Все записи
МОЙ ВЫБОР 17:12  /  5.02.11

2313просмотров

Запад - Запад - Запад.

+T -
Поделиться:

Рассказ о моей финальной выставке в системе Минкульта. О том, как  создаются выставки.

О выставке из частной коллекции Фила Аншутца, рассказывающей о том, как "образовался" тот американский запад, который мы все знаем.О том, как и с ками трудами рождались национальные парки - гордость Америки. Как европейцы продвигались на Запад. Как "договаривались" или "не договаривались" с коренным населением.

О многом, о чём нам,европейцам, не много известно. О коллекции см. 8 майских постов под общим тегом "Запад" (один из их - дальше остальные). Многих иллюстраций, которые выложила, в инете нет (из каталога выставки).

Июнь 1988 года.

 

 

 

Самые первые переговоры (так мы с Liz познакомились). Крайняя слева - третьяковочная приятельница, справа - начальство, Г.П.Попов. 

 

 

 

Попов не съел меня, его ученицу. Он не сдал меня и в финале моей выставочной истории, не сдал родную мать (что делают многие в мемуарах. Достаточно вспомнить позорную дрянь дочери Марлен Дитрих, опубликованную при жизни матери и сократившую дни восьмидесятилетней легендарной женщины). Генрих Павлович не сдал любимую женщину, хотя ему пришлось несладко. Не сдал многих наших ребят, а на главный ковёр вызывали не нас - в основном, его. Я обязательно напишу про него. 

Сразу после фотки мы с Лизкой пойдем в СХ обедать (подробности см  в post про Пономарева :... влезем в мишкино окно ... познакомимся с Тарзаном ... уйдем с Гоголевского втроем в три ночи,  подружившись на всю жизнь).

Американская сторона подошла к выставке серьезно.

Фил и Элизабет стремились не просто «рассказать о своем», но найти изюмину, лакомую для российского зрителя. Тем паче, что материал предоставлял массу возможностей. Привлекали к работе американских историков, специализирующихся на истории России и русско-американских связях. В частности, огромную помощь оказали профессор русской истории Кaнзасского университета Норман Э.Саул (Norman E.Saul), Пол Физ, куратор исторического отдела Буффало Билла, свыше десяти исторических источников приводятся в библиографии каталога.

Оказалось, дипломатические, культурные, да и просто человеческие контакты между нашими странами в ХIX веке, гораздо шире, чем представлялось ранее. Искусство Америки и, в частности, американского запада первых десятилетий XIX века дореволюционные россияне знали гораздо лучше, чем советские граждане ХХ века.

 Понятное дело,  в 1988 практически ничего не знала об этом. В каталоге, в лекциях, которые Элизабет читала во всех трех городах нашего путешествия,  документы, воспоминания русских путешественников, россиян, эмигрировавших в Америку в XIX веке. В частности,  не только в Америке, но и в николаевской России стала популярной «Америка глазами русского человека: путешествие, совершенное Александром Борисовичем Лакиером в 1857 году». Первый отчет о путешествии русского вверх по Миссури, о жизни индейских племен и переселенцев.

Искусствоведы Смитсониевского института в Вашингтоне и отдела американского искусства Информационного отдела США, сотрудники президентской компании «Инициатива американо-советских обменов», дипломаты, работники посольств и консульства в Ленинграде отдали частичку сердца. Как пишет Лиз, «сделали для нас больше, чем того требовали ваши служебные обязанности, и я снимаю перед вами свою ковбойскую шляпу» (стр.13).

Год шла подготовка.

Ругаю себя сегодня за каталог. Собственно, получился отличным. Прекрасное оформление Джеймса Милмо. Конни Эшер и ее сотрудники сделали все возможное, чтобы полиграфия не «убила» работы.

Только милейшие  переводчики д-р Николай Сафонов  и его жена Сидония, а также Лев Гутман – все же американцы. Надо было перевести самой. Плевать на привычный завал работы. Ничего, за столько лет могла бы приспособиться.

Посидела бы ночами – не пришлось бы двадцать лет спустя ругать себя.

Планировали Ленинград, но отказались после третьего города (вещи устали).  Лиз на переговоры в Питер ездила без меня. Справа - переводчица (из наших эмигрантов. Фил и Лиз использовали предлог и старались привезти людей повидать родных). Сашенька Хочинский - ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ  ленинградский актер, помогал, приезжал в Москву на открытие.

