Все записи
23:27  /  24.10.11

4145просмотров

Почему в России нет дизайнеров?

+T -
Поделиться:

Чем отличается среднестатистическая квартира в Москве от квартиры в Италии? Как ни странно, почти ничем. У нас нет собственной мебели, нет собственного дизайна и стиля. Поэтому мы довольствуемся тем, что есть у других. 

Ценители в ужасе восклицают: Россию поработала безликая IKEA! А какие у россиян альтернативы? Практически никаких. Российский дизайн мертв, а точнее, он еще даже не родился,  и это не удивительно. В Европе на формирование современной дизайнерской школы ушли годы. И ровно на эти прожитые годы - то есть почти на сто лет - мы отстаем от Европы. Конструктивисты осваивали пространство новых зданий во Франции в начале XX века, дизайнеры эмигрировали в Австралию и в Америку в 30-х, и только Россия оказалась изолирована от мировой художественной мысли. При чем, что важно, работа дизайнеров в Европе и Америке никогда не была абстрактной. Корбюзье не просто строил дома - он жил и работал в них. Его подруга Эллин Грей не просто создавала функциональные комоды и ширмы - она ими пользовалась.

В Голландии, в Эйндховене много лет существует голландская Академия дизайнаи одновременно с этим там же существует завод Philips, традиционно бывший куратором и спонсором этой школы. Именно поэтому обучавшиеся в Эйндховене дизайнеры никогда не работали  на абстрактную идею и никогда не работали впустую. У них всегда был строгий и предельно конкретный заказчик. В какой-то момент ситуация  в школе изменилась: Philips отказался от сотрудничества, школа стала менее технологичной и более дизайнерской, но и теперь она продолжает работать под заказ.

В российском же дизайне нет институций, нет объединений и, в итоге, собственно нет дизайнеров. Архитектура? Есть. Потому что у нее есть заказчик в виде девелоперских компаний. Художники? Есть. Потому что у них есть заказчик в виде галеристов, покупателей, арт-салонов, в конце концов. Даже народное творчество есть, потому что кому-то интересно сохранять и поддерживать народные промыслы. А вот дизайна  - нет. И пока нет отечественного производителя - то есть заказчика - скорее всего, ничего подобного и не будет. Кто в самом деле будет всерьез работать с парой мебельных заводов и кто будет ради них готовить кадры? Да и заводы пока не готовы вкладываться в отечественных дизайнеров, а предпочитают тиражировать стулья на подобие Старковского Ghost`а. Минимум изменений, минимум затрат и максимум комфорта.

Проще говоря, пока в России нет своего Philips  - дизайнерский мир обречен, потому что наш на 100% консьюмеристский мир не может существовать без заказчика. Фактически это означает, что если бы кто-то в России задался целью создать новое поколение дизайнеров, ему следует быть готовым инвестировать в две вещи - в отечественное производство и в обучение специалистов. Ему следует пойти в Giulia Novars, к производителям фабрики "8 марта", к создателям кухни "Мария", к застройщикам, в конце концов. И с ними вместе создавать дизайн, придумывать, какие кухни могут существовать в российских квартирах, какие интерьерные решения подходят нашему климату и основному типу застройки. Но это долгая и  затратная история, а филантропов среди бизнесменов, как известно, нет.

Однако создать новую схему и подключить к ней отечественного производителя - задача вовсе не утопичная, а абсолютно реальная. Но для этого ей необходима поддержка государства. Если поменять существующую налоговую схему на государственном уровне, стимулировать предприятия вкладываться в обучение студентов, в работу с отечественными дизайнерами, то предприятия начнут сами инвестировать в развитие дизайна и, как следствие, производить то, что придумали новаторы. Например, замена налога для крупной производящей компании на отчисления в пользу Строгановки или Суриковки могла бы легко породить диалог между художником и производителем. Именно вследствие такого диалога, как правило, обогщается и меняется внешняя среда, меняется интерьер - и именно это в какой-то момент произошло во Франции, в Голландии. Но в России для реализации этой модели необходимо договориться с государством, что фактически обрекает идею на смерть. Потому что  те, кто пытались достучаться до чиновников, знают, что это лишь винтики в бесконечной машине... коррупции, инерции и произвола.

