Все записи
14:10  /  20.05.19

1534просмотра

Наталия Франкель: "Если у вас не стоит на это, не надо заставлять себя писать"

+T -
Поделиться:

Наташа Франкель организует мероприятия уже несколько лет. Я смотрела на ее ивенты с нежностью и сомнением: меня-то не звали! А потом, по приглашению компании Timepad, я сама оказалась спикером мероприятия. Тут-то меня и накрыло. Я не поняла, как хрупкая девочка могла организовать ТАКОЕ масштабное мероприятие, где одних волонтеров 40 человек. Решила поспрашивать Наташу о том, как устроены ее ивенты и как она видит продвижение и тексты.

— У тебя в Фейсбуке указаны ивенты, таргет, видео, SMM...Как ты сама себя называешь и ты специалист по чему?

— SMM у меня фигурирует в названиях конференций, а я SMM не занимаюсь. Мне приходится разочаровывать людей, но будучи создателем и организатором конференции по SMM, сама я совсем не об этом. Просто я умею очень клево делать конференции, в том числе, и про SMM. Сама считаю, что я продюсер, создатель конференций, создатель комьюнити, автор книг, блогов своих. Мультиинструменталист. Креатор с постоянно растущей горой клевых идей.

— Как в твоей жизни появились конференции?

— Это была такая нормальная самонадеянность. Мне никто не пришел и не сказал, мол, давай, теперь ты можешь. Мы просто очень много с Димой Румянцевым смотрели всяких событий и обнаруживали, что и такие нам не нравится, и тут не подходят… Ну нам друзья и сказали: «Вот вам не нравится – сделайте конференцию, чтобы вам понравилось». И где-то спустя год после этой фразы прошла первая наша конференция. Я настолько не знала, что нас ждет, что я очень легко в это вписалась. Мне казалось: ну что, классно, я умею квартирники делать, я концерты делала, я фестиваль про всякие путешествия делала – какая разница, ну сделаю конференцию.

— Какая была основная эмоция первой конференции, которую ты сделала? Если сейчас вернуться в то состояние, это про что?

— Это азарт. Шкалящая уверенность и огромный азарт.

— Потом организованных тобой конференций стало больше, и появилась книга про ивенты. Как ты считаешь, стоит ли вообще предпринимателям писать книги?

— Писать стоит только в том случае, если нравится процесс. Я знаю людей, которые ходят и страдают “да, для личного бренда нужна книга, как без книги, я и недобренд, и недомолодец, без книги как-то не то, серенько”. Мне кажется, писать книгу, чтобы кому-то что-то доказать, не стоит. Книгу надо писать, только если это нужно лично тебе. Если есть про что писать книгу, если ты умеешь и тебе нравится работать со словом. И если все складывается, и есть читатели, то, конечно, стоит писать.

— Что книга приносит в жизнь и бизнес автора?

— Если брать и раскладывать личный бренд по косточкам, то одной из косточек, конечно, будет книга. Книг больше – личный бренд увесистее. Люди продолжают очень сильно доверять именно тем, у кого есть книга бумажная. Ни электронная книга, ни миллион экспертных клевых постов, статей не дают такого эффекта. И вроде бы ничего не изменилось, но в глазах своей аудитории ты стал более серьезным человеком. Получается, что это ачивка такая, звездочка на крыло: я написал хорошую книгу. А когда к тебе приходят не один, и не два человека из твоей ниши и говорят: «Спасибо за книгу, после нее я то-то, благодаря ей я вот это…» — это очень приятно. Ко мне такие люди приходят уже третий год, и прямо это классно. Это то, ради чего я буду и дальше писать.

— Когда я была на Sold Out, то поразилась, сколько народу занимается конференцией. Как ты научилась делегировать и вкладываться в команду, не бояться этого?

