Все записи
17:42  /  15.05.19

"Фотоальбом князей Юсуповых" в МАММ

+T -
Поделиться:

16 мая в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается выставка "Фотоальбом князей Юсуповых", подготовленная совместно с музеем-усадьбой "Архангельское".

Коллекция фотографий в Архангельском — лишь фрагмент огромного собрания князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстонов, которое после революции было рассредоточено по крупнейшим музеям и архивам страны. Она включает работы крупнейших фотографов второй половины ХIХ — начала ХХ века — Л. Лакруа, А. Пазетти, Д. Асикритова, С. Левицкого, К. Бергамаско, А. Деньера, К. Буллы и др. — и охватывает практически все сложившиеся к 1900-м годам направления в фотоискусстве: портрет, пейзаж, видовую и жанровую фотографию. В экспозицию в МАММ вошло более 150 фотографий 1860—1910-х гг., иллюстрирующих жизнь одной из самых знаменитых и знатных семей Российской империи.

Юсуповы владели дворцами в Москве (в Большом Харитоньевском переулке), Санкт-Петербурге (на Мойке и Литейном проспекте), в Царском и в Красном Селе, Кореизе, Париже (вилла в Парк-де-Пренс), Нижней Бретани (замок Кериоле) и др. Однако самым любимым имением семьи было подмосковное Архангельское, название которому дал построенный здесь в XVII веке храм Михаила Архангела.

Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился еще при князьях Голицыных, а начиная с 1810 года, когда владельцами стали князья Юсуповы, Архангельское превратилось в один из центров художественной и светской жизни. В летние месяцы в подмосковном имении Юсуповых гостили именитые родственники, друзья, представители творческой элиты и императорские особы.

В мемуарах, написанных в эмиграции и вышедших в Париже, Феликс Юсупов-младший рассказывал: «У меня было множество планов, которые я несомненно бы осуществил, если бы не был должен покинуть свою страну. Я мечтал сделать из Архангельского художественный центр, построив в окрестностях целую серию жилищ в том же стиле для художников, музыкантов, писателей и артистов. Там была бы академия, консерватория и театр. Сам дворец я сделал бы музеем, оставив несколько комнат для будущих выставок».

В начале ХХ века снимки аристократических особняков князей Юсуповых часто публиковались в журналах «Столица и усадьба», «Старые годы», «Мир искусства» и даже выпускались в виде открыток, что позволяло всем желающим познакомиться как с одним из наиболее обширных собраний изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и модными тенденциями в оформлении внутреннего убранства. Юсуповские особняки притягивали внимание богатством и роскошью, а размещенные в них фамильные коллекции были предметом изучения исследователей. Эти фотографии стали частью экспозиции в МАММ.

Особое место на выставке занимает портретная галерея, которая знакомит с нас с членами семьи князей Юсуповых. Отдельного внимания заслуживают фотографии княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, одной из самых красивых женщин высшего света Российской империи. Следуя давней семейной традиции, княгиня занималась благотворительностью. Являясь членом комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве, она пожертвовала около 50 тысяч рублей на создание Римского зала музея.

Осень Юсуповы проводили в крымском имении в Кореизе. Построенный на склоне горы, с северной стороны — одноэтажный, а с западной и южной — трехэтажный, дом, словно скала, вырастал над спускающимся к морю парком. Архитектурный облик здания со временем менялся. Светская жизнь не затихала и здесь — этому способствовала близость царской Ливадии и многочисленных великокняжеских летних резиденций. После Февральской революции 1917 года Кореиз стал убежищем Юсуповых вплоть до последних дней пребывания семьи в России. 13 апреля 1919 года вместе с императрицей Марией Федоровной на линкоре «Мальборо» Юсуповы навсегда покинули Родину.

Стратеческие партнеры музея: Mastercard, ПИК, Tele2

Партнер биеннале "Мода и стиль в фотографии-2019": Pirelli

Корпоративный попечитель музея: Норникель

Инновационный партнер музея: .ART