Все записи
МОЙ ВЫБОР 20:35  /  12.03.11

2341просмотр

Кирил Тернер или попытка разговора о ... любви :-)

+T -
Поделиться:

Трагедия мести =  ЖАНР, литературный жанр, не более того. Предмет исследования моей диссертации. Ну, понятно, не в таком формате. Но автор реальный, пьесы реальные. Суть моего диссера - тоже.:-) Так называемая пост-элизаветинская драма, т.е. те драматурги, которые пришли сразу за Шекспиром. 17 век, Великобритания - время правления Якова, сына Марии Стюарт (человек поганый, правитель слабый). :-)

Он действительно был - тот разговор, что ниже беллетризовани уложен в повесть. Действительно Мишка уезжал. Понятно, что не в Париж (как в повести), а по обычным делам в Лондон привычным рейсом в 16 часов, чтобы удобно долететь - я оставалась дежурить в Москве. Была действительно дикая жара - в те давние дни не было кондиционера на Дорогомиловской. Мы очень долго гуляли по набережной (почти с раннего утра). Набережная позади Кутузовского узенькая - моста, да и намёка на Сити ещё не было. Лишь огорожен участок под стройку.

И вот я ему рассказала практически дословно то, что висит сто лет на сайте, а сейчас у вас под катом. Через два месяца к моему дню рожденья он приедет - придёт та самая ночь, что тоже в повести. Ну и дальше ... по тексту. Хотя до "дальше" ещё полгода.

Бедный Владимир Кайгородов. И здесь ему не обломится наукообразный стиль. Ну, ничего: можно заказать автореферат в бывшей ленинке (как там она сейчас?) :-)))

 

 

 

Июньский день 1998 года. Сирано пора улетать в Париж. Жара - дома дико душно. До отъезда в аэропорт вышли прогуляться по набережной.  

"Почему ты мне никогда не мстила? Ведь так неправильно: я сильно тебя обижал столько раз столько лет. Как же можно не мстить?  Или ты мстила  так, что я не чувствовал?"

"У тебя мания величия, родной, - ответила Роксана. - Я диплом защищала по трагедии мести в елизаветинской драме. Мне твой пример не интересен - куда круче тебя персонажи были".

- Ничего себе, тихоня. Никогда не рассказывала.

- А чего было рассказывать? Ничего из того, о чем ты слюни распустил, нет. Вот сейчас и расскажу.

Тему я выбрала не сама. На «кривую дорожку» сманил научный руководитель. Ему был нужен ручеек для вливания в полноводную реку многолетних исследований. Выделил мне заимку с участка, который успешно разрабатывал для докторской диссертации. Отчего не поплыть в фарватере?

Время - сказка. Драматурги – могучие, непобедимые и легендарные: Бен Джонсон, Кид, Марло, Бомонт, Флетчер, Вебстер... Впереди на лихом коне Шекспир.

Ну кто от таких в качестве материала для исследования откажется? А герои жанра моего? Все, как на подбор, живописные и знаменитые. Со многими из них ты знаком. Некоторых знаешь лучше, чем членов собственной семьи.

Тита Андроника, например. Уж не говоря о Гамлете. Жанр нужный и своевременный не только во времена королевы Елизаветы Английской.

Материала хватало не то что на диплом, на всю диссертацию. Хочешь, на жанрах-направлениях сосредотачивайся, хочешь на персонажах. Хочешь на психологии, хочешь - на философии, хочешь – на эстетике.

Ты себе не представляешь, как я была счастлива поначалу. Притянула живопись, поэзию. Главное, совершенно обоснованно – ведущие искусствоведы и литературоведы мира именно в таком ключе разрабатывают поздний ренессанс, маньеризм и барокко.

