В рассказе К.Чапека поэт, ставший свидетелем аварии, не запомнил никаких подробностей, но написал стихотворение:

Дома в строю темнели сквозь ажур,

Рассвет уже играл на мандолине.

Краснела дева.В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан.

Умолкла страсть. Безволие... Забвенье

О шея лебедя!О грудь!О барабан

и эти палочки -трагедии знаменье!

из которого удалось выяснить, что автомобиль, сбивший женщину был коричневого цвета...

(- Но почему именно в Сингапур, боже мой?   Поэт пожал плечами.  

- Не знаю, может быть, потому, что там живут малайцы.  

- А какое отношение имеют к этому малайцы? А?  

Поэт замялся.  

- Вероятно, машина была коричневого цвета, - задумчиво произнес он. - Что-то коричневое там непременно было. Иначе откуда взялся бы Сингапур?)

...и имел номер 235

(- Что-нибудь подсказало мне эти образы... Скажите, вам не кажется, что двойка похожа на лебединую шею? Взгляните.   И он написал карандашом "2".  

- Ага! - уже не без интереса воскликнул Мейзлик. - Ну, а это: "о грудь"?  

- Да ведь это цифра три, она состоит из двух округлостей, не так ли?  

- Остаются барабан и палочки! - взволнованно воскликнул полицейский чиновник.  

- Барабан и палочки... - размышлял Нерад. - Барабан и палочки... Наверное, это пятерка, а? Смотрите, - он написал цифру 5. - Нижний кружок словно барабан, а над ним палочки.  

- Так, - сказал Мейзлик, выписывая на листке цифру "235". - Вы уверены, что номер авто был двести тридцать пять?  

- Номер? Я не заметил никакого номера, - решительно возразил Нерад. - Но что-то такое там было, иначе бы я так не написал)

Получив удовольствие от прочтения этого юмористического рассказа, мы попутно усвоили:

- что такое художественное познание объективной реальности

- каждое слово в поэтическом произведении имеет вполне определённый смысл

Именно поэтому проверять, как человек понимает прочитанное, лучше на поэтическом, а не прозаическом тексте. Тут уж не сработает объяснение: «Автор высказался нечётко/некорректно». Главное, чтобы поэзия была настоящая, а не какие-нибудь датские (написанные к праздникам) стихи.

Я предлагаю два примера из Пушкина.

1)    Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог;

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Перескажите это в прозе, сохранив смысл.

2)    Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон! где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:

Знаю, будет нам обед;

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого

Не убитого, живого.

Кто и почему убил богатыря?

______________________________________

Если вы знаете интересные примеры подобных «смысловых» стихотворений, поделитесь, пожалуйста.