Цель развития Челоечества – Эверест познания. Сама мысль о подготовке к восхождению – интеллектуальная наглость, поскольку самые великие умы оказались способны лишь потоптаться у подножья. Ни Аристотель, ни Платон, ни Сократ, ни Лао-Цзы, ни Кун Цзы, ни Вентам, ни Рерихи, ни А. Швейцер, ни П.Леру, ни Тейяр де Шарден, ни авторы Библии, Корана или Торы, ни Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, принявшая резолюцию «Цели развития человечества в новом тысячелетии», словом – никто, не смог предложить глобальную идею цели для человечества, им понятую и принятую.

Идея о возможном существовании цели, стоящей перед человечеством естественным образом основывается на пролонгации в область теории практики целеполагания, свойственной живым организмам. Они способны ставить цель себе и другим. При этом исполнители, привлекаемые к реализации какой-либо цели, могут и не знать, более того, часто и не знают, ее содержание.

Система – Человечество на одном из этапов своего развития «созрела» до понимания возможности существования цели. До определенного момента она развивалась, не задумываясь -зачем? а затем усложнилась до некоторого уровня, и с этого момента озадачилась.

И здесь возникает интересный вопрос - что произойдет с человечеством, если оно узнает доказательно обоснованную цель своего развития?

Оригинальный ответ на подобный вопрос дал Айзек Азимов в рассказе «Остряк».

Помните?

Некто Ноэл Меерхоф несколько месяцев пичкал компьютер анекдотами. Это вызвало интерес ФБР и Ноэлу пришлось давать объяснения. Выяснилось, что он искал ответ на вопросы, кто придумал анекдоты и что произойдет, если люди узнают автора. В итоге: выяснилось, что автор – инопланетяне, а анекдоты перестали быть смешными.

Прогнозируя развитие ситуации, связанной с возможным открытием цели развития человечества, следует отметить, что это событие, даже если оно произойдет, не окажет сколько-нибудь существенного влияния на ход развития земной цивилизации в том случае, если полученное знание не будет иметь яркого практического применения. В противном случае, максимальным можно будет считать результат, сводящийся к созданию еще одной формы религии.

Вполне уместен вопрос: а зачем человечество хочет узнать цель своего развития? Здесь существует два аспекта.

Первый. Знание цели, стоящей пред человечеством, позволяет продвинуться в решении проблемы прогнозирования хода общественного развития. Надежное прогнозирование, это наиболее жгучая проблема человечества. Она напрямую связанная с его выживанием.

Второй. Человечество, как и человек, задумываясь над вопросом о цели своего существования, стремится уйти от ощущения себя аналогом скотины, которую заставили ходить по кругу под грузом в темной шахте.

Возникновение интереса человечества к цели своего развития - явление, заслуживающее отдельного исследования. Дело в том, что такая цель существует и она давно известна: самосохранение, воспроизводство и развитие. Подавляющее большинство землян живут по этой триединой формуле цели. Если к этому добавить понимание развития, как процесса духовного и интеллектуального совершенствования, то согласие с подобной трактовкой цели достигает максимума и только некоторые земляне (часть из них перечислена выше) остаются не удовлетворенными. Они ставят дополнительный вопрос: "Зачем защищаться, плодиться и совершенствоваться?" В этом вопросе – попытка заглянуть выше высшего, подняться на уровень, находящийся над человеком. Да и в самом факте постановки этого вопроса содержится нонсенс. Если человечество представляет собой систему, управляемую какой-то более сложной системой, о существовании которой мы лишь догадываемся, то на нас лежит естественное ограничение части целого. Мы должны быть лишены способности знать цели этой более совершенной и сложной, чем мы, системы. И поэтому у человечества не должен возникать вопрос о цели своего существования сверх известной триединой формулы. Но если вопрос все-таки возник, то это свидетельство того, что мы потенциально дуальны: мы и часть управляемой системы, и несем в себе потенцию стать частью системы управления.

Отметим. что существует, четко не оформленная, мысль о том, что познание цели (или смысла) существования человеческой цивилизации и ее развитие идут равными темпами. Принятие этого положения равнозначно признанию запрета, наложенного Природой, на решение этой проблемы. Но когда и кого это останавливало?

Вл. Соловьёв писал: «Если нет безусловной цели развития, человечество развиваться не сможет». Если принять это положение за аксиому, то из него проистекают два возможных варианта. Первый. Цели нет, и человечество не развивается – это крайне сомнительно. Второй. Развитие происходит, но с целью, остающейся человечеству неведомой – что представляется возможным. Эта возможность и стимулирует исследования проблемы целеполагания.