Все три направления одновременно существовали, частенько в творчестве одного мастера. В дипломе не ограничилась Арчимбольдо (как ты мог бы предположить). Рапидом наметила Микельанджело, Рубенса, Эль Греко ... чтобы в диссертации развернуться по полной. А уж Джонна Донна нацитировала всласть. Сколько в диплом вошло, столько и вставила.

Золотая жила располагается на прочно застолбленном участке моего хитрого лиса. Соблазнилась я именно этим. Шкурный интерес плюс воля-вольная.

Научный руководитель обаятелен и остроумен. Разрешает творить. Трагедия мести. Звучит красиво, кто спорит. Четыре года рылась-рылась, читала-читала.

Чего я там только не начиталась. Каких только страстей и ужасов. Словно психоаналитику, рассказывали мне мстители свои истории. Сколько их у меня тогда было этих  ... пациентов. Каких только мастей и нравов. Ренессансные. Маньеристские. Барочные. Классицистические. Старые и молодые, рассудительные и неврастеники. Даже законченные психи. Мало того, меланхолия героя – один из типологических принципов.

Это еще Сенека разработал. Мои елизаветинцы, а позже якобинские авторы, т.е. кто уже при Якове I, сыне  Марии Стюарт, Сенеку до корочки проштудировали. Они – его, я – их.

Так вот, меланхолики мои. Некоторые - свидетели преступления (источника, то бишь, трагедии). Видели своими глазами. У других только доказательства на руках имелись, а преступление было совершено ранее. Попадались те, которые  руководствовались слухами и сплетнями. Были такие, кто придумал в горячечном воображении. К примеру, призрак в темноте померещился на фоне повышенного внутричерепного давления. Одни в одиночку вынашивали планы мести долгие годы.  Другие мгновенно кидались грызть врагу горло.

Разные они у меня были, персонажи - пациенты. Разные-то разные. А судьба у всех одна. Горе оставалось горем. Никакой жизни - дикие муки. Сумасшествие и преждевременная смерть. Как правило, насильственная и часто в результате множественных телесных ...

В активе всегда одно: реки слёз, море крови, гора трупов. Не только преступников, но также невинных людей, случайно попавших под горячую руку.

Надоели они мне к четвертому курсу хуже горькой редьки. А делать нечего - впереди диплом. Бросать и начинать с нуля неохота. Мой руководитель, хитрый лис, хорошо знал: его студентку скользкая тема с панталыку не собьет и крыша сразу не поедет. Надоесть может, как любому нормальному человеку. Но такая вряд ли бросит на полпути. Девочка была упряма, послушна и честолюбива. Чего ж такой не впарить тему? Я бы на его месте также поступила. Но я света белого не видела.

И тут случайно на моем жизненном пути встретился ещё один автор. Тоже драматург – елизаветинец, то есть мой клиент из самого начала семнадцатого века.

Далеко не из первого ряда, не столь непобедимый и легендарный с не особо знаменитыми персонажами. Не очень читабельный. Занудный.

Даже не драматург по основной специальности. Дипкурьер, возил секретную почту из Лондона в Брюссель. В 1617 году неожиданно арестован, Стремительно арестовали, столько же стремительно освободили. Никаких обвинений не предъявили. Продолжал работать на дипслужбе. За свою жизнь написал множества элегий и поэм, но ... всего две пьесы. Или я просто больше не встречала. Правда, все остальные за четыреста лет тоже.

Полупереведенный. В 1916 году для сборной солянки под названием «Елисаветинцы» опубликован всего-навсего перевод одного акта одной пьесы из двух. Больше переводов нет. Читай в оригинале, благо изданий хватает. И фамилия у него совсем не выдающаяся: Кирил Тернер. Тернеров в Англии как Ивановых в России.

Чем меня заинтересовал? Всего две пьесы человек написал - обе в жанре трагедии мести. Только вот написал не для того, чтобы показать позвонче зрителям, а чтобы разобраться в сути. Стоит ли игра свеч? Что это вообще такое: месть? Так мне тогда показалось, да и до сих пор кажется.. Как настоящий дипломат – тихушник желал уяснить не в теории, а на примерах. Желательно, не из личной жизни, но наглядных. В формате ролевой игры, так сказать.

