В страстные четверг-пятницу мне горько. Даже когда погода радует и всё более чем в порядке.  А еще чистый четверг всегда связан с ней:

Много лет нет с нами, но никогда не скажу – «любиЛА». Когда в юности я поселилась ... (где поселилась), стоило переехать и струсила, что затеяла обмен и переехала.  Столкнулась в холле.

- Что за горе? - спросила пока не знакомая женщина.

- Шумно очень, - высказала самую нейтральную из причин. Не подозревая, что говорю с той, кто проживает в точной копии жилища непосредственно надо мной.

- В тишине мы еще належимся. 

Я бы на всю жизнь полюбила ее за одну эту фразу – так было еще много всякого другого. Моя КРЫША в самом буквальном. Даже сейчас, если что-то сверху скрипнет, знаю: насвинячила  - укоряет или взгрустнулось - веселит.

Деликатна, ненавязчива, отстранена. Чуть акцентированное кокетство  актрисы, не истеричное, свойственное многим представителям этого цеха, а мягкое – породистое. Актерское же честолюбие. А еще наивность и открытость миру – что невероятно, учитывая лабиринты биографии.

Могла играть и иную роль. Очень похожа на "неродную роднее родных" бабу Сашу, ту самую, что заменила бабушек-дедушек (с маминой и с папиной сторон), которых я до 1993 года даже на фото не видела 

Звонки в чистый четверг в нашу минкультовскую рейхскацелярию. ООО!!! Ну, вспоминайте, друзья, атмосферу бюрократических наших контор с 9 до 6. Мягчайшая Галина Сергеевна в эти дни строга: не приведи Бог, задержаться на работе позже двух-трех дня - в чистый четверг не о выставках надо думать, а яйца красить, учиться куличи печь, да пасху делать. До сих пор некоторая оторопь берет, как вспомню процесс готовки Почему нельзя просто творог из пачки??? НЕЕЕЕ...С рынка или самодельный. Протирать НЕ миксером, а через сито, потом на водяной бане со взбитым сливочным маслом ... Только попробуй приготовить не по правилам- острить станет месяцами-годами.

Стоит задержаться на работе в Этот четверг - звонок  на номер, что "запараллелен" со старыми сотрудниками Управления ИЗО, "брежневскими соколами": "Ты где?!! А кстати (месть за задержку), не помнишь имя-отчество Махно?" Отвечаешь (к вящей радости сослуживцев): "Нестор Иванович". И слышишь: "Самобыытнейший чело..эек"

Встретит на первом этаже - молчаливо укорит что поздно явилась ли (из вражьего стана). Побежишь, как миленькая, свою квартиру убирать (которая точная копия ее). Да не просто отдраить -  на заключительном этапе пройтись  по всем углам веточкой вербы (освященной в минувшее воскресенье).

В начале девяностых вспыхнул интерес к звездам прошлого. Первые "ласточки и вороны" эфиров и бумажной продукции. Одна из первых съемок - на шестом этаже у Галины Сергеевны. Неспокойно от степени ее доверия к тем, кто пришел в дом. В те годы еще не подошла самая высокая волна цунами "желтых" помоев, но штормило основательно. А я-то прошла болтанку Минкульта.

Да кто эта странновато одетая тетка со слащавыми вопросами? Дальше – монтажная, а на выходе - «теткин» комментарий!

Неужели эта откровенность – реакция намолчавшегося человека? Мы все попадаем в такое жуткое одиночество, что готовы раскрыться первому встречному?

Однако, «тетка» (спасибо ей) дала в эфир рассказ без купюр.Ну чуть подбавила собственной патоки, в основном  - цельный рассказ Галины Сергеевны с плавным перемещением от одной фотографии к другой. Высший пилотаж: сумела так построить рассказ, что вырезать что-либо сложно чисто технически - нет пауз на купюры. Мелодичная непрерывная речь (завораживающая - совсем иначе говорила в быту), плавная волна руки к следующей фотографии или вещи, и - обращение к журналистке ...Выстроено, подчинено одной цели.

Галина Сергеевна права: не прогибайся, не опускай зрителя «ниже ватерлинии». Заманить, увлечь, пленить –  чтобы ни слова не вырезать, и чужого слова ни добавить. Уж какую «музыку» сыграешь, от «настройки инструмента» зависит. Рассказ определяется не тем, что отфильтровано и отредактировано. Не гоже «вякнуть», а потом бегать по студиям и редакциям с «не так поняли и сказано не для камеры». Репетировала заранее или школа? Ведь прекрасно отдавала себе отчет "что-где-когда". Сережа (внук) любил подкалывать ее, ловить. Неточности - для домашних, для чужих - мастер класс. 

История, которую услышала от Карины Николаевны. Карина Николаевна Шмаринова (Санова) - актриса, жена Алексея Дементьевича, дочь Галины Сергеевны.Вот они с АД с Париже

    

Первая история: Пять подруг. Сказать легенд – ничего не сказать. Назвать имена – для кого  все, для кого тоже ничего. В конце концов, имеются сайты - все пятеро, к примеру 

 

 

Вера Малиновская. Итальянцам, скорее всего, знакома по журналам. :-)

 

Ольга Жизнева. Супер-популярна с 1920. Я все же застала,но уже её бесчисленных кино- бабушек. Кстати, именно она слушала через стенку, как поёт кино-сын в исполнении Тихонова "В этой роще берёзовой" для чудесного "Доживём по понедельника".

