Не могу молчать: очень хочется с вами поделиться.

Книга вышла пару лет назад, но ещё продаётся .

Поздравляю издательство "Слово" с автором. Поздравляю автора с тем, что его текст нашел достойное обрамление в виде приличного издания.

Издание было бы отличным, если бы не вульгарная обложка. Rene Magritte, выдранный их контекста, выглядит нелепым реверансом перед «пиплом, который хавает». На кого рассчитано? В переиздании 2009 года обложку изменили. Капля камень точит?! Новое мыло, правда, не лучше старого шила, но хоть без черепно-мозговых травм.

Неудачно и название. Издательство предполагает серию «покушений на»: вчера - переводной детектив «Покушение на шедевр», сегодня - культурологическая «Покушение на искусство», завтра ... бульварный роман?

Двадцать лет тому назад Гриша Козлов был легким, светлым и смелым. Полет стал выше, а горизонты шире.

Писать non fiction – дело заманчивое. Читать – рискованное. Со стапеля издательств слишком часто сходят титаники. Редкая птица долетит до середины того Днепра, что лежит между полотном художника и читателем (текста каталога, к примеру).

Один из редких «пернатых» – автор книги «Покушение на искусство».

 

Не самоутверждается за счет героев и сюжетов. Не размазывает информацию, как манную кашу. Нет придушенности узкого специалиста, владеющего информацией, но слишком часто  филологически безнадёжного.

Не potboiler и не merchandiser.

Именно для этой книги особенно важна профессиональная и человеческая состоятельность автора. Сюжеты уж слишком «продаваемы». Героев знаем лучше, чем членов собственной семьи. Истории похлеще выдуманного сюжета блокбастера. Только в блокбастере - выдуманные, а здесь реальные, причём рассказанные профи  а не фокусником-фантазёром. Т.е.  "за базар отвечает".

1. Почему именно Джоконда – суперзвезда мирового ИЗО

2. Гентский альтарь

3. Когда и зачем придумали легенду о Ван Гоге как о гениальном сумасшедшем

4. История музеев. История Лувра. Гигантомания сталинских и гитлеровских проектов.

5. Реставраторы 1920х.

6. Марк Ротко

7. Продажи из музеев в советские времена.

И таких - 12 .

Дорогого стоит сюжет о Викторе Ивановиче Балдине.

что-то

 

Козлов с Акиньшиным первыми в 1988/89 опубликовали поящичные списки того, что вывезено из Германии (не всё, но хотя бы). Были первыми. Опубликовали совсем не ради пиара и/или скандала (хотя им тогда мало не показалось).

Чтобы ОТКРЫТЬ.  Даже сейчас выбросы инфо о вывезенных из Германии в СССР в 1945 году произведениях искусства живут в открытом доступе считаные недели. Но и за это время музеям, библиотекам, людям удается поймать пусть крохи, но хоть что-то. В 1995 году в США (+ Европа) вышла их книга "Beautiful Loot. Soviet Plunder of Europe`s Art Treasures" .

Кстати, два cтарых интервью   и еще одно.

Сейчас Гриша, насколько знаю, живет на три страны. Для аукционных домов, страховых компаний и т.д. составляет максимально полные истории отдельных вещей (cо всеми перемещениями в пространстве и времени). По-русски это пафосно, но бессмысленно называется "арт-детектив". Пишет . Формирует программы "арт-туризма"  для какой-то компании (или компаний?).

В Москве пару раз в год читает с женой цикл лекций по истории, теории и практике коллекционирования + несколько тем по истории искусства

Ольга Козлова преподавала в МГУ на истфаке. По-моему, сейчас пишет (или писала?) в том числе и для "АртХроники".В те годы, когда мы общались, я занималась выставками, он – музеями.

Пишу чтобы сказать: информации от него верить можно. Игра стоит свеч.

 

 

 

PS. Кстати, в комнате, где сидели Гришка с Никитой Васильевым и Володей Длугачем, в стенных шкафах находились архивы реставрации и восстановления памятников истории и культуры, разрушенных в период Второй Мировой (а также до и после - насколько возможность дали зафиксировать"). 

Когда наше ИЗО переезжало с Неглинной на Арбат, папки не сдали в общее хранилище, а "под шумок" оставили у себя в управлении.

Сама по этим архивам (+ТАСС) отправляла фотовыставку (в "миллионе" копий) для совпосольств. Выставка - фигня на постном масле (очень мягко выражаясь). Зато воспользовались поводом. При комплектовании впечатлений хватило на всю оставшуюся. Особенно, учитывая, что глянула в архивы в двадцать лет.

Знаете, что в папке по одной "жемчужине зодчества"? "Разрушено немецко-фашистскими захватчиками в 1965 году". Так и написал реставратор (или архитектор): именно немецко-фашистскими и именно в 1965. Написал - как пощечину дал. Приложены фотографии 1950х: в плохом состоянии, но живая. Уцелела, бедняжка, в войну и в довоенное варварство. Хрущев мимо не прошел.