Две трагедии. Два героя. Два мстителя. Оба преступления - не подкопаешься: на глазах  очевидцев с максимальным количеством подробностей, бьющих по башке. Марлен Дитрих говорила:  «Как легче всего получить «Оскара»? Надо грамотно показать детей и животных".

Так вот в этих двух сказочках с "детьми, животными, стариками и  девушками"  полный порядок. Невинные младенцы гибли, беременным служанкам животы вспарывали, девушек насиловали, красавиц-герцогинь пытали, обманы страшные обманывали.  Все как в прочих трагедиях мести - и у нас и интернете и по телеку.

Человек не просто имел право мстить, а обязан был. Даже не мог не мстить, ибо находился в состоянии аффекта. Состоянии, вполне понятном как положительным персонажам пьесы, так и читателям.

Герой первой пьесы, мстил («Трагедия мстителя». 1606 г.). Тернер закрутил - завертел сюжетные винтики, чтобы злые были позлее, а добрые справедливее. Задача - месть оправдать. Тонкие кружева автор плел в жанре маньеризма. Типичный прием маньеризма запутать сюжетные линии, поиграть лицами-масками.

Так я тогда объясняла на защите диплома членам комиссии. Автор к кружевам явную склонность имел. Дипломат, ведь, по основной специальности. Все по-взрослому - не как у нас по телеку.

Как отомстить, если злодей влиятелен, силен, богат? Он – из первых персон, а жертва – простой смертный, пыль под ногами ... Так как отомстить, если ты мошка мелкая? Сначала приблизиться, стать нужным, войти в команду. Да не так, как у нас в сериалах, когда погоны снял, но «чистые руки и горячее сердце» оставил. Даже выражение лица не сменил, чтобы каждая домохозяйка догадалась, «ху из ху».

Тернер мой не копается в лабиринтах души человеческой. Это – шекспировская делянка. Шекспиру плевать на логику «правды жизни». Шекспир документальным правдоподобием не занимался, следственных экспериментов не проводил. Интересовало, главным образом, какие страсти какого накала кипят внутри, в какое русло эти страсти направить и какой результат получить.

А вот у Тернера другое. Ему-то как раз важно, как могло бы происходить на самом деле. Что мстителю приходится делать? Как живется по ту сторону баррикады сегодня-завтра-послезавтра?

Почему сразу не убить злодея, спрашиваешь? Да какая же это месть. Легкая смерть – подарок. Отомстить другое. Это блюдо готовят долго и отведать дают в нужном виде и в точно установленное время.

Оказывается, чтобы существовать по ту сторону, нужен двойник. А двойник этот – зеркально идентичен, но ... полная противоположность. Плюс и минус, ... мистер Джекил и доктор Хайд.

Ох, не путай с «много чего намешано в каждом из нас». Когда намешано, тогда - к Шекспиру. А здесь мститель должен одну маску (доброго, светлого, думающего, учитывающего интересы и жизнь других ..) снимать, а другую маску (циничного, быстрого, безжалостного, не размышляющего ...) надевать. Да так надевать, чтобы у окружения  мысли не возникло, что это маска.

Хочешь  приблизиться к главарю, стань верным опричником, лучшим псом стаи ... Вот и стал лучшим ... Я тебе в летний денек, да перед отлетом голову морочить подробностями не буду. Сам, небось, понимаешь, что могло ...

Мало того, пока месть готовится, время идет ... Разное происходит ... Во вражьей стае тоже все течет, все изменяется  ... Люди они люди ... Как там у Шекспира? Много чего намешано ... Злодей поганый даже переквалифицировался и начал спасать кого-то положительного.

