Все записи
15:18  /  1.11.14

3263просмотра

O традиционном сознании

+T -
Поделиться:

Сегодня я посетил Музей исскуств Китая в Шанхае, - коллосальное здание в виде перевернутой пирамиды стоящей на своем острие. Музей этот в основном заполнен произведениями, созданными сравнительно недавно, самые старые из картин были написаны в конце 19 века.

 

 Картины, исполенные в духе соцреализма практически отсутствуют, за исключением пары полотен, посвященных Народной Освободительной Армии Китая. Даже небольшая картина, празднующая взрыв первой китайской атомной бомбы, выполнена в традиционном духе. Объяснение этому я нашел в одном из залов, где надпись на стене гласит, что период культурной революции был кошмаром. В следующем зале надпись на стене воспроизводит манифест группы художников, призывающих покончить с этим наследием и впитать в себя достижения Запада.

 

 Судя по обилию картинных  галерей выставляющих современное искусство, эти тенденции пользуются нешуточной поддержкой компартии Китая. Талантливые вещи, правда, попадаются нечасто, о том, что меня приятно поразило, я писал раньше http://snob.ru/profile/18467/blog/66476.

 

 Сегодня я забрел на первый этаж колоссального музея, который я пропустил в своих предыдущих посещениях. Он целиком посвящен художникам 20 века, работавшим в традиционном стиле. Тут я получил истинное наслаждение, перемешанное, впрочем с чувством, что традиционная эта живопись требует немалых усилий для своего понимания.

 

Более всех мне понравился Лу Яньшао (1909-1993) http://www.britannica.com/EBchecked/topic/764301/Lu-Yanshao, о нем можно получить некоторое представление сделав поиск на lu yanshao landscape.

 

Вот, что он пишет о своем методе:

«Самое важное в искусстве ландшафта, что надо писать естественно, без аффектации. Композиция должна быть логичной, ясной, разумной, естественной. Мазки должны быть свободны и скорость письма должна соответствовать содержанию.» И еще «Наиболее ценное в живописи есть выражение эмоций». 

 

Комментировать Всего 13 комментариев
«Наиболее ценное в живописи есть выражение эмоций».

И в литературе... и в балете... и в политике... и в экономике? (через спрос, например)...

Спасибо за знакомство с художником Лу Яньшао. Мне показалось, частая его эмоция - восхищение красотой. 

Привычная для взгляда

Гора.

Но только осень придет,

С тайным трепетом смотришь:

Не там ли боги живут?

И. Такубоку

Эту реплику поддерживают: Alexei Tsvelik

Да, Марина. А обратите еще внимание на декларируемые им принципы. Я вполне верю, что все они отразились в его картинах. А мне, например, было не просто все это увидеть, хотя ощущение глубины его картин у меня есть.

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

«Самое важное в искусстве ландшафта, что надо писать естественно, без аффектации. ...Наиболее ценное в живописи есть выражение эмоций»

То есть, художник должен быть свободен от аффектации, хотя выражение ее, как одной из эмоций, относится к наиболее ценному. Художник, таким образом, должен быть раздвоен. Вот Миша бы обрадовался такой китайской мудрости, Алеша :) 

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

китайской мудрости

"Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих."   Быть может,  не только китайской, Алексей? И не только для традиционного сознания? Как интересно...

Я бы тоже предположил, что китайский мэтр побуждает к хладногорячности, а не теплоте, Марина. 

Алеша, тут для меня скрыто что то не совсем понятное. Думаю, что он призывает к сдержанности в выражении чувств, к некому целомудрию.

Но тогда как же понимать "Наиболее ценное в живописи есть выражение эмоций", если это выражение следует сдерживать, Алеша? Думаю, тут мы имеем дело с парадоксальной истиной.

Однако эмоции можно выражать без аффектации, т.е. не подчеркивая, не перехватывая через край. В противном случае получается вульгарно. Думаю, художник имел в виду именно это. Старые китайцы были большими противниками вульгарного.

Эту реплику поддерживают: Lucy Williams

Наверное, как-то так, Алеша. Эмоция, согласно этому взгляду, может приобрести ценность, заслуживающую выражения, если она прошла через серьезный фильтр, очищающий ее от всего недостойного и мутного. Эмоции тут под сильным подозрением и презумпцией грязи, исходно они как раз недостойны выражения. Лишь те из них, что проходят этот очищающий и облагораживающий фильтр, приобретают ценность выражения. 

Совершенно точно. Обрати внимание на сочетание требований естественности и разумности.

Что он понимает под естественностью—вот в чем изюм. Естественность естественности рознь. Тут правильную естественность задает какой-то строгий художественный разум, перед которым, как перед императором, склоняются все естественности. А многие до него и на версту не допускаются. 

Вот я и говорю, что понимать китайцев не просто. Но интересно, т.к. видно, что здесь, что понимать! Они загадывают загадки, которые интересно разгадывать.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Для меня самым ярким предметом азиатского искусства останутся жуткие вместилища человеческих останков в Камбодже. Это такие стоящие у дороги кубы, вернее параллелепипеды, похоже, из оргстекла, наполненные костями, черепами погибших во времена красных кхмеров людей. Я хотел тогда сделать фото, но понял, что это неуместно. Тем более что гид наш был камбоджиец. Теперь только помню эти экспозиции.