Все записи
19:30  /  14.07.11

2235просмотров

Гарри Поттер – последнее дыхание.

+T -
Поделиться:

Заканчивается история Гарри. В прокат выходит заключительная серия киносаги о юном волшебнике.

Фанаты дождались экранизации финального куска эпохального повествования ни о чем, хотя останавливает этот поток фантазий не логика (ее, как я понимаю, в этом наборе измышлизмов - просто нет), кончились какие-то возможности продолжения проекта.

Что-то иссякло. И не важно, что это.Важно, что иссяк один волшебный источник, но бьют и журчат множество следующих.

Если вы обратите внимание, то постепенно вся художественная литература перекочевывает в область, тяготеющую к этому жанру.Описывается всякая хрень: это либо было, но при этом никогда не было, либо у кого-то в прошлом открылся третий глаз в неожиданном месте и он глядя в него рассказывает нам наше будущее. При этом возможен и желателен крутой замес из сочетания максимального количества чудесных явлений и возможностей…

Серьезные писатели фантазят помаленьку – герой в карты не может проиграть и пуля его не берет, или пряжка какая волшебная на снежной дороге в руки прыгнет… И вся эта фантастическая мура активно пишется и неплохо продается.

Почему?

Почему это пишется – понятно.

Авторы современных сказок для взрослых избавляется от самого тяжелого в писательском труде: необходимости обеспечения полной адекватности содержания повествования реалиям жизни. И скорость письма в этом случае возрастает неимоверно. Количество ударников писательского труда освоивших метод трех «П» - пол – потолок – палец, растет стахановскими темпами.

Но почему это пользуется спросом?

Сказка - самый древний жанр. Фентези - её прямой наследник.

Сначала была сказка.

По мере того, как общество развивалось, возникла ЛИТЕРАТУРА.

В ней произошло смещение акцентов: люди - пишущие ограничили иррациональную составляющую в своих произведениях в пользу «правды жизни». Литература длительное время была востребована читателями в качестве пособия, дающего некие рецепты поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Литература, кроме всего художественного, что она в себе несла, предлагала человеку еще и научиться способам приспособления, выживания и саморазвития в ситуациях разной степени экстремальности. Неудачная любовь – что делать? Друг предал – как ответить? И так до бесконечности. Не всегда актуально, но для приобретения опыта жизни – полезно.

В литературе существовал своеобразный скрытый 25 кадр.

Это было обучение жизни.

Да это еще и в интересном обрамлении.

Трудно было еще недавно представить взрослого мужика увлекающегося сказками. Нет, такие существовали, но массовым это занятие не было. Это точно.

А сегодня?

Сегодня фентези захлестнуло мир. Это не только литература, это кино и нахождение в мире виртуальных игр.

В чем причина?

Она в эпидемии инфантилизма.

В основе этой напасти лежит сочетание двух основных факторов: у огромной массы людей качественно изменился характер труда – они стали производить «некое ничто», и резко увеличилась масса незанятого времени, которое требуется превратить в свободное – насытить его неким содержанием. Я не буду больше развивать эту мысль, приведу одну понравившуюся мне цитату: «Ровно так же, как ученик не является творцом мира, им не является и офисный сотрудник. Он ровно такой же ученик. Есть учитель, дающий ему непонятные задания и карманные деньги, проверяющий исполнение заданий, почти не разъясняя их практического смысла, карающий или вознаграждающий, и ограничивающий сим перечнем все свои с ним отношения. Карманных денег, конечно, больше, а задания уже даже и попроще школьных, но суть отношений всё та же: ты — ученик. Ты не меняешь мир». (http://lex-kravetski.livejournal.com/305198.html).

Многие люди в основном живут в виртуальном мире. Для некоторых из них уже реальность – продолжение виртуальности, а не наоборот. Они в быту продолжают действовать по законам фентези, она воспринимают все сущее, как один из вариантов игры.

Обратите внимание на поведение молодых людей в судах, где их призвали к ответу за убийства по политическим или националистическим мотивам. TV позволяет увидеть: они там себя ведут так, что можно заключить - осужденные на огромные, иногда пожизненные сроки вообще не осознают того факта, что игра закончилась. Хорошо видно: осужденные верят – все это наваждение пройдет, они проснутся и окажутся на своем привычном месте у любимого компьютера. Эти люди действительно не осознают преступности своего поведения: они совершили убийства сотен или тысяч врагов, и только некоторые их них оказались за пределами компьютерных игр.

