Алеша, задает весьма важный вопрос: насколько вера читателя, если таковая есть, зависит от принятия чудес и реликвий?

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Светлана Олефир

Леша,

Отвечаю за себя. Я всю жизнь был абсолютно равнодушен к реликвиям. Но Плащаница вызывает у меня особые чувства, мне кажется, что тут слишком многое сошлось. 

О чудесах. Чудеса есть из ряда вон выходящие явления, свидетельсвующие об осмысленности мироздания. Они не обязательно предполагают нарушения законов природы. На мой взгляд именно существование законов есть одно из наибольших чудес. Однако, Воскресение стоит среди всего этого особняком. Тут мы безусловно имеем дело с нарушением привычного хода вещей. Потому и Плащаница кажется мне таким особенным предметом.

Согласен с тобой, Алеша. Не устаю удивляться душеспасительной силе Евангелий. Силе, раскрывающейся и в судьбах отдельных людей, включая и меня самого, и в двухтысячелетней истории, в явлении уникально-творческой цивилизации, чьи границы определены именно отношением к Евангелиям. Вот в чем, по мне, доказательство евангельской истины. В этих чудесных плодах, питающих и спасающих, в том числе, и меня самого. Замечательно об этом сказано у светлой памяти отца Александра Меня, в эпилоге к его, наверное, главной книге:

"Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы остановимся, не зная, куда идти, дай и нам увидеть во мраке Твой лик. Сквозь рев и грохот технической эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научи внимать тишине вечности и дай услышать в ней Твой голос, Твои вселяющие мужество слова: «Я с вами во все дни до скончания века»."   

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Сергей Громак

Да, я помню, как о. Александр повторял эти слова. Прошло 30 лет с тех пор.

А ты поделился бы воспоминаниями об о. Александре, дружище. Вот было бы славно.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Вот мое первое воспоминание о нем. Мне про о. Александра рассказал сын известного диссидента Юрия Орлова Саша (математик). Я поехал к нему в Новую Деревню, это был, наверное 83й или 84й год. Помню, был солнечный весенний день, о. Александр стоял около храма, я подошел к нему и сразу задал свой ворос: "А может ли ученый верить в Бога?" Он мне радостно ответил" "А почему нет? Я вот, когда смотрю в микроскоп, испытываю большее благоговение, чем в этом храме". 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Да, я помню эту замечательную историю с тех пор, как впервые от тебя ее услышал. Очень надеюсь услышать и другие :) И не скупись на детали, Алеша--дай волю себе как художнику.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Мне страшно повезло в жизни, я видел и знал настоящего святого. Не просто выдающегося, умного, обаятельного, культурного человека, каким о. Александр, конечно, тоже был. Но он был больше, бесконечно больше этого.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Расскажите, пожалуйста, Алексей, об о. Александре. Я в молодости, когда  прочитала его Историю религии, почувствовала ум острый, насмешливый, недогматичный. Стала читать его. Потом, к несчастью, в руки попала книга о нем, ммм... неудачная книга. Стала избегать личных воспоминаний. А Ваши прочитала бы.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Дорогие Марина и Анна,

Для меня всегда счастье вспоминать о нем. Самое, самое главное, что я могу сказать, это то, что с ним рядом никогда не было страшно. Знаете, есть у нас такой почти постоянно присутствующий страх, или м.б. скорее беспокойство, озабоченность, что все может пойти не так. Говорю "у нас", думаю, что я не один такой.  Так вот, это ощущение пропадало вблизи о. Александра и я в жизни потом не встречал другого подобного человека. 

Думаю, что это было связано с его твердой и радостной верой в то, что в конце концов Бог сильнее всех. Жил он, разумеется, очень напряженной жизнью, у обычного человека на все это просто элементарно не хватило бы сил. Я смотрю на нашего Нью Йоркского священника, о. Михаила, он был учеником о. Александра, он тоже делает в свои 70 лет чудеса, я б такого графика не выдержал никогда. 

Еще одно.  У о. Александра был дар благожелательности, он умел находить положительное в людях, в книгах. При этом он не был всеяден, ясно видел, что где не так, но умел не раздражаться, не злиться.  

 После него осталось много книг, на интернетных библиотеках они доступны, я перечитываю от времени до времени. Кажется, что страниц звучит его голос. 

Мне повезло еще и с тем, что атмосфера в моем нынешнем приходе в Нью Йорке напоминает Малую Деревню. Кстати, сюда меня о. Александр благословил и я, как приехал в Америку в 1989, сразу пошел искать этот приход. А в 2001 г. мы вообще перебрались поближе к Нью Йорку и с тех пор я стал постоянным прихожанином. 

