Все записи
МОЙ ВЫБОР 16:16  /  24.08.18

1329просмотров

Бизнес без отдела продаж: как это возможно?

+T -
Поделиться:

Однажды я написала пост в блоге, легла спать, а на утро проснулась и увидела свой текст в трех российских федеральных газетах...

Однажды я написала пост в блоге, легла спать, а на утро увидела у себя в почте приглашение на работу в журнал “Сноб”....

Однажды я написала три поста в блоге, а потом получила суммарную прибыль в миллион рублей ….

Однажды я написала пост в блог, а потом 25 человек поехали за мной в Америку....

Таких историй я могу рассказать довольно много. И, кажется, уже никого не надо убеждать в том, что если у вас есть бизнес, вам нужен блог. Но при этом — парадокс! —  я не вижу в ленте умных и классных блогов про бизнес. Когда мне нужно посоветовать компанию, которая классно ведет блог, я испытываю дикий ступор (кстати, если знаете таких — срочно скажите мне). В ленте все больше агрессивной рекламы и меньше, собственно, блогинга.

И вот у меня вопрос: почему же у нас так мало хороших блогов о бизнесе?

Обратите внимание: не блогов о том, как надо жить блогам. Не блогов об отношениях (при всем моем уважении к психологам — ребята, у вас просто самая благодатная тема для промо если подойти с умом). А блогов о бизнесе. Вот вы лично сколько таких блогов можете назвать?

Таких, которые интересно читать.

Таких, которые не сводятся к продажам себя любимого.

Таких, которые действительно рассказывают о том, как живет кофейня, прачечная или, чем черт не шутит, банк.

В принципе, все понятно: людям кажется, что блог о бизнесе — он синоним слова “продажи через интернет”. И поэтому, заводя такой блог, довольно быстро люди скатываются в продающие тексты. А если и пишут что-то кроме них, то это поучающие посты о том, как надо решать те или иные задачи клиентов (маркетологи научили! именуют такие тексты красивым словом “польза”)

А что на самом деле? Когда мы читаем чужие блоги, мы меньше всего хотим агрессивных продаж или нудных советов. Как правило, мы с удовольствием читаем обычные истории о живых людях. Например, когда-то я любила блог Димы Кузина — он рассказывал о том, как живет “Кудяблишная” в Нижнем Новгороде.  Когда-то еще были и Овчинников с книжным магазином, и Qlean со своими историями про клинеров, и удивительная керамическая мастерская с теплыми фотками…

Фото из ресторана "Стоп-Кадр"

Вот как рассказывает о том, как формировалась концепция ресторанного блога Галина Иевлева (на протяжении 9 лет она владела рестораном итальянской кухни “Стоп-кадр”): “ Я спросила у людей, которые меня читали: «Слушайте, я вот вам пишу, какие у нас новинки, какие у нас акции, а чего вы не комментируете, вам не интересно?». А мне ответили: «Слушай, кто тебе вообще сказал, что нам интересно, какие у тебя новинки и какие у тебя акции?». Это был шок. Сначала я ужасно обиделась и целый день ходила, пережевывала этот ответ, воспринимала его, как личное оскорбление. Потом я стала думать и поняла — и правда, а с какой радости это им должно быть интересно? Да, для меня этот ресторан —  вся моя жизнь, а для них это всего-навсего ресторан. Один из многих. Вот тогда у меня произошло какое-то переосмысление, и я стала просто писать истории, по сути, про свою жизнь. Не про маркетинг, не продающие истории – просто истории про мою жизнь. Иногда что-то случалось в ресторане, и тогда в моей жизни присутствовал ресторан, иногда что-то случалось не в ресторане и тогда я писала просто про свою жизнь. Но так как ресторана было много, то постепенно, раз за разом, он фигурировал, и мои читатели запоминали и появлялись новые, и они знали, что эта девушка руководит рестораном.”

Такие блоги — с жизнью, историями, цифрами, фактами — к сожалению, ведут единицы. С удовольствием читаю Иру Коган — понятно, из чего растут прекрасные торты, как бизнес. Знаю, что Аня Петрова, благодаря блогу, продает соль и арбузы. А Михаил Демьяненко — рыбу и морские деликатесы.

Обычно мне на это возражают: “Майя, когда у человека есть бизнес, ему не до блога! Ты что!”. Но вот что я отвечу на это. Один из самых любимых и ярких блогов в моей френдленте ведет парикмахер, который пишет посты, пока клиент сидит под климазоном. Смешные, яркие, полные профессиональных идей и жизненной красоты. Каждый раз, когда меня спрашивают, зачем непрофессионалу писать — я показываю этот блог и еще несколько похожих. Такие люди довольно быстро вырастают из профессии. Ольга Колесникова, а речь о ней, — начинала с кресла на Рязанском проспекте и отличного блога в Живом Журнале. Сегодня она хозяйка Академии парикмахерского искусства и трех салонов красоты в центре Москвы. Это реальный бизнес, ведь правда?

Я спросила ее на днях: “Оля, как ты успеваешь вести бизнес и писать посты в блог?”. Вот, что она ответила: “У меня не просто 3 салона. У меня семья, друзья, работа преподавательская, работа у кресла.... А на тему “нет времени”, я так скажу: чтобы оставаться на виду и написать про котиков, времени много и не надо. Котик прекрасно лег, вытянул лапку — чик и пост готов. Чтобы написать про путешествие —  времени много не надо. Для того, чтобы написать про новое платье, которое я шью у дизайнера — времени много не надо. Для того, чтобы показать обувь, которую я купила, мне тоже времени много не надо. И для того, чтобы написать про профессию, мне времени не надо, потому что я эксперт и все и так знаю”.

Это здоровый подход к блогу. И именно так создаются живые и интересные блоги. Те самые, которых мало.  Я знаю, что таких блогов, как у Оли — и частных, и корпоративных — могло бы быть гораздо больше.

У вас на странице два репоста чужих статей и результаты ФБ-тестов, так?

Ваша активность — комментарии в чужих блогах или группах. Но это не приведет вам клиентов. Не создаст репутацию. Не продвинет ваш бизнес.  А блог — да.

Так почему у вас еще нет блога? Кажется, что для этого нужен особый талант писателя или индульгенция свыше? На самом деле, вам не нужно ни то, ни другое. Четкое понимание, где писать, для кого писать и о чем — да, нужно. Помощь опытного проводника или наставника на первых этапах тоже пригодится. Много любопытства, интереса и собственного упрямства — то, что точно не повредит.

Технология у нас есть. И готовность поддерживать вас тоже. А еще у нас есть курс, который стартует уже 3 сентября и называется “Цель — блог”. Поэтому  присоединяйтесь  к нам, если вы хотите научиться писать о бизнесе и сделать это с людьми, которые

а) умеют делать это сами

б) умеют учить.

С 3 сентября мы с Галиной Иевлевой — наш суммарный опыт в блогинге около 30 лет! ;) —   5 недель будем рассказывать и показывать на ваших примерах, как блоги работают на бизнес.  Например, ресторан, магазин одежды или компанию по дистрибуции итальянских украшений. А еще разберемся, как блоги формируют ваш личный бренд, находят вам партнеров, помогают издавать книги. Почему мы? Потому что мы это делали и делаем сами. Потому что умеем учить и систематизировали знания. Потому что хотим делиться.

Хотите иметь свой блог о бизнесе?

Пишите “да” на почту maya@bogdanova.ru  и получайте особый доступ к “Цель — блог” для читателей журнала “Сноб” и 5 полезных инструкций для начинающего блогера.