И возвращаясь к исходному.

Инфантил требует искусства, адекватного его уровню развития.

В литературе – это сказка.

В кино – это фентези.

В музыке – это ритм.

Во всем остальном – игра.

Почему-то создается впечатление, что окружность истории человеческого бытия замыкается.

 Приближается последнее дыхание … Гарри Поттера.

Комментировать Всего 21 комментарий

Всюду деньги, деньги, деньги...

Всюду деньги, господа....

Сергей, это же все создается для выкачивания из людей бабла, книга, фильм по книге, игра по фильму и книге... А виртуальной зависимостью надо переболеть в детском возрасте, и желательно с крушением серверов.

Не уверен, что это лечится. Даже возрастом.

Лечится =)

Метод лечения очень простой - насильственное удаление аккаунта, лучше конечно, чтобы сервер рухнул на месяц - второй и тогда пелена спадает. Осознание того, что за год-полтора ты развился в игре до приличного уровня, а потом это все пропало, напрочь отбивает желание проходить все этапы по новой.

Единственное, что не лечится - это человеческая глупость.

Павел, глупость хоть немного, но лечится. Не лечится желание зарабатывать на человеческой глупости.

Сергей, мысль об изменении характера труда как источника инфантилизма интересна. Но меня с Гарри Поттером познакомила учёный-физик работающий в Лос-Аламосе. Бомбами она не занималась, но всё же. Вполне серьёзный человек. Ей тогда было уже под сорок. Книжка лежала у неё на рабочем столе, я взял, полистал, но не заинтересовался. Это было где-то в конце девяностых. Прочитал все эти книги уже живя в Англии. Они занудные поначалу, но к концу каждой книги Роулинг расписывается и читать становится интересно. Ну, примерно как детективы. А учёных, согласитесь, нельзя отнести к тем кому как детям говорят что делать и проверяют домашнее задание. И характер их труда не сильно изменился. Мне кажется, что причина интереса к фэнтэзи, вампирам, и виртуальным играм - это стресс от реальности. Заметьте, что расцвет предвестников фэнтэзи произошёл в начале XX века во время и сразу после Первой Мировой войны (Питер Пэн, Ветер в Ивах, Винни-Пух, Мэри Поппинс). Тогда же была первая волна интереса к вампиризму, спиритизму, и вообще к готическому роману. Толкиен написал своего Хранителя и затем Властелина Колец во время и сразу после Второй Мировой войны и этим запустил жанр фэнтэзи по-настоящему. А нынешний стресс от реальности происходит во многом "благодаря" идиотизму масс-медиа, той "чернухе" о которой недавно написал в своём блоге Андрей Макаревич. Ну и сама реальность как-то в XXI веке пока не очень радует.

Сергей , то, что работа в офисах, обилие белых воротничков и пр. привело к инфантилизму мужского, в основном, населения - согласен. Конечно, инфантильным людям полагается литература "облегченная", типа безалкогольного пива.

Литература при этом развивается по своим законам.

Я, конечно, не литератор, но читаю много.

Периоды увлечения реализмом, если не натурализмом (Хэменгуэй, Ремарк, Олдингтон и др.) с завидной регулярностью сменялись периодами увлечения романтический, мистической, сказочной литературой. Юрий Петров уже приводил примеры, можно добавить туда Поля Элюара и многих других.

Я периодически читаю и тех и других. И даже пишу периодически и то и другое, фэнтези, правда, не пишу. :) То суровый реальный научный текст, то даосские (лаосские) сказочки для аквалангистов :)

Причин тут несколько, как мне кажется.

Простые фэнтези - отдых мозга, я согласен с Юрием Петровым, лекарство от стресса, некая альтернатива "черной реальности " масс-медиа. Такая литература мне не очень интересна, если я что-то читаю - я это забываю через 4,5-4,7 часов. Кроме классиков, конечно. Толкиен - просто неплохой писатель.

Есть и другая литература, формально тоже относящаяся к перечисленной Вами. Это моделирование общества, социальных явлений. Если я не ошибаюсь, в Америке они называются футурологами. Это - Стругацкие, Курт Воннегут и др. С моей точки зрения, при обилии в такой литературе многочисленных "станностей" - это непростая литеранулв, не для инфантов.