Автор демонстрировал, что  человек -  теннисный мячик в руках Судьбы.  Мало ли что может случиться в жизни? Упырями не рождаются - ими становятся. Сегодня ты упырь и детей убиваешь. А завтра на детский дом деньги жертвуешь. Следовательно, уже не упырь? А послезавтра? Ну это, как обстоятельства сложатся. Политическая целесообразность, сами понимаете.

Про теннисный мячик - не моя метафора. Настоящая цитата из настоящей пьесы настоящего драматурга семнадцатого века. Human tennis-balls – так у Тернера. А паразит из трагедии другого автора, Боссола из «Герцогини Мальфи» Вебстера, изысканнее выразился: “Star’s tennis balls” («теннисные мячики звезд»). В елизаветинской Англии очень теннис был распространен. До сих пор в Англии в него играют - особенно  в июне неподалеку от Лондона.

Тернер, как мог, маневрировал, чтобы вырулить на искомое заключение об обоснованности мести. Формула I не сработала. Логика сюжета - железная вещь. Не удалось вывернуть Не получилось ни с поменявшим амплуа злодеем ни со стойко державшем поводья амплуа справедливым мстителем. Финал как у всех прочих, смотри выше по тексту. Никакого удовлетворения от полученного результата: реки .. море ... горы... Полжизни – справедливый мститель, полжизни – мерзкая тварь, ничем не лучше обидчика. Распад личности, далее тамошняя канатчикова дача с переездом на местное кладбище.

В финале его, естественно, убивают. Тоже закон: стал активно мстить - по законам жанра должен погибнуть. Иначе как сочувствовать убийце? Жалость и сопереживание должны родиться в душе зрителя.

Представь, если бы Гамлет в живых остался? Он «на троне в золотой короне», а родная мать, родной дядя (не доказано, что убийца), невеста, отец невесты, друзья университетские ... в гробу в результате его «художеств»?! Приехал на каникулы парень и решил поинтересоваться, что в его отсутствие в родном доме произошло. Поинтересовался – гора трупов из-за того, что ему что-то померещилось ночью на темной стене замка. Сочувствовали бы мы четыреста лет подряд?

В том-то и дело, что Шекспир законы жанра выполнил тютелька в тютельку, да еще блестящие новшества применил. Дух захватывает. Ты мне напомни, потом расскажу ...  Да и призрак там ,ох, не простой - придумка блистательная ... никто кроме него не додумался. Но ведь не «по правде жизни», согласись?

А вот у Тернера как на следственном эксперименте. Был человек, звали Вендиче, принял решение отомстить... Для этого пришлось жить в обличии негодяя Пиато. Убивает злодея кто: мститель Вендиче или верный пес Пиато?

Говорит распроостертому у его ног мерзавцу: «Я, Вендиче, убил тебя». Но ведь умирающий видит перед собой не Вендиче, а предателя-слугу Пиато.

А умирает кто? Он и сам не знает: последние слова уже в бреду: «Мы двое убили его». Кого имеет в виду? Себя и своего мерзкого двойника или себя и погибшего брата?

Тебя такой финал вдохновляет? Но ведь другого при активной мести ну никак.не получится.

И через четыре года Тернер пишет «Трагедию атеиста» (1610). Там также к преступлению. не придерешься. Горе горькое. Разборки - как у нас по телевизору. Душа у героя разрывается. Положительные персонажи доспехами звенят - отмщения требуют.  Злодеи злодействуют на полную катушку..

Только вот герой оказался каким-то странным. Пассивным. Для меня тогда это означало только одно: характерные особенности жанра барокко. А именно: человек пассивен, так как все в руках Божиих. Бог действует.

Я в студенческие годы религиозна не была. Даже  крестилась  несколько лет спустя. Наш разговор на бульваре про бабушек-дедушек помнишь? Вот после него и крестилась. В храме неподалеку от бульвара с гномом.