Наконец, рейс с ящиками прибыл в Шереметьево.

Таможенник, что проводил досмотр в залах Третьяковки, обалдел, открыв хозяйственный ящик, от огромного количества белых нитяных перчаток, отверток, мотков скотча, баночек с краской, фирменных крючков и пластиковых карманчиков для badges и этикеток. Инструментов и материалов хорошего качества в СССР найти сложно, поэтому, как правило, просила зарубежных коллег побеспокоиться об этом,  Мало того, ящик «забит» открытками с индейским орнаментом, шоколадками, аудио-кассетами кантри, пакетиками с арахисом и банками орехового масла...

Элизабет привезла подарки всем, кто мог бы гипотетически оказаться задействованным. Все пропитаны  колоритом американского Запада. В ушах – музыка кантри, а во рту - послевкусие знаменитого калифорнийского арахиса, чернослива, кураги и изюма.

Стали продумывать церемонию открытия в Москве.Уговорила назначить пресс-конференцию пораньше, чтобы между присутствием журналистов в залах и собственно открытием оказался перерыв минимум часов в пять. По опыту знала, что лучше приветить журналистов на пресс-конференции, после провести для них экскурсию, устроить фуршет, а потом обязательно оставить пустое и скучное время последних часов. Средство массовой информации, скорее всего, выкатится из залов, где пока никаких VIP и шампанского, а суетятся тетки и дядьки в халатах, драных джинсах и без макияжа.

Пригласительного на само открытие нет (обратно не пустят), зато персональный пригласительный на пресс-конференцию и красочный буклет греют самолюбие.

 Утренняя экскурсия для прессы. Фил рассказывает, я перевожу и создаю "цветовое пятно".

 Филип Аншуц пригласил на открытие гостей со своей стороны. Делегация насчитывала 200 человек. Подавляющее большинство впервые в России, практически все прилетели на несколько вернисажных часов, и этой же ночью улетали обратно.

Прибавьте приглашенных со стороны спонсоров (а это известные в деловом мире компании Dresser Industries, Penn Central Corporation, Southern Pacific Transport Company и Transicso Industries). Элизабет привезла на открытие родных.

Ну как в Москве 1989 года произвести впечатление на topmiddleclass американцев во всем блеске подобающего dresscode? Как не сесть в лужу? Как уйти от банальщины? Выбирали ресторан. Прибавив приглашенных с нашей стороны, набиралось человек 400. Выбор в те времена ограничен.

Метрополь? Чудный модерн Льва Кекушева.  Да, но какая там архитектура в 18 часов вечера после вернисажа?! Останется в памяти исключительно бассейн с живой рыбой в центре зала. Националь или Берлин (ныне вернул название Савой)? Места достойные, однако, маловато места, да и вряд ли получится закрыть ресторан на весь вечер пятницы. Кроме того, к Берлину неудобный подъезд в толкучке у Детского Мира.

Центр международной торговли (в просторечьи именуемый хаммеровским или блядским)? Уж совсем ни в какие ворота: не хватало еще гонять автобус с гостями по Москве, чтобы приволочь в стандартный стакан с валютными проститутками в вестибюлях. Ничего себе первое и последнее впечатление от Москвы!?

Ресторан гостиницы "Советской" (ныне "Яр") уж совсем анекдот: Филип Аншуц в Москве ни разу не был и в ситуации не разбирается, зато прекрасно знает, что Лиз проживает именно в этом отеле в непосредственной близости от дома куратора выставки с советской стороны. Вот, собственно, и весь выбор конца 1980х.

Решение, как водится, «посмеивалось» рядышком. Знакомая из «Oxidental Petroleum» порекомендовала зайти посоветоваться к зам. директора комплекса ресторанов Прага. Собственно, отчего не зайти?

Приветливый человек лет 65. Судя по искре в глазах, явно много повидал. Не перебивал причитания: «Ради Бога, никакого кича типа черной икры с блинами под водку. Пожалуйста, без цыган и без балалаек -сарафанов – самоваров».

- Зачем? Давайте устроим на открытой галерее. Чем плохо? Вид на бульвар и старый Арбат. За галереей – просторный закрытый зал. Если кому-то из гостей захочется поговорить без толкотни, можно спуститься в зал этажом ниже: зарезервируем пару-тройку столиков, в качестве опознавательно знака поставим на столы пригласительные билеты.