В поисках альтернативных решений можно было бы обратиться к истории. Пусть не к зарубежной -  путь Европы нам уже не повторить - но, хотя бы к российской. Начиная с XVII века, ремесла в России развивались на базе поместий. Помещики, которые много путешествовали, привозили с Запада идеи, профессионалов, готовых обучать крестьян, материалы, тренды... И, в процессе обучения крепостных, прививали отечественному дизайну западные традиции, и их адаптировали. Что мешает перенять опыт у самих себя и повторить эксперимент? Фактически, именно по этому пути мы и идем. Те же голландские менеджеры и сейчас управляют отделами в крупных компаниях в России, и учат работать наших дизайнеров. Однако пока это единичные истории, не слишком выгодные компаниям-заказчикам, и, слабо влияющие на картину в целом. Вот и получается, что русский дизайн до сих пор исчерпывается понятиями палех, гжель и единичными именами талантливых самородков.  А что мы можем этому противопоставить? Левое крыло - это устаревшие школы вроде Строгановки и Суриковки, где даже нет компьютеров для студентов. Правое - современная арт-школа на Стрелке, которая громко заявила о себе, а на поверку пока не произвела ничего достойного обсуждения. Взлететь на таких крыльях вряд ли возможно... Именно поэтому сегодня мы не можем сравнивать Россию ни с одной страной. Так как абсолютно везде в цивилизованном мере (а частично, и в не цивилизованном) дизайн - это экспортный продукт, приносящий прибыль стране. Даже отсталые Танзания и Кения могут похвастаться традиционным дизайном такой красоты, что их настольные игры, кресла, столы, в конце концов, хочется увезти с собой и тиражировать. Что уж говорить о французском, итальянском или даже американском промышленном дизайне. В России же дизайн - это абсолютно затратная история, бирюлька, игрушка для самых богатых. Нонсенс? Да. Реальность? Да.

Очевидно, что любая ситуация конечна и в России тоже наступит время перемен. Но то, что эти перемены начнутся с появления у дизайнеров заказчика - это факт. Осталось только дождаться.

Комментировать Всего 12 комментариев

Острая  тема  -   дизайн   в   России.  

У  меня    есть    своя  догадка,    которую   я    долго   отказывалась принимать,  но   в  конце  концов    приняла,   как    реальность  -   у русских   людей  отсуствует  чувство   вкуса...  попросту  лишены.  Есть единицы,  которые  этот  вкус  всё-таки   умудрились   поиметь  при   рождении,  основной  же  массе  отказано  напрочь....

Разумеется,   это  -  недостаток,  но  не  более,  чем    отсуствие   юмора  у  немцев   или   тщеславие,  присущее   французам...

как реальность - у русских людей отсуствует чувство вкуса... попросту лишены

Лилиана, я думаю твои наблюдения связаны с тем, что несколько поколений русских людей жили в очень скромных бытовых условиях, где человеку было трудно  сформировать и удовлетворить изысканный вкус. Думаю , нет тут никакой национальной черты. Через пару поколений , мне кажется, никто не станет говорить, что у русских  не хватает вкуса.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков

несколько поколений русских людей жили в очень скромных бытовых условиях, где человеку было трудно сформировать и удовлетворить изысканный вкус

Тоже   так    полагала,    но   уже  давно    появились  богатые  русские  люди  и   глядя   на   них,    я    часто  думаю,   лучше  бы  они   свой  вкус  не   удовлетворяли...

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Лилиана, Моисей водил свой народ по пустыне, пока последний из тех, кто родился в рабстве не умер...)))

Эту реплику поддерживают: Марина Кабанова

Ожидала   подобного  ответа,  правда,  не  такого   мудрого)))

Т.е.  опять  всё  возвращается   к  теме,  что  вкус  развить  нельзя.   Что    воспиталось   скромным  бытом,  то  и  будет,  хотя   в   обществе    мне  встречаются  примеры  обратного...

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Lucy Williams

Милая Лилиана, я согласна - на уровне индивидуума преодолеть такой разрыв вполне можно, на уровне общества - очень сложно ))

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

русские люди не любят красоту

утверждает мой знакомый дизайнер. о каком дизайне вообще может идти речь, если 90 процентов населения бросают мусор мимо урны, мотивируя, что узбеки все равно уберут: им за это "плотют" А на мои доводы, что сто узбеков никогда не выметут того, что набросает тысяча русских, пожимают плечами

Эту реплику поддерживают: Тата Донец, Марина Кабанова

лапотные... какой тут уж дизайн когда все в лаптях и на скамьях сплют. 

Хотя впрочем наличники на окнах  рублёных изб  вполне себе дизайнерские всегда были... То есть дизайн в России есть и всегда был....  просто мы не там его ищем....

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Дорогая Майя,

Вы едва самого меня не свели с ума, доказывая мне, что меня нету, только сознание, что я еще и архитектор, позволило мне уцелеть. Хочу добавить, что, на мой взгляд, окружающий нас искусственный мир, состоящий из предметов дизайна и архитектуры, литературы и философии, общественных и семейных отношений и т. д. предельно точно соответствует нашей внутренней интеллектуальной конфигурации. Иными словами, окружающий нас наш мир — это объективное и точное наше зеркало. Простой пример: жажда власти это очень сильное чувство, и человек ради неё сделает все, соответственно, находящийся у власти человек потому и у власти, что полностью выполняет желания большинства — он и есть истинный портрет нации.