Тогда вычитала в пьесе только одно: возмездие есть сфера деятельности кого-то нейтрального, кому красные сполохи глаза не застят. По пьесе - Господа Бога.

Странное дело. Мстители, которые активно действовали, погибали. Ну не один в живых не остался - сходили с ума и погибали в страшных мучениях. А этот, Шарлемон, квашня-квашней. Ломал его мой автор-дипломат. И такой ситуацией, и сякой. На его глазах злодеи злодеяния самые страшные творят. Все вокруг стыдят - на путь мести направляют, чуть не в глаза плюют.

А он, квашня такая... Речей громких не произносит. Всех слушает. Сомневается, как все прочие из пьес прочих авторов. Рыдает – горюет – проклинает. Лихо ему было в середине пьесы.

Помнишь про меланхолию героя, которая законом жанра предусмотрена? Иногда соглашается с окружающими и собирается отомстить. Да все время что-то происходит помимо его воли. Все какие-то случайности...

Чтобы не заскучал, я тебе суть не в точных деталях передавать буду, а произвольно - своими словами. То, скажем,  живот заболит... Или, может случиться, заяц дорогу перебежит... как Александру Сергеевичу Пушкину. Или... еще что..

Пару раз гром гремел. Климат такой – грозы частенько. Как у короля Лира. Только там громыхало униссон с внутренним миром, поскольку Шекспир именно в эту мишень бил. А у Тернера гром по другому поводу.

Однажды совсем собрался мстить наш герой. Оделся - калоши надел и даже зонтик прихватил, так как на улице в этот день также погромыхивало. И тут ... призрак явился. Совсем как к Гамлету. Только вот речи призрак вёл совсем другие.

«Сними, - говорит, - калоши и поставь зонтик на место. Взгляни в окошко - солнышко светит. Гром по другому поводу. Догадайся по какому? Давай вместе вспоминать. Чему тебя в школе учили?  "КA...". Ну, правильно: "КАРА НЕБЕСНАЯ».

Представляешь, так прямо и сказал. Потому что пьеса барочная.  Жанровое своеобразие - объясняла я членам комиссии на защите диплома  . Но призрак наш про жанровое своеобразие в своем семнадцатом веке не слышал. А все равно так прямо сказал. За что ему спасибо большое.

Вот наш квашня дома и остался. На улицу мстить не пошел. И знаешь, как интересно получилось? Там в пьесе через две странице странное событие произошло. Знаешь, кто с ума сошел?  Главный злодей. Прямо буквально и фигурально сошел с ума. И погиб. Да не в результате насильственной на фоне тяжких телесных. - сам помер. Взял вот так и помер. Что характерно, не обошлось без мучений.

Причём, злодеем остался в людской памяти на ВСЕ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ И ДОЛЬШЕ. Как Каллигула с Гитлером, Сталиным и прочими гадами. А квашня жив-здоров, как огурец. В здравом уме и твёрдой памяти. Никак по-другому не вытанцовывалось у нашего дипломата в этой пьесе. Ну, никак. Логика сюжета – железная вещь.

Оставил своего героя автор в покое. А теперь держись на ногах крепче - лучше к дереву прислонись. Пьеса та не только название имеет. Имеется еще подзаголовок: "Терпение - месть честного человека". Хочешь, по-английски повторю?  Не подтасовываю, сходи в Иностранку –  проверь.

Видимо, на этом автор-дипломат успокоился. Так как больше пьес не писал. Или мне больше ничего этого автора прочитать не удалось. Правда, и всем остальным за четыреста лет тоже.

Он меня убедил в целесообразности четырехлетних изысканий..  Прочих непобедимых и легендарных  со всеми их  живописными и знаменитыми я быстренько разбросала во вступление и в заключение.