Сколько говорите? 350-400? Да, постойте: вы сказали, что 200 американцев прибудут на вернисаж прямо с самолета? Значит, из Лондона вылетают около полудня. К нам прибудут  где-то в шесть ГОЛОДНЫЕ.Что ж, приготовим много горячих разностей. На основные столы - легкие закуски. Вам, девчонкам, отдельное задание. Если хотите удивить «black ties», то  катитесь на рынок и скупите у бабулек все подмосковные ягоды. Землянику, чернику, если уже созрела смородина, то всех красно-бело-черных сортов... Чтоб непременно с сегодняшней грядки, душистое... Много полевых цветов и прочей травки с опушек. Оформим в несколько крупных композиций из маленьких букетиков. Под «финальные фанфары» гости смогут унести букетики на память ...».

Мобилизовали родных и знакомых. Розмари, милейшая культатташе посольства США, привлекла своих. Центральный рынок к тому времени закрылся на рекокструкцию, зато «обчистили» Черемушкинский, Тишинский, Ленинградский, а также бабушек у метро. Бросили клич среди дачников – всю неделю собирали и два дня таскали в Прагу букеты полевой всячины.

29 июня 1989 года в 16 часов выставка открылась в залах Третьяковской галереи на Крымской набережной со всеми полагающимися речами, послами, министрами ....

 Таким был Фил двадцать лет назад (с дочкой). Каков сегодня - см. на сайтах (41 место в рейтинге Forbes). Про Phillip Anshutz - в  первом посте про выставку "Запад ..."Крайний справа - Василий Казенин (не только замминистра, и композитор. Главное, порядочный и очень достойный человек). Рядом с Филом - Ю.К.Королев (тогдашний директор Третьяковки).

Музыкального сопровождения, как это обычно принято, устраивать не стали по весьма уважительной причине. Дело в том, что одна из самых «долгоиграющих» рок-групп «

Нитти Гритти Дирт Бэнд» (Nitty Gritty Dirt Band) оказала честь, включив в свой тур по СССР специальный концерт в честь открытия выставки. Музыканты из Нэшвилла, преданные фолк и кантри. Множество собственных обработок и аранжировок. 24 года «на плаву» в Америке: согласитесь, говорит само за себя. Концерт состоялся на следующий день в открытом летнем театре Парка культуры имени Горького, т.е. напротив залов выставки. Билеты на концерт гости получили в одном конверте с приглашениями на вернисаж и прием в «Прагу» (пока не умею выкладывать аудио - научусь выложу).

Прием в Праге был не первым моим приемом, тем не менее, кое-что оказалось впервые.

К примеру, впервые попробовала омара. В первый раз было стыдно за себя как за организатора. До сих пор стыдно за бестактность,  за вечный паралич в присутствии тех, кто действительно дорог. Иногда за этот ступор хочется голову оторвать. Что случилось? На прием пришли Татьяна и Сергей Никитины. Они не были включены в список рассылки, поэтому для меня это оказалось неожиданностью. Хотелось бы сказать приятной, если бы не ляп. Собственно говоря, за суетой вернисажа и приема Никитиных не заметила. Беседовала с кем-то на открытой галерее – вдруг услышала в зале гитару. Вошла в зал – увидела Татьяну и Сергея. Они пели, а вокруг американцы и наши с бокалами, тарелками, за разговорами... Их не слушали. Почему они пришли с гитарой, то есть не как гости, а как музыканты? Я отвечала за выставку, в том числе и за прием.  Снять неловкость и сказать, что их рады видеть - пусть просто отдохнут в хорошей компании и при славной погоде.

Но дослушала песню в идиотском оцепенении. После считала до пяти, до двадцати пяти ... до ... дальше считать бессмысленно. А они на мое ... запинающеся: "Нам самим захотелось". Представляете?

