Во время Второй мировой войны в рамках Тихоокеанской кампании против Японской империи американцы построили на меланезийских островах аэродромы и десантировали огромное количество грузов. Это произвело сильное впечатление на туземцев, которые воочию видели, что пришлые люди, совершая некие магические действия (размахивая флажками, разводя костры вдоль посадочных полос и говоря в наушниках в маленькие коробочки), заставляют больших железных птиц приносить невиданные доселе продукты, одежду и оружие, несомненно посылаемые с неба богами пришельцев.

Туземцы приняли единственно правильное на их взгляд решение – вместо того, чтобы ходить на охоту, заниматься сельским хозяйством и молиться своим неэффективным богам, они, в надежде на подарки, начали строить из кокосовых пальм и соломы «точные копии» взлётно-посадочных полос и радиовышек, зажигать по ночам костры, а днём регулярно проводить строевые учения, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

 

Это явление получило название «культ карго» (культ груза) и в широком смысле означает формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов.

Прежде, чем мы начнём дружно смеяться на наивностью дикарей, давайте вспомним очереди у офисов МММ или лечение перекисью водорода, или подсолнечное масло, «не содержащее холестерина», или рост стоимости акций после прохождения компаний какой-нибудь процедуры сертификации...

В прошлом посте я написала, что построение новой цивилизационной модели в Грузии идёт успешно не во всех сферах. Где же оно буксует? Ну, прежде всего там, где одного молодого задора и веры в реформы недостаточно.

Возьмём образование.

Уже несколько лет, в соотвествии с так популярной сейчас повсеместно теорией эффективных менеджеров, директором школы в Грузии может стать и не связанный с педагогикой человек. Поэтому стал возможен такой случай. Учителя одной из тбилисских школ, обеспокоенные состоянием учебного процесса, обратились к своему директору с призывом, что «надо что-то делать». Молодая женщина радостно им сообщила, что летом в школе будет произведён ремонт. Учителя не скрыли, что надеялись на несколько другой ответ. И он не замедлил себя ждать: «А ещё мы планируем открыть буфет!».

Поднимемся на ступеньку выше. Министром образования в Грузии тоже может стать человек, с образованием не связанный. На бедном юристе и бывшем министре тюрем и наказаний Дмитрии Шашкине не оттоптался только ленивый, но тем не менее именно по его инициативе были проведены в жизнь два удивительных начинания – закон, запрещающий учителям давать какие-либо интервью без согласования с Минобразования, и система мандатур. Мандатуры – полицейские – уже второй год присутствуют во всех государственных школах Грузии с целью охраны порядка. Но поскольку они подчиняются непосредственно Минобразования и в школах происходит постепенная замена директоров на мандатур, то несомненно их роль гораздо шире. Соответствующие замены недавно случились и в Национальном центре экзаменов. 

Поднимемся ещё на ступеньку. В последние две минуты интервью «Дождю» Махаил Саакашвили рассказывает о том, каким будет новый университет в Батуми: небоскрёб, на крыше колесо обозрения, на последнем этаже буфет...

А теперь скажите мне, чем эти взгляды на школу и университет отличаются от культа карго? (кстати, «карго» по грузински значит «хороший» в звательном падеже)) Вот жили себе Сократ, Платон и Аристотель, создавали «школы», «лицеи» и «академии». Прошло 2,5 тыс. лет и появились мы, думающие, что школы и университеты – это такие домики с ремонтом, буфетом («Буфет как основа современного образования» - чем не тема для научного исследования?) и колесом обозрения... Кстати, об университетах. Недавно университетский преподаватель физики рассказывал, что основная трудность для него – это то, что половина студентов в школе физику не изучали вообще (не в смысле прогуливали – просто уроков не было)! Говорим «университет», подразумаваем 6-й класс средней школы... Так и слова «на камне сем воздвигну Церковь Мою», наверное, уже многие воспринимают как «построил Иисус дом с иконами и свечками на продажу».

Теперь пойдём не по восходящей, а вширь.

Система мандатур как вершина образовательной мысли, конечно, имеет конкретных родителей, но возможной-то она стала потому, что её одобрило общество (когда в прошлом году в ресторанах запретили исполнять песни на русском языке, то реакция была настолько недвусмысленной, что тут же последовало разъяснение: речь шла лишь о низкопробном шансоне). Ну, не 83% (привет Всемирному банку), но какая-то часть общества, значит, уверена, что без полицейских с детьми в школах не справиться. И причём тут Шашкин?

Официальный тест по литературе  (О ком писал Пушкин: «Повешенные повешены; но каторга 120 ... ужасна»? Варианты ответов: о друзьях; о братьях; о декабристах) появился, когда вышеозначенных фамилий и в заводе не было.

И не с юными реформаторами, а с проверенными педагогами затеялся тут у нас недавно проект силами бизнеса, ТВ и образования: дама la «учительница первая моя» с пятью советскими невидимками, намертво скрепившими непокорную прядь, без эмоций в лице и голосе пересказывает школьный учебник математики. Проект называется «Образование XXI века»

Да и не в Грузии тут дело: семинар «Практика общения с загробным миром» и чудесный спецкурс «Конструктивные особенности НЛО» (смотреть с 5.20) существуют в российском, а не грузинском университете.

 

И крик о помощи инопланетяне посылают российскому каналу REN-TV:

 

 

Опять что-то в консерватории разладилось?

Под консерваторией и подразумеваю отнюдь не науку. Там, несмотря на сетования журналистов (один из них написал мне на Снобе: «Эпоха механических причины/следствия прошла, так и не об'яснив нам толком о сущности окружающего мира»), всё в порядке, потому что учёные как раз заботятся о том, чтобы наука не превратилась в карго-культ

А о нас должны заботиться мы сами...

Неуклюжее слово «культуртрегер» в западной ментальности означает всего навсего носителя (распространителя) культуры. Вот есть учёный, поэт, художник, которые эту культуру создают, а есть культуртрегеры, которые несут её по белу свету.

Я была удивлена, когда не нашла этого значения термина «культуртрегер» ни в одном из русских словарей.

Культуртрегер по-русски – это либо «ироничное прозвание заносчивого и бесцеремонного носителя культуры, колонизатора, захватчика», либо «тот, кто осуществляет свои неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры».

Вообще-то довольно часто бывает, что слово, переходя из языка в язык, меняет своё значение, порой до неузнаваемости. Даже термин «ложные друзья переводчика» существует.

Проблема в другом – как по-русски называть человека, который распространяет культуру? Просветитель, подвижник – слишком высокопарно, офеня – устаревше и слишком узко, прогрессор Стругацких не вошёл широкое употребление...

А как известно, нет определения – нет в общественном сознании чётко сформулированного запроса на данную деятельность...

Википедия сообщает: «За последние 75 лет большинство культов карго исчезли».

И не трудно догадаться почему: помаршировали дикари с бамбуковыми ружьями, пожгли костры вокруг деревянных самолётов, покатались на колёсах обозрения, пообщались с загробным миром, проголодались и пошли заниматься делом.

Надеюсь, мы окажемся не глупее их.