А в центр поместила две пьески дипломата моего. Малоизвестного полу-переведенного непопулярного драматурга с распространённой фамилией. В основные главы поместила. Подробно обе пьесы разобрала. Цитировала на английском. Использовала "единственный имеющийся", иногда сама переводила для членов комиссии, которые английского не знали. Даже хотела кого-нибудь попросить на стихи мои переводы переложить, чтобы, значит, оригиналу соответствовать. Вовремя одумалась: они бы мне нарифмовали.

Со всеми жанровыми особенностями разобрала и со всеми философиями-психологиями-эстетиками. Проверяла и перепроверяла. Хотелось удостовериться, что глаза меня не обманули. Вот на этом материале и защитилась. 

Получила диплом с отличием.  "Красную свою паспортину", которую ты мне непрерывно в нос тычешь.  В аспирантуру  загремела.  Оттуда  меня Кристиан с хрустом к себе выковыривал.

Нет. Месть - это не по мне. Мальчиков кровавых по ночам рассматривать. Крестики-нолики всю жизнь рисовать: этот преступник, а этот просто мимо проходил в неурочное время.  Или не проходил? Или не он? Или он не в это время проходил, а в другое? Или все-таки тогда, да не просто мимо, а специально шел?

... Бывает убийца "без страха и упрека", уверенный и непогрешимый. Качества врожденные - рано или поздно проявятся. У мстителя качества убийцы приобретенные на фоне ужаса пережитого.

Поэтому сомнений нахлебается в полной мере, а горе горем останется. Никуда из души не денется. В финале не разобрать между ними различия. Да и финал один, тебе уже известный. Уж поверь. Я этот контингент за четыре года изучила. Нет, этот вариант мне не нравится. Мороки много -  результат  нулевой.

Ближе другой - барочный. Вокруг дел по горло. Горе зализывать надо? Зализывать... зализывать... зализывать. А работать надо? Обед готовить надо? Книжки читать? В консерваторию сбегать? На солнышке погреться? Ты с "кровавыми мальчиками в глазах" много солнышка разглядишь?

Тебя поцеловать надо? А то вот  ходишь уже два часа нецелованный".

"Что-то мы далековато забрели, - сказал Сирано, - Скоро из дома выходить. Пошли обратно. Пивка что ли выпить на дорожку?"

- Не знаю. На такой жаре? Ты к вечеру в Париже будешь - наверняка там встречу готовят. Может, не стоит?

- А если самолет до Парижа не долетит?

- Тогда будешь пить пиво в ДРУГОМ МЕСТЕ.

- Думаешь, ТАМ пиво есть?

- Конечно, ТАМ есть пиво.

- Ох, трепло ты мое филологическое.

Уже у подъезда вдруг сказал:"Я очень боюсь тебя обидеть. Ты мне скажи, когда я тебя стану обижать".

- Я поплачу. Люди должны плакать. Лучше слёзы выплакать, чем жрать соседа, так как моча в голову ударила.

- Ты запла..а..чешь!?  При мне всего  три раза плакала.

- Ну вот, балда. Значит, ты меня всего три раза обижал. А ты - "мстить?!" Фи.

В машине вдруг вспомнил: "Думаешь, ТА (М)...?", - остановился на полуслове

"Конечно,... ",  - перебила она.

«Хорошо».

"Ну ребята, вы даёте! -  взглянул на них в зеркальце приятель, который вёз Сирано в аэропорт, - Словами-то ещё пользуетесь?".

«Пока да, но работаем над этим..., - ответила Роксана, - чуть-чуть осталось и...  сольёмся в единое целое. Наконец легенда о гермафродитах станет явью».

"Трепло", - прокомментировал Сирано.

 В качестве иллюстрации - графика Ричарда к его же собственной повести. Про Ричарда Нейпиера расскажу как-нибудь. Или уже прочитали?