Среди гостей нескольких американцев-даунов в возрасте 17-20 лет. Подумала, что это кто-то из родственников гостей. Подошла к столику – оказалась рядом с парнишкой. Разговорились. Узнала кое-что естественное для западной жизни. Никакие они не родственники, просто в США существует многолетняя практика обязательного включения в состав культурных мероприятий инвалидов. Может,  и на церемонии вручения Оскара или на инаугурации президента присутствует такая группа. Причем, это не просто благотворительность.  Все по накатанной схеме без унижения и без помпы. Каждое мероприятие оценивается с точки зрения уместности. Так, к примеру, поездка в Москву с пересадкой в Лондоне, не рассматривалась для людей с церебральным параличем. Зато среди выбранной категории, то есть даунов, устроен конкурс. Выигравшие получили в качестве приза приглашение в Москву на открытие выставки.

Мы беседовали у стола, главным украшением которого была композиция из тех самых букетиков. Вдруг парнишка: "Неграмотно. Зря вы так».

- Почему???

- Да, вы не обижайтесь. Старались, но просто не умеете с цветами обращаться. Вы не виноваты – нет терпения, плохо понимаете цветы. Мы – ДРУГИЕ, мы понимаем.

Первый раз в жизни столкнулась с таким пониманием «другой». Этого никогда не было в нашей стране, нет и поныне. Никакими законами не установить и не отрегулировать.

Совсем скоро начну плотно переводить медицину и узнаю, что дауны – это не только изменение в генотипе, характерная внешность и, к сожалению, проблемы со здоровьем. Еще и абсолютное отсутствие агрессивности. Генетическое отклонение дарит врожденную доброту и мягкость.В Колорадо многолетняя практика, когда в оранжереи принимают на работу преимущественно даунов. Только в том случае, если они трудоустроены, но остаются открытые вакансии, работодатель имеет право взять на работу здорового. Это не липовое «затыкание дыр» в штате. Социальная справедливость? Безусловно, общество за многие годы привыкает к данной норме. Но не только: специалисты, разработавшие именно такую систему, прекрасно осознавали, что оранжерея – коммерческое предприятие. Значит, на самом деле, дауны справляются с цветами лучше нас.Солнышко постояло-постояло над бульваром, да и закатилось.

 Прием закончился - выставка начала работу.

На следующее утро улетела в Варшаву. Надо было попасть туда в субботу, чтобы за выходные провентилировать с коллегами и в понедельник переговариваться с польским минкультом, уже имея общие наработки.Через неделю прилетела обратно ... Выяснилось, что мои американцы, в очередной раз плюнув на гостиницу, прожили эти дни у нас. Как они общались, уму непостижимо? Мама - ни слова по-английски, гости – ни слова по-русски. Тем не менее, появившись в родном доме, почувствовала себя лишней. Кстати, шутливое прозвище мамы, Пончик, американцы перевели, поэтому всю дальнейшую жизнь просто употребляла либо Пон (в разговоре с соотечественниками), либо Doughnut (в беседе с англо-говорящими).

Следующий пункт экспонирования – Новосибирск.

Молодцы сибиряки. Молодая команда: художники-дизайнеры, веселая начальник отдела выставок, и насмешливый реставратор.

Почему-то патологоанатомы и реставраторы в большинстве своем отличаются довольно едким умом.

 Белое чаепитие Лиз снимает, слева - Олечка Шебалина, тогда зав.выставочным отделом.(безупречный специалист.) Стоит Витя - реставратор. Сейчас допьем чай и начнут меня мучить.

Я, видите ли, согласно строчке в труд.книжке, - империя зла, искусствовед в штатском ... Но поскольку в "живом виде" homo sapiens, меня загружали

по-черному (пол подмести, ВЕЧНЫЕ списки состояния сохранности по сто раз писать - тогда строго было: в каждом пункте экспонирования новый!!! Если вдруг у особо пастозного экспоната какая микроскопическая финтифлюшка отвалится - искать в крафте тоже мне. Ну и переводчиков, естественно, брали исключительно на пару часов. Зачем, когда свое халявное 24 часа?).

Почему терпела:? Стенку выклянчивала. Жадная Олька в Новосибирске так целиком стену и не дала. А благородные тбилиссцы - целиком.

Ничего-ничего, Олечка, мой призрак еще к твоим правнукам являться станет.

Для москвичей, любая выставка – очередная. Ну да, эта чуть ... чем предыдущая.  Помнится десять лет назад в музее на соседней улице ...

Какие экспозиционные решения? В прошлый раз стены подготовлены белыми, а на этот раз решили декорировать алой тканью и кое-где плиссировать. Разбросать для запаха времени черно-белые фотографии размером побольше. Вот тебе и весь полет фантазии. Стандартно, узнаваемо... Если проглянет лучик, то еле-еле.

