Связка "культура - цивилизация"

Интересно, что большинству людей нетрудно определиться с понятием «корпоративная культура», но крайне сложно – с «национальной культурой» или с «культурой вообще».

В голову сразу лезет Чайковский (или, скажем, Вагнер), берёзки (пальмы) и т.п.

Но культура – это прежде всего естественным образом возникшие правила поведения и коммуникации. Если разные группы могут понимать/принимать ценности друг друга, могут договариваться и сосуществовать, то такое общество – культурно, если нет – извините!

Хотя Чайковский и берёзки тоже имеют значение.

Помимо культуры каждая нация обладает своей степенью цивилизации – различными госструктурами и институтами, формализующими общество.

Если общество развивается естественно (нет никаких внешних ограничений), то культура и цивилизация обычно находятся примерно на одном уровне развития.

Что делать, если культура развита недостаточно или если группы разной культуры вдруг оказались в пределах одной страны (как, например, в своё время в США)? Строить цивилизацию, т.е. искусственно создавать правила. Сначала, возможно, они будут далеко не идеальны, но преимущество (в данном случае) цивилизации в том, что её можно достаточно быстро менять.

Лично для меня нет сомнения в том, что Грузия – страна высокой культуры, ибо что сразу бросается в глаза человеку, приехавшему из России, - это наличие ценностей, понятий, моделей поведения, одинаковых для всех грузин, точнее, для всех жителей, т.к. Грузия была, думаю, самой многонациональной во времена СССР. Но в силу особенностей исторического развития в Грузии цивилизация была слабо развита, что создавало определённые трудности для экономики.

Десять лет назад команда президента Саакашвили решила перенести на грузинскую почву крайне успешную модель цивилизации США. И во многих отраслях это дало замечательные результаты.

Но год назад я писала: «Единственное, на мой взгляд, о чём стоит беспокоиться, это насколько «подходит» строящаяся цивилизация имеющейся культуре».

Мне кажется, недавние события в Тбилиси есть результат этого несоответствия.

Только факты.

НПО "Идентоба" ("Идентичность") решило провести на проспекте Руставели 17 мая (Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией) флешмоб против насилия по признаку сексуальной ориентации. 

Против акции в категоричной форме выступил патриарх Грузии Илия II, заявление которого зачитал митрополит Иаков (Якоб): "Несмотря на традиционное мышление, у них (ЛГБТ) есть возможность беспрепятственно заниматься личной жизнью. Факт и то, что есть общечеловеческие ценности, которые одинаковы во все времена. В том числе законы морали. Тбилисская мэрия должна учесть это и отменить разрешение на демонстрацию". Под аналогичным заявлением вместе с патриархией подписались семь других религиозных объединений.

Поскольку в Грузии для проведения любых не противоречащих закону акций не нужно ничьё разрешение, мэрия ответила, что запрет не в её компетенции.

С 15 мая на проспекте Руставели стали собираться противники проведения флешмоба, чтобы воспрепятствовать его проведению на этом месте и провести собственную акцию.

О том факте, что две организации выразили желание провести демонстрацию в одном и том же месте, мэрия сообщила в МВД Грузии.

Власти заявили о готовности гарантировать право на собрания и манифестации.

Акцию поддержали премьер-министр и глава Минюста.

Иностранные послы осудили позицию церкви и подтвердили намерение лично наблюдать за завтрашней акцией.

Поскольку 17 мая к началу акции на проспект Руставели пришли более 20 тыс. её противников, было принято решение провести флешмоб неподалёку – в сквере Пушкина.

Полиция оцепила место проведения акции.

Был вызван спецназ.

Однако подстрекаемая духовными лицами толпа прорвала полицейский кордон и ринулась разгонять секс-меньшинства. Нападавшие отличалась большой агрессивностью. Впервые за много лет в Тбилиси во время акции разнесли витрину магазина. 

По данным Минздрава, в результате столкновений пострадали 28 человек, среди них — полицейские и журналисты.