Все, что делалось и делается в этой области, является попытками вскрыть, а, судя по применяемым методам – отгадать, цель развития человечества. Во всех известных мне руко(голово)творных определениях цели развития человечества есть то, что их объединяет.

Во-первых, это - очевидная позитивность целевой функции для человечества и представление человека благоприобретателем при ее реализации. То есть в основе традиционного глобального целеполагания лежит постулат: «Система развивается для себя».

Существует и другая особенность, объединяющая множество зафиксированных в научной и теологической литературе попыток определения глобальной цели человечества. Она - в декларативности. Авторы не объясняют технологию целеполагания, их не занимает происхождение цели. Проще говоря, существует два варианта: либо формулировка цели ниспослана автору свыше, либо цель обосновывается позитивностью результатов, получаемых человечеством в случае её достижения. Встечаются и комбинации из первого и второго. 

Сама множественность безуспешных попыток решить проблему в рамках данной парадигмы, является индикатором необходимости формирования новых подходов к поиску цели развития человечества.

Да, согласимся с тем, что цели своего развития и существования мы, возможно – пока, не знаем. Но, в процессе её поиска, можно отсечь массу бесперспективных вариантов из мириада возможных, если удастся найти след движения к цели - сквозные тенденции в развитии человеческого общества. Так, если мы зададимся вопросом о цели существования Вселенной, то мы не можем игнорировать знания, добытые наукой к этому моменту, и поэтому корректный способ формирования гипотезы должен отражать факт существования эффекта Доплера. Поэтому все возможные предположения о цели развития Вселенной мы должны были бы проверять на непротиворечивость с известным фактом – она расширяется.

Сама по себе задача выявления сквозных тенденций в развитии человеческого общества отнюдь не проста. Сложность этой задачи предопределена уже тем, что в процессе развития человеческой цивилизации в основном формируются мерцающие тенденции. Возникнув, они некоторое время существуют и затем затухают. Это явление хорошо прослеживается в музыке, живописи, архитектуре…В экономической сфере мерцающие тенденции представляют собой обыденное явление. Пропорции натурального обмена, соотношение между барщиной и оброком, золотой паритет, кривая Филипса, описывающая связь безработицы и инфляции – все эти экономические проявления имели свои тенденции. Сегодня эти тенденции исчезли. Возникли другие.

Кроме того, поиски сквозных тенденций общественного развития, как отражения следа ведущего человечество к цели, крайне затруднено неоднозначностью оценок достижений цивилизации. Надо признать, что постепенно человечество научается преодолевать трудности, встречающиеся на его пути. Однако, не сложно заметить и то, что в процессе развития, препятствия, стоящие перед человечеством не исчезают, а лишь меняют формы своего проявления. Постепенно отступает голод – активно растет ожирение, исчезла чума – появился СПИД, мировые войны стали практически невозможны, но возник мировой терроризм…Каждому из процессов, оцениваемых одними, как прогрессивные, можно противопоставить мнение других, об издержках, связанных с их реализацией. При этом невозможно прийти к консенсусу о результирующей характеристике (достижения минус потери) не только из-за несопоставимости сравниваемых показателей, но и разных шкал качественных оценок, которыми оперируют представители противостоящих сторон. 

Поиск следов движения к цели разумно начать с определения островков стабильности в океане изменчивости человеческого развития.

Стабильным и никогда не прерывавшимся процессом, сопровождающим все время существование человечества, является его продуктивная деятельность. В этом процессе человек добывает энергию у Природы и преображает ее к виду, доступному ему для потребления. Потребляя различные виды, взятой у Природы энергии, сам человек генерирует две формы энергии: физическую и эмоциональную. И этим человек подобен другим живым существам: у нас нет твердых доказательств монополии человека на выработку эмоциональной энергии вообще и на высший вид эмоциональной энергии – энергию творчества, в частности.

В поиске признаков указывающих на уникальность человечества можно было бы сослаться на то, что оно состоит из физических феноменов. 98% материи во Вселенной существует в сильно сжатом и разогретом состоянии. Таких холодных тел, которыми являются люди, во Вселенной больше нет, считает академик Фторов. Но собаки и лошади не намного теплее.

Другой признак уникальности можно увидеть в том, что само существование человечества противоречит 2-му закону термодинамики, представляем ли мы , освоив переходы от простого к сложному, некую "флуктуацию" - случайное отклонение от роста общей неупорядоченности, компенсируемое ускоренным увеличением энтропии в какой-то иной точке безбрежного космоса – не выяснено.