Не стоит приводить примеры дизайна экспозиций Бориса Мессерера. Борис Асафович – фигура ренессансная. Это уже в XXI веке получил возможность создавать экспозиции, поражая не только элегантностью и умом, но и инженерным блеском. Колоссальная эрудиция, безукоризненное мастерство. Все умеет без исключения. Даже занавесы его в некоторых кинотеатрах живут. Офорты вообще непонятно как сделаны. Такого просто быть не может. Сумасшедшими придумками или классической изысканностью выставочного дизайна нам любоваться по альбомам. Дело даже не в отсутствии школы выставочного дизайна – человек пять во все времена готовы сделать экспозиции мирового уровня. Слава Богу, живы мастера. Наверняка, знают кого-то из молодых талантов.

Не имеет смысла кивать на советские времена. Дело не в фобиях и идиосинкрозиях мейнстрима. Любой мейнстрим – междусобойчик. Тусовка для своих органически заточена подняться исключительно до уровня плинтуса. Инерция выставочных отделов – беда зрителей и авторов работ, которые показываются на выставке.

В Новосибирске ребята отнеслись к коллекции Фила Аншуца как к чему-то живому,  и актуальному (в самом широком смысле). Прочитали послание выставки, а потом сыграли, словно концерт или спектакль.

Представьте: вы входите в музей – перед глазами парадная лестница, по которой предстоит подняться в выставочные залы. Над ступеньками чуть выше человеческого роста висит по-диагонали ярко-красное полотнище с белыми полосами. А на его фоне – огромная синяя ковбойская шляпа, усыпанная белыми звездами. «Дико-западный» вариант звездно-полосатого символа.

Здесь я в роли "империи зла", но, как обычно, делаю вид, что вообще-то попереводить зашла.Сейчас местная шишка договорит - шляпа взмоет вверх и ... ВЫСТАВКА ОТКРОЕТСЯ.

Выставка работает в трех пространствах: два квадратных зала и длиннющая галерея между. Сплошные окна, которые отнимают повесочные площади и норовят резануть солнечным кинжалом по картине или по глазу зрителя (и то и другое совсем не желательно). Знаете, что придумали новосибирцы?

Скопировали караван с картины Альфреда Джейкоба Миллера «Снятие лагеря на рассвете» (на обложке каталога - вверху), где индейцы делавер спускаются со своими товарами с гор, а на равнине их встречают белые.

Ребята-эскпозиционеры соорудили шесть стилизованных полупрозрачных белоснежных кибиток, расположив их вдоль окон. Караван классно сыграл униссон с полотнами.

Джем сейш получился еще интереснее: на каждой кибитке написано имя организации-спонсора. 

 

Названия спонсоров на фронтальных полотнищах (видны, когда продвигаешься по "маршруту"). Видите, как классно придумано: колеса на полу, а сами кибитки подвешены (можно проходить под ними) «Разгулялись по роялю» в полной мере, назначив открытие выставки на мой день рожденья.

В Тбилиси мы приехали через пару месяцев после саперных лопаток генерала Родионова.

На проспекте Руставелли продолжали сидеть женщины в черном, каждый день меняли свежие цветы. Cтены домов - неестественно белые: их драили много недель, так как слезоточивый газ въелся в мягкий камень и месяцы спустя трудно дышать внутри.

Была уверена, что по дороге в музей меня (москвичку + сотрудника советского Минкульта) разорвут и правильно сделают. А они - открыли все двери. Мы тогда познакомились с поразительными людьми,. Побывали в таких домах, что после только одних этих визитов, могу считать себя незаслуженно удачливой.

После вернисажа на проспекте Руставели (наша гостиница в середине, а музей в конце проспекта) улыбки на улице, приветствия. какие-то удивительно интеллигентные шутки ...

 Витя с тбилисскими реставраторами ящики открывают.

Открыли - побыли неделю - пора домой в Москву.

Вылет из Тбилиси задержался почти на всю ночь. Должны были прилететь в Москву в 11 вечера, а прилетели утром. О задержке рейса сообщили  после паспортного контроля - то есть в здание аэропорта уже не выпускали (мобильников в 1989 в природе не существовало).Грузинские друзья-киношники торчали с нами всю ночь (посветились лицами, и их пропустили в маленький бар перед полем).