Хотите знать, что Вы на самом деле думаете о других людях в Вашей стране, посмотрите в телевизор, оттуда на вас в ответ глянет Ваш Дориан Грей (которого заставила таким стать его жажда власти над Вами). То же происходит и, как мне кажется, с обстановкой, она такова, какой мы хотим её видеть на самом деле. И кто Вам сказал, что современный русский дизайн безвкусен, он такой, каким Мы с вами его создали, он отвечает тем приоритетам, которые ему выставили, и именно русский дизайн с решительностью неофита и его ортодоксальностью воплотил в себе то, что проповедовал тот самый Ле Корбюзье, Алвар Аалто и, добавлю к этому списку, Джузеппе Террани. Я сознательно поставил на одну доску  Giuseppe Terragni и Charles Edouard Jeanneret-Gris, потому что только «любящий взгляд отличит одного терьера от другого» а мой взгляд нелюбящий, социальная мысль претит искусству, и те новые города и новые районы старых городов, та мебель, одежда и так восхитившее французов нижнее белье и есть реализация на практике их лозунга «свобода равенство братство».

В России был осуществлен эксперимент по воплощению социальной идеи, достаточно успешный, на мой взгляд. Идея воплотилась, вид её, правда, не очень понравился, по-моему, даже создателям, но эксперименты с Галатеей могут быть неожиданными. Что видно хотя бы на примере жизни прообраза мистера Генри Хиггинса из пьесы Бернарда Шоу, Ульяма Морриса и его жены Джеин Бёрдён. Я бы не стал говорить о безвкусице, я бы сказал о точности и детальном соответствии портрета персонажу, под портретом я имею в виду русский дизайн. Но как говорил один мой знакомый, «и при Сулле люди жили». Реальный, человеческий дизайн никуда не девался, он как был, так и остался, правда, за грохотом фанфар он ушел в тень, и мы не можем назвать имен авторов. Но я часто бываю восхищен их работами.

Вот недавно дальняя  дача Сталина пошла под реконструкцию, мне довелось увидеть там камин — прекрасная работа, от которой не отказались бы и Рульман, и Рато. Блестящее сочетание упрощенного характерного для тех лет рисунка и классического мотива акротерия служит подходящим фоном тяжелому взгляду диктатора на огонь, я бы сказал, на врата ада. И подобных работ, я уверен, было всегда много, если есть коллектив, то, значит, у него есть лидер, а лидер всегда испытывает потребность в произведениях искусства.

В одном вы правы, у нас очень бедная стана, наши богатые люди на самом деле еще очень бедны и это печалит. Меня всегда восхищал пример  семейства Медичи, которые сумели настолько удачно вложить свои деньги в искусство и предохранить их от инфляции, что сегодня никакие списки Форбс не вместят той капитализации, которой они достигли, жаль, что Медичи больше нет. Но это хороший пример для подражания. Что я хотел сказать — не ищите вкуса, человечности, любви, в конце концов, там, где их нет, то есть в обществе, в том, что сделано для общества.

Вера, Надежда, Любовь — это только для Вас.

окружающий нас искусственный мир, состоящий из предметов дизайна и архитектуры, литературы и философии, общественных и семейных отношений и т. д. предельно точно соответствует нашей внутренней интелле

ктуальной конфигурации. Иными словами, окружающий нас наш мир — это объективное и точное наше зеркало. "

Так   и   есть.    Очень   правильно  определено.

Майя, мне ваш заголовок напомнил старый анекдот:

В художественный магазин заходит мужчина- Скажите пожалуйста, у вас есть ватман?- Ватман уехал на пмж в Израиль.- Ой, вы не так поняли, мне на кульман!- Кульман умер.- Нет, нет, вы не поняли, я дизайнер!- Да уж я понял, что не Иванов.

Но это к слову, не по сути.  В остальном, поддержу Петра.  Моя мама была декоратором во времена развитого социализма.  Сестра (тоже по совместительству архитектор))) продолжила традицию в голодные 90-е.  Открыла фирму по реконструкции и дизайну интерьера (заказчиками тогда были по большей части экспаты).  И свою маленькую квартирку отделала всем на зависть, хоть и дёшево.  Была там и мозаика из собственноручно разбитых керамических горшков.   И антикварный буфет, приобретённый по случаю.  И мебель, сделанная по индивидуальному заказу.  И необычные светильники и обои. Это было, было :)). 

Вообще, конечно, о вкусах не спорят.  Иначе бы я написала много шипящих букв по поводу американских интерьеров.  Не импонируют они мне и всё тут.  Не смотря на наличие денег, школ и заказчиков.

Возможно, вы говорите о промышленном дизайне.  Тут, может, вы и правы.  Кроме гранённого стакана ничего на ум не приходит. 

П.с. мой начальник по национальности немец.  Родился там и вырос.  Только недавно шутил о том, что немцы никогда не смеются.  Очень смешно шутил, как впрочем и всегда.