— Постепенно. Я очень боялась. Когда я взяла себе личного помощника, потому что уже не тянула делать 2-3 конференции параллельно, то на радостях и иллюзии всемогущества мы хапнули еще две клиентские конференции и чуть не сдохли. Есть у нас в истории такой “черный октябрь 2017 года”. До сих пор страшно вспомнить. Но с того момента очень постепенно, очень поначалу неуверенно, очень болезненно я начала делегировать. Я очень боялась, что никто никогда не сделает так же хорошо, как я, конечно же. И только сейчас я вижу, что люди могут сделать лучше, чем я, и слава богу. Но к этому я шла долго. Ходила на курс по управлению 9-месячный, и он мне много дал. И вот сейчас я говорю: я умею делегировать, я понимаю, как вводить человека, как отбирать этого человека, как найти своих людей, как коммуницировать, чтобы удерживать, как вот ценности, эти наши общие миссии – вот это вот все. Это так прекрасно. Прямо люблю теперь.

— Да, очень радостно слышать, что сначала работа, а потом команда. Потому что сейчас часто я вижу, как клиенты пытаются начать делегировать раньше, чем они начали зарабатывать. Знакомо такое?

— Конечно! Я знаю очень много людей, которые открывают микробизнес, нанобизнес на коленочке, и к ним приходишь в этот бизнес и спрашиваешь: «Как дела в твоем новом бизнесе?». А люди говорят: «Блин, слушай, поскорее бы уже вот сейчас нанять кого-нибудь, чтобы этот человек у меня тут работал, а я бы уже отдыхал, ну я же владелец бизнеса». Господи, серьезно? Соберись, тебе надо это все, всю вот эту кучу выстроить, сформировать, научиться жить с этим, жить в этом, понимать до самой глубокой точки…. И только потом ты отдашь эту лопату, которой ты перекидал эту кучу – только потом, потому что иначе это не твой бизнес, ты не дал ему энергию, ты не дал ему себя, ты не создал его. Иначе ничего не взлетит.

— Ну, о чужих ошибках поговорили, давай о своих ;) Расскажи, какие факапы случались на этом тернистом пути от «Наташа придумала и решила провести первую конференцию» до сегодняшнего дня, когда твои конференции знают уже все?

— Я недавно вспоминала, как проводила свою первую конференцию. Я была тогда очень самонадеянна и уверена в себе. Думала так примерно “я сейчас приду на площадку, придет 450 человек, они сядут по залам, будут сидеть, я буду ходить такая королева, парить, царить – у меня такое платье красивое”. Реально же последнее, о чем я думала в тот день, это было, мое красивое платье и как я там царю. У меня были какие-то совершенно не вовлеченные волонтеры – я просто не умела, оказывается, им делегировать и объяснять, что “вот это твоя зона ответственности, ты должен умереть, но на ней ты должен быть лучшим”. Какие брифы перед событием, о чем это вообще? У меня не было никого в команде, я сама должна была бегать по всем залам, разносить презентации, контролировать кликеры, убеждаться, что спикеры приехали. Сейчас у меня в команде на площадке только этим занимается больше 10 человек. А еще команда волонтеров 40 человек, и команда техническая 30 человек. И вот эти все люди создают конференцию. А там я одна такая была, очень самоуверенная барышня, которая решила, что все может.

— И как у этой барышни все прошло?

— Ну, прошло :) в начале было дико сложно, первые часы. И очередь была страшная, и ругали нас по-черному. И доступы к трансляции попали в спам, и никто не получил свой доступ. И все звонили и спрашивали про доступ, а в это время надо было контролировать бейджи, презентации, флешки, людей… Я сейчас понимаю, что если бы не мое фанатичное желание учиться у любой ситуации и крайне позитивное мышление, я бы, наверное, просто сказала: “блин, чуваки, извините, вообще не получилось, я пойду, давайте сами”.

— Что такое ты себе сказала, чтобы продолжить работать, несмотря на неудачи? Чем себя поддерживала?