Валяю дурака в тамазовой кепке и очках в многочасовом ожидании рейса в Москву.Тамаз - один из "группы поддержки друзей" нашей выставки. Режиссёр, по его словам помимо собственных фильмов, работал вторым режиссёром на некоторых картинах  Абуладзе. Знакомство шапошное, к своему стыду, даже не помню фамилии (хотя можгно погуглить по фильмам Абуладзе).

Сейчас прилетим в Москву и на след.день подам заявление об уходе. Не в знак протеста - просто "количество перешло в качество".

 

 

Комментировать Всего 12 комментариев
Наташа, это так интересно....

Вот искупаешься в прекрасном, и от тебя прекрасным на других веет... Очень Вам благодарен,

 с уважением,

Олег

Спасибо, Олег,

Вы всегда незаслуженно тепло отзываетесь о моей ерунде и обо мне. :-))). Спасибо 

"Это -- не ерунда!!! Это -- далеко не ерунда!!!"

На сей раз уподобляюсь Броневому в роли Мюллера...

Понимаете, Наташа, хорошо сделанная работа, она ведь удовольствие тоже вызывает не только у того, кто ее сделал. Поэтому души наши -- родственные. Ведь кунг фу, которым я занимаюсь, в переводе, напомню, работа, сделанная хорошо. А у меня в жизни так склалось, что мой организьм (внутреннее ощущение в первые минуты беседы, общения) сам отбирает людей -- это люди кунг фу, а эти нет, и не будут никогда. Таким образом круг  людей ДОСТОЙНЫХ складывается. И на душе приятно...

А когда на душе приятно, как я могу сдержать свою благодарность Вам? Да никак...

Вот и не буду сдерживать...

С уважением,

Олег

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Ух, ты, спасибо!!!!!

Даже страшно: надо соответствовать. А силёнок взять? Ничего, дальше наваляю чего-нибудь - ругать меня придётся. Так и сохраним баланс. :-)

СПАСИБО!!!!!

Наташа, прочтите на моем блоге, если время есть, про "Что у нас на носу?"

кажется, душу погреет Вам

Уже поймала в ленте - пошла читать.

Елизавета Титанян Комментарий удален

Спасибо, Лизочка!

Действительно, славные времена тогда были. Только я на новосибирской фотке - жиртресина: отъелась тамошними пирогами и помидорами на всю оставшуюся (никогда столько не лопала).

Сегодня чего не вспомнишь на фоне свиняче-куриных лекарств?! :-)

Елизавета Титанян Комментарий удален

Главное в "цветовом пятне": далекоооооо ............ на заднем плане :-)

Свиняче-куриные = любимые + верный кусок хлеба. Цивилизацию-то мы спасаем, конечно, пока не приходится переводить про специальные  успокоительные, которые им дают перед убоем. Иначе они всё понимают, и от ужаса мясо становится жилистым и бледным.

В такие минуты (дни и недели после) чувствую себя доктором мангелем - ненавижу себя.

Но чаще мы с Шуркой их лечим. :-) А какие специальные штучки для выкармливания недоношенный поросят???? Чудо!

Елизавета и вы душу погрейте себе, прочтите в моем блоге "Что у нас на носу?"

давно пора уже...

Прочитал в запой... Но особенно "зацепил" абзац про "других" или "особых" детей

Спасибо!

Денис, я ОБАЛДЕЛА тогда в 1989.

Даже не от системы американской, а от ощущения парнишкиного. Как он меня "журил", что мы - другие, а они - тоже другие. Мы должны заниматься своими делами, а они - своими.

Прости,  "подпущу пафоса": общество, которое "подстригало газон" столько лет, сколько нужно, чтобы ТАКАЯ естественность - дорогого стоит.

Спасибо, что ко мне зашёл.

А в Финляндии (синхронила для наших медшишек) в минздраве тамошнем нас принимала тётка (шишка какая-то минздравовская, экономист) - БЕЗ РУКИ. Сказала, что у неё при приёме на работу в минздрав было преимущество перед другими ИМЕННО, так как инвалид.

Не знаю, так или нет на самом деле (может, ради "высоких гостей" выпендрёж)?! За что купила (переводила) - за то продаю.