Все записи
МОЙ ВЫБОР 01:37  /  4.06.13

1718просмотров

Руслан Пандария

+T -
Поделиться:

Я благодарна Абхазии за то, что привела меня к себе маленькой девочкой. Благодарна за юность. За то, как сильно, достойно, деликатно и бережно ведет сейчас. Благодарна за места, в которые Абхазия позвала.

Благодарна за то, что страна позволила мне узнавать о прошлом и настоящем. О великом, вечном и самом обыденном. Об удивительных событиях, о глубоких верованиях. Здесь не консервируется, а живет история – и тысячелетия становятся частью твоей сегодняшней жизни. Только живи, слушай и принимай. И старайся быть частью, а не помехой ни стране души ни душе собственной.

Благодарна за соловьев, ласточек, дельфинов, змей, деревья, реки, лошадей и коров. Благодарна за людей. 

РУСЛАН ПАНДАРИЯ

 

Она есть в интернете, к примеру, вот здесь (статья Елены Заводской "Открытое сердце Руслана Пандария").

Хочется, чтобы для вас сначала было чувство – анкета потом. Я познакомилась с Русланом в самый первый день этого визита, в мае. А с его сыном Айнаром – в марте. Однако, довелось побывать в мастерской лишь накануне отъезда.

НЕТ, нам не хватило времени на беседу. Столько всего осталось. Мы обязательно поговорим еще.

ДА, нам вполне хватило времени на беседу. Потому что чувствуешь, насколько время условно и придумано (зачем-то :-).

Сначала -  небольшая экспозиция без «этикеток» комментариев. Затем - разговор о некоторых работах.

Я записала на диктофон нашу беседу. Вот вам расшифровка. Мне бы очень хотелось выложить аудиофайл, так как в этом удивительном диктофонном спектакле принимают участие не только мы с Русланом и его работы, но и ветер, птичьи трели, разговор Айнара о его тренировках  и … петух (в нужных местах беседы).

- Хочется начать с нее. Можно? Змея, две птицы и лоза.

- Тотемная фигура. В эпосе, в природе, состояние. Ее конкретно определить невозможно, она имеет свои мистические формы. Здесь есть все в моей жизни, смерти, здесь все общее. Эти две птицы – они посредники между этим миром и тем. На этой фигуре я хотел показать процесс. Это нельзя назвать жизнь или смерть, это скорее всего исследование каких-то процессов, которые происходят вокруг нас. Змейка. Вот поэтому эта змейка, она, можно сказать, и ядовитая, но в то же время друг, неотъемлемая часть этой фигуры, поэтому я ее прижал к той самой точки, где происходит сплетение жизнедеятельности человека. Энергетика, там, какое-то поле, она туда прижалась. Она пластически и подошла, то есть в другом месте она не может быть. Она в другом месте оказаться не могла.

Образ не мужской и не женский – он бесполый, у него нет половой принадлежности.

- А это дух или материя, все-таки?

- Скорее всего это дух.

- То есть тонкая энергетическая масса.

- Я закрутил ее в национальную одежду. Бурка, по бурке пошла виноградная лоза. Это скорее всего исследование культуры и традиций древних, которые были когда-то и которые сейчас присутствуют, просто мы  сегодня в связи с техногенным процессом не замечаем. Она живет рядом с нами, пока

- Я бы хотела Вас представить этой работой. Вы сами хотели ее взять для первого знакомства или есть какие-то другие, которые для Вас предпочтительнее?

- Этапная работа. Этапность в процессе творчества. После нее пошли разные – много.

- Пластически интересна. Она философски интересна, она красивая.

- Почему нет? Она понятна в разных регионах, она понятна и в Африке и в Америке и здесь в Абхазии.

- Вы знаете, у культуры нет национальности. (запел петух).

- Иногда ко мне приходят. Говорят: «Вот у Вас тут африканские мотивы». Я говорю: «Почему нет? Могут быть и африканские, почему нет. Здесь (в Абхазии) присутствие Египта и присутствие Греции было. Народы смешивались, переселялись.  Процесс творческий. Только должен быть на самом деле творческий - не коммерческий. Творческий процесс, он необъятен. И самое главное, не предавать этот процесс.