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Мне кажется, встреча с таким человеком, да ещё и личное знакомство, это какая-то личная награда, Божий Знак, само по себе - Чудо, которое радует, даже если просто читаешь о таком... Многое бы отдала за возможность просто послушать... А вот есть у нас под Киевом городок Катюжанка, в котором есть отец Александр, его фото висит у дочки на стене, Алёна молится за его здоровье. Всего не расскажешь, но он так повлиял на её жизнь, что я не нарадуюсь. Он посланник Божий, я это знаю. 

Были сегодня с дочкой в Соборе Михаила Архангела, он совсем рядом, там хорошо и светло.

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik, Алексей Буров

И вправду, Алексей, расскажите! Так стало хорошо на душе от этого Вашего пасхального поста, а зарисовка про о.Александра перекликается и с моим сугубо личным: мой духовник, о.Александр (Ильяшенко), который служит в храме Всемилостивого Спаса (на Новослободской, в Москве) - доктор физико-математических наук. До сих пор преподает! Сколько переговорено с ним: и на исповедях, и так - сидя на лавочке у входа в храм! Отца моего покойного отпевал... Добрейший и умнейший батюшка: без намека на фарисейство, начетничество и догматизм! Каждый раз после общения с ним вспоминала Меня. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Алексей Буров

Уважаемый Алексей, и Вас с Праздником!

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Alexei Tsvelik

Спасибо, Алексей, за текст. Вот только вчера мы с мужем выехали из Турина, а позавчера (в пятницу) мы были в этом самом соборе и были перед Реликвией. 

В Турине я была раз... много. Также много раз была в Сан Джованни Батиста и каждый раз со мной происходит следующее : захожу в огороженное в Соборе место, расположенное перед витриной с выставленной Реликвией. Сажусь на стоящую тут же скамью и буквально через несколько секунд у меня начинают теч слезы. Вот просто текут и всё. Без каких-либо эмоций с моей стороны . Минут через пять "слезопад" проходит, а на душе становится очень легко. Это происходит каждый раз, причем я пыталась силой воли заставить себя не плакать. Ничего не получилось. Значит так нужно...

Хочу добавить, что католическая церковь воздерживается от конкретных высказываний относительно Плащаницы. Наверно, это самый лучший вариант, т.к. это все же неплохой доход для прихода. 

Христос воскрес! Всем радости в сердце, легкости на душе! 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Воистину воскрес!

Ваш комментарий, Кристина, драгоценен для меня. У меня на полке стоит такой, знаете, двойной образ Лица с Плащаницы, фотография, которая, если посмотреть под другим углом, превращается в лицо живого Человека. Купил в Риме.

В Турине я был только в 1990 г., тогда я даже не знал, что Плащаница существует. 

То, что церковь не высказывается, правильно. 

Кстати, говорил со своим крестным отцом по скайпу, он празднует в Иерусалиме. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Спасибо, Алеша! Как я всегда рад слушать этого человека... Скачал где-то плохонького качества записи его бесед, и все слушаю. Не все и слова разбираю, а все равно, прокручиваю время от времени...

Леша,

Во первых, на youtube есть довольно много его записей. Потом все его труды опубликованы, скачать можно, например, здесь

http://www.readingthenet.com/mob?wsc=oa&u=http%3A%2F%2Fflibusta.net%2Fa%2F8124&ei=KohUU5lPgbmyAr3GgJgD&whp=30&ct=pg1

Спасибо, Алеша, но я говорю об аудио-записях, что можно слушать в машине. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Огромное спасибо за этот линк! 

Бесконечно жаль, что такой умный и мудрый человек, в первую очередь, священник, пастырь, истинный верующий - во вторую, ушел от нас. Быть может, если бы таких священников, духовных наставников было бы больше, то Русское Православие получило бы новый толчок к развитию, к преодалению костности и экстремального консерватизма, догматизма.    

Разумеется, поэтому он и был убит, чтобы сейчас торжествовала костность и консерватизм. Но мне все таки кажется, что семена, посеянные о. Александром, не пропали.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

семена, посеянные о. Александром, не пропали.

Хочется верить... На том, собственно, и стоим - на вере. 

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Воистину воскрес!

Сегодня ночью на службе положено читать Евангелие от Иоанна на многих языках. У нас читали на греческом, иврите, церковнославянском, испанском, арабском, украинском и китайском (один наш дьякон - китаец). Всегда это глубоко трогало меня. На иврите, кстати, потрясающе звучит.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ах, Алеша! Поймала себя на том, что впервые за много недель после чтения Сноба на душе - мир и покой!.. Спасибо Вам громадное за это и дай Вам Бог! И всем собеседникам в Вашем блоге - тоже спасибо и с Праздником!..  

Спасибо. Спасибо Алеше Бурову, он надоумил меня поместить этот материал.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

При всей Вашей маститости, сэр, Вы все же иной раз отчего-то робеете, нуждаясь в простом ободрении, что и было исполнено :)...

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik