Все записи
16:37  /  24.08.20

ИВАН ПЕТРОКОВИЧ в МАММ

+T -
Поделиться:

ЭКЗЕМПЛЯРЫ

В рамках программы «ШР в МАММ»

5 сентября 2020 — 18 октября 2020

Куратор: Мария Лаврова

В основе мультимедийной инсталляции «Экземпляры» Ивана Петроковича, выпускника Школы Родченко (мастерская «Проектная фотография» под руководством Владислава Ефимова), лежит популярная среди футурологов концепция технологической сингулярности, получившая развитие в 1990-е годы. Согласно прогнозам ученых, в будущем наступит момент, когда искусственный интеллект обретет возможность самостоятельно мыслить, самосовершенствоваться и в результате во много раз превзойдет интеллект человечества. Появление «сверхразумных» машин, недоступных пониманию людей, в свою очередь, ознаменует начало новой «постчеловеческой» эпохи. Следуя этой теории, в своей работе Петрокович рассматривает проблематику взаимоотношений человеческого и машинного в настоящем моменте.

«Среди теоретиков „технологической сингулярности“ существует идея о „скрытном“ варианте этого события, — рассказывает художник. — Ее суть заключается в том, что переломное событие „обретения“ сложными компьютерными системами самосознания может произойти случайным образом и остаться незамеченным для человечества. В условиях взрывного роста распространения, размеров и сложности таких систем практически во всех отраслях и сферах деятельности для человека становится практически невозможно отличить технический сбой, „глитч“, и сложный паттерн проявления „воли“ машины».

Иван Петрокович. Кадр из видео «Экземпляры». 2015. Предоставлено автором

Предметом исследований Петроковича становится урбанистическая среда, ее объекты и коммуникационные системы. Фиксируя помехи в работе городской службы электроснабжения, художник одновременно ставит вопрос об иллюзорности границ между человеческой и машинной автономией. Мерцающие световые сигналы могут являться как случайностью, банальным сбоем в системе управления освещением, так и кодированными сообщениями, содержание и адресат которых остаются неизвестными для человека. В «Экземплярах» город наполнен механическими звуками и неоновым светом, домами с пустыми глазницами окон — все это может показаться отсылкой к эстетике киберпанка, однако автор остается в пределах реального, а не научно-фантастического пространства. Реалистичность происходящего парадоксальным образом заставляет усомнится в том, что на самом деле обозначают глитчи, обнаруженные художником.

Иван Петрокович родился в 1991 году в Екатеринбурге. Живет и работает в Москве. В 2017 году окончил Школу Родченко (мастерская «Проектная фотография» под руководством Владислава Ефимова). Обучался в Международной летней школе фотографии в Латвии (2019). В своих работах Петрокович поднимает вопросы несовершенства методов коммуникации, фундаментальной нестабильности человеческого существования, и их влияния на индивидуальную и коллективную психику. Участник групповых выставок в России и за рубежом, в том числе основного проекта 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2019); «Масштабная реконструкция. Тело. Время. Контекст» («Бертгольд Центр», Санкт-Петербург, 2018), «Я не робот» («Электромузей», Москва, 2018); «Соединения. Современная российская фотография» (Белград, 2018), «8 уровень» — дипломной выставки выпускников Школы Родченко (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017); «Неофициальный язык» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2016); «20 лет спустя» (фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург, 2014).