Есть третий тип фантастики - сайнсфикшн. Людям просто интересно, как будет развиваться технический прогресс, сделать экстраполяцию. Почему это инфантилизм? Нет, не считаю так.

То есть, резюмируя, любая мистическая, сказачная и пр. литература помогает нам избегать и/или справляться со стрессом, с потрясениями, с негативным информационным фоном. Такую литературу читают многие, не только инфантильные элементы.

Остальные перечисленные Вами примеры "сказочного" относятся к другому классу литературы, к ним можно отнести и Булгакова с Гоголем, и Леонида Андреева с Оуруэлом и тд, это литература другого плана, вполне "приличная" для "приличных людей" :)

Не  буду повторяться – основное я написал в ответе Юрию.

Вы правильно разделили этот вид литературы. Я имел в виду его низший уровень.

" низший уровень" - это Роулинг с ее Гарри Поттером?

" В чем причина? Она в эпидемии инфантилизма"

А тут и мерить нечего. Вы прямым текстом выразили свое отношение к Роулинг. Но, не кажется ли Вам, что Вы не последовательны в своих утверждениях? Вы соглашаетесь с Павлом, считающим что в основе популярности Гарри Поттера лежит человеческая глупость. При этом Вы поддерживаете Алексея, который резюмирует " любая мистическая, сказочная и пр.литература помогает нам избегать и(или) справиться со стрессом, с потрясением, с негативным информационным фоном. Такую литературу читают многие, не только инфантильные элементы"

Татьяна, позвольте, отвечу так:

К раввину пришла супружеская пара, с просьбой разрешить их спор. Он выслушал жену и казал: "Ты права.". Выслушал мужа и сказал ему: "Ты прав". Жена раввина, слышавшая беседу,  сказала: "Так же не бывает, чтобы оба были правы!:

Раввин ответил: "И ты права тоже"

Вы правы.  

Браво! Отличный способ ухода от дискуссии. У этого народа всегда есть чему научиться.;))

А что, Ваша реплика подразумевала дискуссию?

Предмета не нашел.

Если Вы сочли необходимым упрекнуть меня в непоследовательности, то Ваша цель была достигнута, и я объяснил свою позицию: в каждом высказывании может быть  то, с чем ты согласен и не согласен одновременно.

Да, кстати, о каком народе Вы ведете речь?

Нет Сергей, с моей стороны была всего лишь констатация факта. А по поводу способа ухода от дискуссии- это уже восхищение раввином.

А поскольку раввин-это еврейский священник, то ответ на вопрос о каком народе идет речь, вроде бы и так понятен.

Или хотите поговорить о евреях? Я могу, но тогда мы уйдем от Вашей темы :))

Неееет!!!

О евреях я уже наговорился -  http://www.snob.ru/profile/18626/blog/30301

Мне теперь надолго хватит.

Сергей, а Вы все книжки с Поттером прочли или только последнюю?

В периоды "обострений", когда пресса в очередной раз писала о новом выдающемся произведении мирового уровня, я исправно брал новую серию и пытался в нее окунуться. НЕ МОЕ.

Использование чудес в литературе, у нас это повелось, скорее всего, с Гоголя. Он, из сложившихся в его время суеверий, сконструировал и показал читателю борьбу зла за христианскую душу.  Тема была злободневной. Просвещенный мир признал это литературой высокой пробы.

Булгаков решал этим приемом иную задачу: он лечил (в первую очередь, свои) душевные раны (http://www.snob.ru/profile/18626/blog/33742 ).

Все сегодняшнее, в основном и целом – иное: занимательно-пустое.

ИМХО.

Эту реплику поддерживают: Максим Терский

Максим, если я правильно понял Ваш вопрос, то Вы спросили меня, знаю ли я вкус того, о чем рассуждаю?

Я Вам ответил, но хочу добавить.

Я предлагаю две своих фотографии: одна – литература, с элементами мистики (диагональ, видения), другая – чистое фентези (с элементами реального бурового инструмента).

Мне интересно и то и другое.

Но одно – содержание моих занятий, а второе – забава.

Есть люди у которых иные акценты.

О них я и написал. Меня это беспокоит.

Эту реплику поддерживают: Максим Терский

меня тоже беспокоит, что этот Поттер каждый раз уводит у меня жену...

...на целых три часа, в кинотеатр. не хочу даже напрягать воображение, чем они там занимаются!