Фактором, действительно указывающим на особое место, занимаемое человеком в природной среде, являются стремительно увеличивающиеся энергетические затраты, связанные с его существованием. Это относится, как к интегральным, так и к удельным – в расчете на одного живущего, энергетическим затратам. КПД человечества, определяемый как соотношение выделяемой и потребляемой им энергии, крайне низок и постоянно снижается. Для достаточно экономной во всех своих проявлениях Природы, постоянно возрастающее по объему энергетическое содержание Homo sapiens, является непозволительной роскошью. Такая расточительность не объяснима, если только не предположить что в человеческом организме происходит качественный скачек. Природный энергетический баланс можно свести если мы признаем, что в человеке осуществляется трансформация низших форм энергии в высшую. Можно предположить, что такой - высшей формой является эмоциональная энергия.

Если это именно так, то нам следует признать, что «эмоциональная производительность» всего человечества со временем повышается. Растет количество живущих на Земле, увеличивается продолжительность жизни, сокращается время занятости в эмоционально пустых видах деятельности, расширяется размеры и насыщенность эмоционального поля. Очень важно отметить, что происходит постоянное повышение уровня концентрации эмоциональных проявлений. От десятков собравшихся у костра шамана, мы постепенно перешли к сотням тысяч «сведенных в едином порыве». И это – увеличение объема и рост уровня концентрации продуцирования эмоциональной энергии – и есть та самая - сквозная тенденция, остающейся неизменной во все время существования человечества.

Можно пофантазировать по поводу того, что выявленная тенденция свидетельствует о существовании некой постоянной формы проявления человеческого естества, и эмоциональная энергия, как вырабатывается, так и потребляется человечеством или накрывает землю энергетическим щитом какой-нибудь конфигурации.

Но можно сформулировать и развить представление о человеке производящем эмоциональную энергию для кого-то или для чего-то, аналогично тому, как корова производит для человека молоко.

.И второй вариант представляется мне предпочтительным. 

Цель существования той или иной системы, как показывает доступная нам практика, не может быть заключена в ней самой. Для человека одна из целей разведения курицы – в яйце, а свиньи – в мясе. Но домашние животные и птицы об этом, конечно, не догадываются. Отличие человека от бессловесной скотины заключается в том, что он может предложить и рассмотреть гипотезу, в соответствии с которой, его существование имеет цель, в реализации которой он выступает в качестве средства. Такой целью может быть продуцирование некого результата, который, возможно, не растворяется в хаосе Вселенной, а используется неизвестной нам системой более высоко уровня. Все это позволяет допустить, что конечной, «из вне» заданной целью функционирования системы «Человечество», является масштабное и возрастающее преобразование энергии природных сил в энергию эмоций.

Это только предположение, но история развития человечества, возможно, станет понятней (или вообще объяснимой), если представить ее как реакцию человечества на его стимулирование к выделению эмоциональной энергии. Войны, революции, эпидемии, естественные и техногенные катастрофы и т.п. имеют не только закономерную природу (которую мы до конца не понимаем), но и закономерный результат – мощное, концентрированное выделение людьми энергии эмоций. Ничто не препятствует рассмотрению всех и всяческих катаклизмов, в качестве механизмов запуска процессов усиленного выделения человечеством энергии высшего порядка.

Отметим и то, что человечество постепенно заменяет имманентно присущие ему изначально, живые эмоции на их суррогаты. Эмоциональные проявления, сопровождающие алкогольное и наркотическое опьянение, эмоции, выплескиваемые фанатствующими толпами спортивных болельщиков и посетителями попсовых музыкальных сборищ – все это дает тот же результат, что и Мировые войны – рост энергии эмоций.

Уникальность человека, как биологического вида заключается и в том, что он способен тратить ресурсы и время своей жизни во все возрастающих размерах на деяния, ему практически бесполезные. Более того, эмоциональные проявления человечества, чем дальше, тем больше, расходятся с решением задач его самосохранения, воспроизводства и развития. Люди извергают вулканы эмоций по поводу явлений, значение которых для них объективно ничтожно, они концентрированно эмоционанируют на том, что не имеет ни малейшего отношения к решению их жизненно важных проблем. Масштабы выделения энергии эмоций в процессах, которые не приносят реальной пользы его участникам, показывают, что эта процедура формирования бессодержательных эмоций все больше и больше представляет для человечества сверхценность. Очень важно, что доля эмоций ради эмоций в процессе эволюции человека растет. Из этого можно заключить, что если вырабатываемую нами эмоциональную энергию кто-то потребляет, то ему абсолютно безразличен способ, которым человечество обеспечивает это производство, для него не имеет значения знак, положительный или отрицательный, наших эмоций.

И именно в этом, пожалуй, состоит единственный найденный мною довод в пользу того, что такой потребитель существует.

Природа чужда сантиментов.

Мюнхен, 2 марта 2013 г.