 

Вероника Полонская. Судьба сыграла злую шутку. Прожила долгу. жизнь - осталась в памяти чересчур многих по двум историям ранней молодости. Первая трагическая: смерть Маяковского. Выстрел прозвучал, как только она вышла из комнаты. Она увидела первой - ну и дальше все, к сожалению, связали с ней.

 

 

 

Софья Пилявская. Вот уж совсем не только тётя  Костика из Покровских ворот :-) Мхатовка. Я её побаивалась - строга. Ну и обезьянничаю: как и она ношу на себе не более трёх цветов. Хотя, это уже смешно. А с её феноменальной красотой можно было обойтись и одним цветом :-)))

 

и Галина Кравченко (в начале поста: в бальном с пером -  "Адмирал Ушаков"; с челкой - "Папиросница из Моссельпрома"). Кстати, Галина Сергеевна  в 1921 году окончила театрально-хореографическое училище при Большом театре (класс А.Горского). В 1921-1922 - солистка балета оперы С.М. Зимина. Одновременно училась на актерском факультете ГТК - она из самого первого выпуска ВГИКа 1927. Вот они с Петром Соболевским в фильме 1933 года "Жить" режиссера Семена Тимошенко

 

Так вот, наконец, та самая история: молоденькими договорились каждый год в условленный день встречаться вместе. Что бы ни случилось, как бы ни складывались внешние обстоятельства и внутренние отношения между ними – встречаться. Во всяком случае, делать все возможное. У них получилось. Если не встретиться - созвониться, если не созвониться – написать письмо, если и этого не получается – быть уверенной, что в эту минуту вспоминают тебя.  В старости привозили родственники. Удалось и в «пыточные» тридцатые, и в военные сороковые, и в последующие «застойно-переходно-развито-социалистические» ... Жизнь складывалась по-разному. Отношения между ними могли складываться по-разному – только не в этот день. Все пятеро прожили довольно длинные жизни. (Галина Сергеевна ушла в 91). Все эти годы действительно сохраняли традицию встречи в заветный день.

Второй рассказ Карины Николаевны: Вера Малиновская уехала из Советского Союза до войны. Письма подругам как-то доходили, даже учитывая специфику любимого отечества. В Италии замужем за очень богатым человеком (то ли владельцем Al Italia, то ли кем-то из крупных акционеров.) Естественно, ностальгировала – мечтала приехать.Только вот на родине «написали другой сценарий»: согласно официальной версии, Вера Малиновская, покинув Советский Союз, на Западе себя не нашла и довольно скоро "умерла в забвении и нищете". Сначала я этот самый рассказ услышала от Карины Николаевны, а потом сама прочитала о «бесславном конце» Веры Малиновской в мемуарах Михаила Ивановича Жарова.

Специфика нашего отечества. )

Галина Сергеевна и Вера Степановна дружили с балетной юности. В 1979 Вера Степановна – в Москве  (на нашем шестом этаже). Ухоженная – изысканная – интеллигентная с естественной беззаботностью гармоничноо любимого и благополучного человека. Радостная – в эйфории от долгожданной встречи с Москвой, подругами ... с Родиной.

Приехала по официальному приглашению на какой-то по счету Московский кинофестиваль.

Я, естественно, не видела Веру Степановну. Но могу спроецировать, так как видела таких женщин в Минкульте. Надю Леже, к примеру. Помню, как они говорили, как сбрасывали шубки «куда-нибудь», продолжая разговор. А разговоры деловые, жесткие и четкие.  

НО туфельки на тонюсенькой подошве зимой – по грязным тротуарам с ошметками льда. Привыкли к машине даже не у подъезда - у ступеньки. В нынешние времена «у ступеньки» - не факт.  Двадцать лет назад ...?!

Так не хотелось "нарушить состояние душевной сохранности" (в том числе душевной) "фарфоровых статуэток» наждаком действительности, которую мы сами  не замечаем (ну разве что в первые дни возвращения в Москву).

Карина Николаевна крутилась, чтобы, с одной стороны, организовать встречи со всеми – с другой, «вывернуть на поворотах» и не столкнуть восьмидесятилетнюю Веру Степановну с «легендой». Получилось - мечта Веры Степановны сбылась.

Вот такой спектакль срежиссировала Судьба.

Orlando di Lasso

Ренессансный композитор, по слухам обладавший волшебным голосом.  который и привёл его на Сицилию к Гонзаго (родился на территории нынешней Бельгии, те в тогдашней Фландрии). Сочинял в огромном количестве всякую всячину: от месс, реквиемов и страстей до мадригалов, пародий (на мессы тоже) и песен с вполне не нормативной лексикой. На youtube есть записи того, что принято слушать в страстные четверг-пятницу. Написал замечательные lamentations на все Евангелия и для всех дней Страстной Седьмицы. Пасхальный цикл отдельный.

Даю застольную, смотрит с портрета серьезно, но это так, настроение художника ))) А в песне про "радуйтесь (за столом)" )) «Nunc gaudere licet»  ... 

Всё хорошо, то есть совсем не плохо. Мы ведь знаем, что Воскресение наступило.

СВЕТЛОЙ ПАСХИ!