— Меня поддерживал дикий драйв и кайф предыдущих 2 месяцев. Я выжила на них в тот день. У меня внутри меня была плита уверенности, что, ну невозможно получать такой кайф, если все так плохо. И значит не “все плохо”, а “сейчас все разрулим, сейчас”. И как-то с этой мыслью я все прошла.И еще важно, что я в каких-то ситуациях очень спокойно говорю: «Я не умею». Несмотря на весь свой опыт, на все свои какие-то достижения, я всегда могу легко написать человеку: «Слушай, я в этом ничего не понимаю, вот дай мне консультацию, мне нужно, чтобы ты мне все объяснил», Я считаю, что нормально не уметь, не знать. Да, я считала, что я знаю все лучше всех, все умею. Выяснилось, что ни хрена я не умею? Классно, давайте поучимся!

— Как ты думаешь, от чего невозможно защититься даже суперпрофи?

— Единственная вещь, которую не спрогнозируешь и не обеспечишь – это мнение окружающих. Как бы идеально ты ни сделал конференцию, какой бы ни был офигенный контент, найдутся те, кто скажут “контент, конечно, у вас полное дерьмо”. Это будет один человек, условно, из тысячи, но он тебе об этом сообщит. И ты говоришь: “А что не так конкретно, можно по пунктам?”. – “Да все”. Вот от этого нельзя застраховаться.

— Как ты реагируешь, когда ты видишь, что о тебе, или о твоем проекте, или о твоих коллегах пишут гадости?

— Давай разграничим. Когда говорят что-то о моем проекте, я стала намного спокойнее. Если во времена первых конференций я могла 3 дня ходить, разгонять народ в этих комментариях, отстаивать, какая на самом деле была прекрасная конференция, то сейчас я просто не прихожу в эти комментарии. Мир большой, конференций много, вы найдете свою. А вот когда что-то говорят, не дай бог, о команде или, не дай бог, переходят на личности, то это больно. И я могу опять не сдержаться. Но — я учусь. Какие-то исчерпывающие формулировки, книжки про черную риторику, Чалдини перечитываю раз в 2 года. Да, они могут говорить все, что они считают нужным. А я имею право реагировать так, как я считаю нужным. Очень легко стало людей просто банить за неадекват.

— Скажи, пожалуйста, о чем сама любишь писать, доставляет ли тебе удовольствие твой блог, и, вообще, в каких ты сейчас с ним отношениях?

— Мы сделали из “Event-маркетинга от А до Я” за последние полтора года, наверное, уже не личный блог, а групповой. Мы пригласили туда всех, кто готов что-нибудь писать, делиться, плюс переводим статьи, берем интервью... Получился мультиблог, который прямо как СМИ такое нишевое живет и уже потихоньку готовимся переводить это все на сайт.

К личному блогу я отношусь странно. Пишу, когда хочется: вот у меня дети что-то вчера в ресторане продемонстрировали, я села, написала пост про детей. До этого мне не хотелось писать про детей, не хотелось писать ни про что – я и не писала. Я не хочу и не умею писать по контент-плану: 2 поста сначала вовлекающих, потом продающих, потом снова какой-нибудь разгоняющий комментарий, потом продающий. Не умею, не люблю, не практикую. Когда книгу написала, мне полгода вообще не хотелось делать ничего, ну я и не писала.

— Как считаешь вообще, зачем предпринимателю тексты, должен ли он их уметь писать сам, хотеть писать сам? 

— Слушай, он не должен. Если у него не стоит на это, не надо заставлять себя писать. Если ему это легко и получается – это замечательно. Я с удовольствием читаю те немногие блоги именно предпринимательские, которые я себе накопала. Но вот эту обязаловку, что если у тебя нет прокачанной личной страницы в Фейсбук, то ты так себе предприниматель – я прям не люблю. Я знаю очень много успешных людей, у которых не то что прокачанной страницы в Фейсбук нет - у них вообще нигде никакого аккаунта нет. Это не мешает им быть успешными предпринимателями прекрасными совершенно.

