Все записи
17:09  /  13.07.16

1888просмотров

Российским дизайном только детей пугать

+T -
Поделиться:

В текущих экономических реалиях создать некий продукт — мало, его надо еще и продать. Второе в каком-то смысле даже важнее.  

Вопреки стереотипу о дремучей технологической отсталости России, промышленность нашей страны может создавать сложные решения и продукты. И создает их, правда пока преимущественно для ОПК.   Доставшаяся нам от СССР в наследство милитаристская ориентация промышленности привела к тому, что дизайн и маркетинг в этой сфере практически полностью атрофировались.  

По словам директора по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям госкорпорации Ростех Василия Бровко: 

«У нас отсутствует продуктовое мышление, мы зачастую не умеем грамотно вывести на рынок новый продукт, плохо налажена система послепродажного обслуживания. У нас есть технологии, есть производственная база, есть специалисты. Наша продукция по тактико-техническим характеристикам соответствует лучшим европейским, американским, японским, корейским и китайским аналогам, а подчас и превосходит их. Но во многих отраслях мы уже не способны преодолеть дизайн-барьер, что влечёт за собой проблемы как в развитии экспорта, так и в отвоёвывании доли внутреннего рынка». 

Вышеизложенное относится, разумеется, к гражданской продукции. Продукция военного назначения продается прекрасно — доля РФ на мировом рынке вооружений составляет 25%, США — 33%. Но дизайн и маркетинг на военном сегменте рынка имеют свои особенности. Там важнее, чтобы ружье стреляло, а не красиво смотрелось, вися на стене. Дизайн оружия и военной техники продиктован функционалом. Так он  воспринимается потребителем, и нареканий строгие формы вертолета Ка-52 «Аллигатор» ни у кого не вызывают. 

«Аллигатор» «Аллигатором», но вот доля в структуре российского экспорта, например, легковых автомобили всего 0,19% (по данным на 2008 год). И это не удивительно, учитывая внешний вид какой-нибудь Лады-Калины. Однако справедливости ради отмечу, что для разработки нового модельного ряда Лады (Vesta и XRay) АвтоВАЗ пригласил британского дизайнера Mercedes-Benz и Volvo Стива Маттина, так что может быть вскоре потребительские качества автомобиля вырастут. 

Приглашать зарубежных звезд — это хорошая практика, но следовало бы озаботиться и созданием собственной школы промышленного дизайна. В этом направлении, впрочем, тоже есть подвижки. Так например Ростех взял на себя возрождение Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), основанного в 1962 году, и создал центр компетенций в области промдизайна.  

Кроме того, госкорпорация использует и альтернативные способы поиска и привлечения к работе дизайнеров. Недавно Ростех проводил конкурс «Дизайн для российских технологий». Участникам предлагалось разработать оформление реальных продуктов: социально-медицинского браслета «Опека-03», мультизадачного системного блока и шумозащищенной гарнитуры на базе ГСШ-А-41. Проекты победители будут воплощены в реальность. Имена победителей конкурса огласили вчера на ИННОПРОМе. 

ВНИИТЭ и конкурс «Дизайн для российских технологий» — это только первые шаги к собственной школе промдизайна, но с чего-то надо начинать. Для разработки внешнего вида массовой продукции гражданского назначения требуется большой пул компетентных специалистов, а для развития промдизайна как отдельной отрасли нужно сформировать четкие профессиональные критерии и рынок. Затраты же на промышленный дизайн должны стать обязательной статьей расходов при разработке новых продуктов. При соблюдении этих условий дизайн начнет создавать добавленную стоимость. 

Ну а пока большинством отечественных девайсов только детей пугать. Хотя и сейчас есть свои бестселлеры. Тот же вертолёт «Ансат», или новые КАМАЗы. Но этого мало, учитывая объемы промышленного производства в России.

Комментировать Всего 1 комментарий
Доставшаяся нам от СССР в наследство милитаристская ориентация промышленности...

Ну, эм... СССР кончился уже четверть века назад... За это время уже десять раз можно было всё перестроить...

Видимо, не было надобности.