МВД Грузии начало расследование беспорядков.

Глава Минюста заявила,  что полиция, несмотря на предельно напряженную обстановку, смогла максимально противодействовать столкновениям между сторонами. Этого же мнения придерживаются и члены парламентского большинства. Однако, по словам депутата от оппозиционного "Нацдвижения", "17 мая в Грузии не было государственности", так как власть не смогла обеспечить проведение акции против гомофобии. 

18 мая прошли две немногочисленные акции у канцелярии правительства : на одну акцию вышли члены НПО "Гражданский фронт", которые требуют запретить пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений на законодательном уровне. Вторая акция организована посредством социальной сети, ее участники выступают против насильственных действий, допущенных накануне участниками акции в защиту прав человека и их противниками.

20 мая были задержаны (позже оштрафованы и отпущены) четверо участников инцидента с преследованием автобуса защитников сексуальных меньшинств.

Во время воскресной службы член Священного Синода епископ Якоб дал понять, что Церковь поддерживает требование наказать виновных. Но осудил попытки очернить имя ГПЦ как таковой. Он пообещал, что виновные будут наказаны по всей строгости церковных законов, но если понадобится, то предстанут и перед мирским судом. Однако "не совершили они всего того, что им приписывают".

В интернете выложена петиция с требованием расследовать и наказать виновных в уличных беспорядках, которую уже подписали более 12.тыс. граждан. 

Все последние дни за молодыми людьми с нестандартной прической и броской одеждой в Тбилиси идет настоящая охота...

Поиски аналогий 

После всего вышеизложенного трудно удержаться, чтобы не начать сравнивать Грузию с Арканаром Стругацких.

Внешне всё сходится.

Есть сотрудники Института экспериментальной истории, прилетевшие из прекрасного будущего с благородной целью – ускорить переход от серого средневековья к светлому коммунистическому (пардон, теперь уже капиталистическому) обществу.

Есть население, ради которого всё и затеяно (Серых перебили - это, само собой, хорошо. Но вот насчет нас, благородный дон, как вы полагаете? Приспособимся, а? Под Орденом-то, а?)

Есть свои доктор Будах (Для нас, учёных, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а всё зло от знания. Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?), поэт Цурэн (дважды был смертельно избит патриотическими личностями и только тогда поддался уговорам своего большого друга и ценителя дона Руматы и уехал в метрополию),отец Кабани (Колючка, грят? Колючка. От  волков, грят?  От волков...  Хорошо, грят, молодец! Оплетем рудники), Гур Сочинитель (Но больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми) – аркарнарская интеллигенция.

Есть, конечно, и Арата Горбатый (Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?... Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вёл каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие… Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите), и беспринципный Вага Колесо (он был всемогущим, не знающим конкурентов главою всех преступных сил Запроливья... Он располагал ночной армией общей численностью до десяти тысяч человек, богатством в несколько сотен тысяч золотых, а агентура его проникала в святая святых государственного аппарата)

Есть свои благородные доны (Протоплазма, думал Румата. Просто жрущая и размножающаяся протоплазма).

Есть новая аристократия (Мы смели серую нечисть с лица земли, и так сладко и вольно дышится теперь в возрожденном Арканаре! Вместо грубых лавочников, этих наглых хамов и мужиков, улицы полны слугами господними... И цены на вино упали вдвое).

Донов Рэба (в ранних версиях романа Ребия – по созвучию с Берия) вообще несколько (он сформировал т. н. «серые роты», целью которых являлась борьба с «опасными» либеральными идеями и просвещением вообще, и почти всем было ясно, что рано или поздно штурмовики войдут во вкус и перехватят власть).

Дона Руматы, к сожалению нет (хотя многие со мной поспорят и назовут или одного, или другого).

Но Грузия не Арканар ни разу (или, если хотите, не больше Арканар, чем любая другая реально существующая страна).

Однако у Страгацких есть ещё модель, которая действительно соответствует сегодняшней Грузии, – это Тышлинск из романа «Отягощённые злом».