— Как ты думаешь, что самое важное для классного ивента, какие ингредиенты у этого коктейля?

— Идея. Должна быть идея классная, незаезженная, отстоящая от всего, что уже есть на рынке. По каким угодно категориям, но отстоящая. Со сформулированными уникальными фишками. Должен быть хороший лендинг, должен быть классный текст. Еще нужна очень сильная команда, которая это все делает, начиная от дизайна и заканчивая командой волонтеров. И все это с улыбкой. Я когда брифую волонтеров, первое что говорю: «Улыбайтесь. Покажите, вы умеете улыбаться? Кто не умеет улыбаться, сейчас пойдет домой». И они все улыбаются. Плюс, конечно, маркетинг – без нормального маркетинга крайне мало что можно продать.

— Получается, что несколько вещей: идея, люди, упаковка и продвижение, да? Как ты думаешь, работает ли это, работают ли эти же ингредиенты для других продуктов – то есть, для успешного блога или для успешного текста?

— Ну давай покрутим. Идея нужна, люди – в данном случае, автор —  нужен. Коммьюнити важно, тоже люди. Когда делаешь большие события на дистанции, без комьюнити их просто не сделать. Упаковка — тоже важно, потому что блогу нужны и классные картинки, и видео, и разнообразный контент. Это должно быть читаемо, юзабельно и с ним должно быть удобно. И продвижение нужно тоже.

— Получается, что концепт успеха всегда один? Давай к комьюнити приложим: вы создаете классные площадки, где людям комфортно общаться.

— И то же самое же получается. Нужна идея, вокруг которой люди будут объединяться, нужна команда, которая будет вкидывать туда тему, поддерживать это все, растить это все, вовлекать, конечно. Есть упаковка и есть продвижение. И еще очень важная штука, как мне кажется – это внимание к тем людям, для которых ты все это делаешь. То самое волонтеры должны улыбаться, а контент должен быть понятным образом организован. Забота — это ключевой элемент повышения эффективности чего угодно.

— Если бы ты вернулась в тот день, когда начиналась вся эта история: ты придумала и решила проводить первую конференцию – что бы сказала себе? "Вот 5 вещей, Наташа, которые тебе стоит знать, вписываясь в это во все".

— Я бы себе сказала одну только вещь, и эта вещь – «Не бойся». Потому что все остальное, оно очень органично получается, появляется и разрастается, разветвляется. И, безусловно, да, работай только с профессионалами.

— А можешь рассказать как это? Ну как не бояться, когда ты делаешь новое, когда ты вылезаешь в какое-то новое пространство, когда ты делаешь что-то непривычное? Что такое «не бойся»?

— Слушай, да «не бойся» — это годы психотерапии, на самом деле. Да, годы. Потому что это про выстраивание границ, это про окружающих, про их оценки, про то, как с ними коммуницировать. Про то, как себя восстанавливать, как себя не давать разрушать, про ценность себя. И это только постоянная работа, болезненная такая, очень жесткая, не всегда успешная, но реально, да, только так.

— Как вдохновляешь себя?

— Знаешь, вот эти чуваки, которые прыгают со скалы в таком костюме с крыльями – вот с такими перепончатыми. У них на шлеме камера, и они летят с адской скоростью – со скоростью свободного падения, парения, и они это все снимают. Им же тоже, наверное, страшно, но они же как-то это делают? Я вот часто про них думаю, я думаю: если он прыгнул с этой скалы с этим шлемом, то я-то, господи, а я пойду и вот это напишу, например… И это азарт. А еще, уверенность. Когда ты уверен в том, что ты делаешь, тебе не так страшно. И тебе азартнее…. А уверенность приходит с опытом. От того, что ты делаешь не первую конференцию, а 25-ю, от того, что ты пишешь не первый текст, а 1000-ый, уверенность, конечно, приходит.