Повесть на СНОБе обсуждалась (за что я искренне признательна Лизе Титанян и всем снобчанам) - так что больше обсуждать не стану, извините. Выложила эту главку по абсолютно внутренним соображениям. :-)))

Комментировать Всего 13 комментариев

Ну что за беда у меня такая.... был сегодня на открытии концептуального магазина-галереи....  тут за углом...  все там есть кроме энергии...  и концепция и магазин  и товары и владелец.    А вот энергии нет... стерильно  как в операционной.... ну право хоть бы труп какой выставили бы  в гробу на витрину  и мух бы напустили...

И вот странное совпадение - читаю   сегодня ваш расссказ   .....  и все наоборот.... только энергия и есть ...  а остального ничего нет.... ни атомов ни даже элементарных частиц...  просто квантовое поле. То есть какие-то потенциальные фантомы  почти возникают и тут же исчезают.

Может просто стиль такой? Вампирический?

Ну что Вы, Владимир. Это Вы просто дверью ошиблись, уж в который раз. :-)))

А квантовое поле ... Спасибо за комплимент :-)

Володя, Вы ж за мной уж который год комментариями следите .... ))))

Ну знаете ли.... мне то со стороны они наверное виднее.  какой же Вы  донор?  если пытаетесь впрыснуть свою энергию в невинного читателя?  пользуясь шаманским приемом наведения транса....  и подчинить его своему ритму.... повести за собой...  

Ваши тексты  по структуре очень похожи на допросы подозреваемых в прокуратуре.   Это как-то по другому должно называться ... но уж точно не донор.....

Тем более ошиблись дверью. Бегите скорее. :-)

У меня нет никакого опыта допросов: не вызывали меня - уж тем более никого не вызывала я. Даже секретов близких не узнавала. Всё на нежности и доверии.

Судя по Вашей цитате про "структуру ", у Вас по части допросов и интерес выше и опыт богаче. :-)

Бегите от меня подальше. Я не полемист. Как Вы меня находите? Зачем появляетесь? :-)))

Что себе придумываете? :-)))

PS Кстати, вампир энергию не "впрыскивает" (цитируя Ваш коммент), а, наоборот, высасывает. Во всяком случае, так написано в книжках.  "Впрыскивают" как раз донорскую кровь - так мне мама- врач ещё в детстве объяснила. :-)))

Представила себе следователя, который впрыскивает энергию в невинного ... подозреваемого читателя. В чём подозреваемого??? Володя, что с Вами в этот субботний вечер? :-)))

Бегите скорее к чему-нибудь Вашему собственному придуманному, туда, где Вам комфортнее. :-)))

Эту реплику поддерживают: Анатолий Волков

Наташа, мне очень понравилось)) сюжет реальный - диплом был по этой теме? по-моему, здесь на целую диссертацию...

Самое интересное, что у меня, как и у Владимира - возникла ассоциация с теми, кого называют "силовые структуры". Мой близкий друг, который прошел и Чечню, и милицию - мстит всю свою сознательную жизнь тем, кого считает врагами, смыслом жизни, можно сказать, это считает, и здоровья - реального и психического - это ему, увы, не прибавляет... 

Я бы тоже пятерку поставил))) И пару пива!

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Олег, спасибо,

 ... пиво только настоящему мужчине! (или на троих, имея в виду Лорда с Брюсом - Шурик нюхнет из Москвы ))))

Вино с удовольствием и благодарностью!

Домашнее абхазское? :-)))

Слюшай, ти знала, да?)))

Прекрасно, Наташа! Замечательно "работаете с чистыми энергиями"!

и очень актуально особенно сейчас, на Снобе

Спасибо, Владимир,

... и за добавление в друзья спасибо.

Это не имеет отношения к СНОБу (всё же мелковат). )))))

 "Мои клиенты из 16 века", которые умели работать "с чистыми энергиями" (и не только) действительно кое-чему научили в жизни. Пытаюсь им соответствовать (по мере сил). :-)

Конечно мелковат - как и те бури, которые тут происходят. Я просто заметил, что Ваше высказывание "по касательной" задевает  и происходящее на Снобе.  

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина