Дорога из Акабы в Петру - розовый город в горах, идет в сторону Саудовской Аравии. За спиной оказывается Акабский залив Красного моря, с расположившемся невдалеке израильским городом Элат.

Справа по ходу темная возвышенность с проступающими жирными черными полосами неведомой мне горной породы. - Шайтан-гора? – спрашиваю водителя.

- Нет, - отвечает он

– Шайтан там. И показывает пальцем назад, в сторону Элата.

Мир с Израилем Иордания заключила достаточно давно, но в душах местных жителей его еще долго не будет.

Дорога неожиданно оказалась длинная – основную трассу перекрыл горный обвал. Время подумать было…

Почему в этих краях Израиль тихо ненавидят, в общем-то, понятно.

Приехали, влезли. Заявили местным проживающим: «Вас здесь не стояло. Это всегда было, есть и будет наше – еврейское».

Какие основания?

Ну, с этим все в порядке – предъявили Ветхий завет.

Интереснее иное: а где к евреям относятся иначе? Где тот благословенный край, та страна, где есть евреи, и нет антисемитизма? Почему весь мир так единодушен в неприятии евреев? За что их так? За то, что они Христа распяли, и кровь детскую пьют? – уже не проходит. Времена другие. Времена изменились, а отношение, идущее из глубины веков, сохранилось.

Почему?

Евреи и сегодня, в XXI веке, искренне считают себя богоизбранным народом. Были ли другие претенденты на это высокое звание, как происходили выборы и по каким критериям – никому не известно. Но известно, что именно евреи по дару Божией Благодати являются хранителями на земле чистой неповрежденной веры в Бога и истинного благочестия. Откуда им это известно? Из Торы. Это настолько же достоверная информация, как и то, что Бог создал мир за неделю.

Но стоп!

Стоит только погрузиться в толкование богословских текстов, и все кончено – выбраться невозможно. За тысячелетия упражнений в этой области знания уже твердо доказано, что плоское оно же шарообразное, а столпы, на которых стоит Земля – вовсе и не столпы, и в Библии, оказывается, прямо, черным по белому записано, что Земля - шар, висит в невесомости… все это понятно. Не понятно только за что преследовали Колю Коперника и сожгли Джордано Бруно? Ладно, спишем на издержки. Сожгли и сожгли.

Итак, евреи (но только те из них, которые истинно верующие) – богоизбранный народ. Это не обсуждается.

Обсуждается иное: почему божьих избранников, со всеми полагающимися им в связи с этим почестями, не принимают во ВСЕХ весях нашей планеты?

Черчилль бросил остроумную фразу по поводу того, что в Великобритании антисемитизма нет, и не будет, поскольку англичане никогда не согласятся считать евреев умнее себя. Антисемитизм на туманном Альбионе, как и везде в мире, есть. Но в этой фразе заложен один из вариантов ответа на интересующий меня вопрос – ЗАВИСТЬ: евреи выделяются среди прочих умом и способностями, поэтому все прочие народы им завидуют. Из этого, как будто, и проистекают все еврейские проблемы.

Современные евреи латентно поддерживают эту идею, хотя бы тем, что постоянно акцентируют внимание на своем высоком удельном весе в сонме лауреатов Нобелевской премии.

От подобных объяснений  вообще-то попахивает евгеникой. К тому же, если евреи в чем-то лидируют, то это в сфрмировавшейся не в одночасье отстраненности от занятий рутинной производственной деятельностью.

В доме, в котором я вырос, жил еврей – фрезеровщик. Он был городской достопримечательностью.

А фраза: «еврей – дворник», считалась самым коротким анекдотом периода СССР.

Является ли источником антисемитизма подчеркнутая "самость" евреев?

Евреи, расселяясь по миру с конца первого тысячелетия до н. э. и специфической особенностью еврейства, как общемирового явления, является его резкое сопротивление ассимиляции.

Лишь китайцам, вроде бы, удалось (и то не до конца) ассимилировать евреев, выходцев из Ирана, осевших в городе Кайфын. У всех остальных – не получается.

Скрывать свою национальную принадлежность (как это было во времена СССР) – евреи научились, а до конца растворяться в основной массе живущих в стране пребывания – нет. Категорически.

Эта особенность еврейской диаспоры сегодня зиждется уже не на карах, должных к применению вероотступнику: его следовало душить до тех пор, пока он не откроет рот, в который нужно было лить расплавленный свинец. Кары нет, а традиция живет.

Кому-то катание в лифте, не прикасаясь к клавишам управления, во время святой субботы, или полная смена посуды после завтрака, только на том основании, что в ней (пусть даже теоретически) могли оказаться продукты из молока, а в обед будет мясо - покажутся дикостью, но в этом есть определенный глубокий смысл.

Совершение таких действий – неестественных для всех остальных – знак отличия, символ избранности, выделяющий истинного правоверного еврея. Но эти особенности, сами по себе, еще ничего не значат. Такого в мире предостаточно.

Для объяснения интересующих меня причин нужны более весомые основания.

Вытекает ли ненависть к евреям из закрепленных в Торе и Талмуде постулатов обращения с иными народами?

Да, там написано: "Только евреи являются людьми, не-евреи - это животные", или "Даже лучшие из не-евреев должны быть убиты". Много там такого и подобного, но… в те времена, когда сочинялся Талмуд, подобные межконфессиональные отношения были, скорее всего, нормой, просто не все народы тогда грамотой владели. А то, что и сегодня правоверные евреи все это читают, раскачиваясь в синагогах или у Стены плача, так это понятно: наслушаешься за день от окружающих не-евреев и не такого, хочется отвлечься, предаться мечтаниям: "Если язычник (не-еврей) ударит еврея, то не-еврей должен быть убит. Ударить еврея - это ударить бога".

И много ли их (не-евреев) было убито по этому поводу? У нас во дворе Аркашку Зильбермана за неодолимую тягу к клептомании многие били, и ничего – до сих пор живы.

Нет, дело не в этом.

Причина антисемитизма, скорее всего, лежит в экономической сфере. Ненависть, взращенная на экономической почве – самая ядреная.

Началось с того, что евреи опередили всех прочих в накоплении первичного капитала.

Если в Англии, Франции, Германии… этот процесс в XVI - XVII веках только начинался, еврейский капитал к тому времени давно уже вырос из коротких штанишек за счет занятия ростовщичеством.

Отсутствие религиозного = морального запрета на кредитные по своей сути операции до определенного времени отличали иудейскую диаспору от окружающего её христианского мира. Евреи стали благоприобретателями самой первой в истории экономической ренты - религиозной. Формированию первичного капитала ростовщичество немало способствовало, чего нельзя сказать о создании дружеских отношений между заимодавцами и заемщиками.

Но это не все и, наверное, не самое главное.

Евреи опередили весь просвещенный мир не только в первоначальном накоплении, они еще и на много веков обогнали всех своих конкурентов в глобализации.

Когда прозвучал лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», евреи всего мира уже давно соединились. Изначально соединились для выживания. Увидели, что это – хорошо и продолжили, но уже для экономической экспансии.

Есть такое полурекламное полупособие: «Бизнес по-еврейски». Правило №1 гласит: «ПУСТЬ ИМУЩЕСТВО СОБРАТЬЕВ ВАШИХ БУДЕТ ВАМ ТАК ЖЕ ДОРОГО, КАК СОБСТВЕННОЕ». Все остальные правила: типичные «бла-бла-бла», годные лишь для слушателей МВА – их можно безболезненно опустить. Зато первое правило – важнейшее и главное.

Из него вытекает, что конкурируя с евреем, ты конкурируешь со всем мировым еврейством.

Не просто, не без проблем, но, КАК ПРАВИЛО, при необходимости диаспора соединяет свои усилия для помощи конкретному еврею, обоснованно рассчитывая на подобное поведение и с его стороны. Но это действует только если ты действительно правоверный еврей: чтишь святую субботу, ходишь в синагогу…  Это что-то вроде гарантии возврата вложенных средств. А если этого нет, то и помощи нет.

Внешне участие диаспоры практически незаметно и поэтому результат воспринимается, как чудо. «Как это им удается? Почему у них все получается?» – вопросы, мучившие не одного лавочника, разоренного евреем-конкурентом.

Удается и получается в основном и главном потому, что у еврея предпринимателя есть преимущество – экономическая, технологическая, финансовая, кадровая, интеллектуальная… (выбирай ту, что нужна) поддержка собратьев по вере. Она доступна ему в любом месте Земли, где живут евреи.

Этот принцип: «глобальной взаимопомощи» распространялся не только на экономическую сферу. Проблема «пятого пункта» для евреев (если кто помнит – в этом пункте анкеты указывалась национальность) возникла в СССР далеко не сразу, и отнюдь не на пустом месте. Но нет действия без противодействия.

И что же можно было противопоставить этому мировому еврейскому, формально никак не оформленному, коллективу – глобальной кассе разнообразной еврейской взаимопомощи?

Выбор как всегда небольшой - насилие и принуждение.

Евреев многократно изгоняли разные страны и города (за европейскую историю около 50-ти раз), им чинили разнообразные препятствия (на подобие «черты оседлости»). При этом, инициатива всегда исходила от национального бизнеса, не выдерживавшего глобальной еврейской конкуренции.

Закончилось это в XX веке страшно и мерзко: тотальным уничтожением евреев в Европе.

Больше всех в уничтожении евреев преуспела Литва. Здесь, при активнейшем участии местного населения, было убито абсолютное большинство евреев, живших в этой стране до войны (уничтожено 95-96% довоенного еврейского населения - http://school.ort.spb.ru/library/torah/shoa/hfond_115.htm). Спаслись только евреи, ушедшие в партизанские отряды.

Почему Литва?

Возможно потому, что доля экономики этой страны, контролируемой еврейским капиталом до 1940 года, была здесь самой высокой в Европе.

В Азии, где почти нет евреев, их роль играют …китайцы. Те же особенности: закрытое общество и господство в экономике стран расселения.

Результат?

Практически тот же – геноцид в Индонезии, погромы в Таиланде, Сингапуре, на Филиппинах...

Сегодня... Сегодня... Сегодня...

А что, сегодня... сегодня мы уже приехали в Петру.

Вот вход в лабиринт, ведущий в Восьмое чудо света.

Закончились мои дорожные размышления. Впереди самое интересное.

Здравствуй, Петра!