Я сам себе всегда говорю это. Не надо его предавать, всегда у тебя будет открытие. Новые открытия какие-то. Не обращать внимания на золотого тельца, тогда награда будет больше, нежели когда сиюминутное.

 

- Новая работа.

- Очень тяжело она у меня шла. Само дерево я из лесу принес. Это – красное дерево. Некоторые наши исследователи считают, что эти деревья ровесники египетским пирамидам.

- То есть четыре тысячи лет до нашей эры?

- Да, растут долго, этот кусок у меня появился давно. Долго  - долго ждал, но уже была форма. Я искал, и этот процесс творческий очень долго продолжался - прошлой зимой появилась эта фигура, и я начал с ней работать. Буквально этой весной закончил, не завершил полностью - масса моментов технических. Вечная тема, которая всегда присутствует с человеком: добро и зло. Никуда от этого не денешься, оно всегда с нами. Утром встал, и она с нами – с ним уже надо бороться. Здесь змей уже как зло. Если там, змей – дух, который должен находиться в этом месте, здесь змей другой совсем.

- Совсем другой.

- Пятнистый )))) Такое единоборство (поет петух )). Хотелось показать такое вот. В наше время, потому что зла много очень (петух). Я бы сказал, что это автопортрет даже. Постоянно приходится бороться с этим. Сатана он все время рядом, толкает тебя, толкает: сделай вот так, сделай вот так (петух). Поэтому приходится с этим вот как-то … А творчество помогает. Творчески я сделал это …, и как-то …

- … прояснилось.

- Да, прояснилось, и полегче стало, и почище сам, может, стал. Этот процесс он фальши не терпит ни в коем случае.

- Руслан, а вот дерево …Если Вы сказали, что дерево- ровесник египетским пирамидам, то это задолго-задолго до Христа - вроде, вечное дерево. И неизвестно, сколько оно еще было Дерево помогает, или диктует, или непонятно?

- Ну вообще-то говорить о датах?! ))))

- Руслан, Вам помогает, если это – вечная структура? Вот Вы работаете со структурой, которая была всегда.

- Да, естественно. Здесь ведь пещеры кругом. Был такой период, когда мы с другом все время лазили по этим пещерам и однажды мы нашли пещеру, где нога человека еще не ступала. И в этой пещере были горы костей пещерного медведя. И вот это ощущение соприкосновения с древним.

- В музее. Я Олега завела в наш Ново-Афонский - там ведь тоже кости древних медведя и акулы.

- Ощущение процесса времени. Но его как-то надо через себя пропустить, понимаете. Просто так оставить где-то рядом нельзя.

 

Творческий процесс он ведь, как-то магический процесс. Согласны?

- Магический, согласна.

-  Художники чувствуют время, понимаете. Вот что может  произойти завтра, послезавтра. Бывает, чувствуешь приближение войны, стрессов всяких. Эта работа появилась до всех моих личных проблем. Понимаете, ДО? Ну и, наверное, это было связано с какими-то переживаниями. Видите, эта цепь закрутила шею. Закрутила в борьбу: останешься  ты жить на этом свете или не останешься.

- Но все равно, несмотря на цепь, голова – живая. Живая, и она дышит.  Есть проблемы, с ними работаешь.

- Да.

- И здесь уже есть выход. И уже рука, которая держит.

- Главное, что в процессе этой работы эти проблемы могут уйти.

- Причем они уходят ведь в никуда.

- У всех ведь есть свои личные. Вот и у Вас и у Олега и у Айнара даже, всякие жизненные перипетии.

- Вы сказали, что работа уже была готова. То есть Вы создали структуру до проблем в жизни. Вы вышли из проблем, которых еще не было, а выход уже Вы создали.

- Вот такие вот мысли. Очень интересно все это.

- Очень интересно, да.

- Тоже этапная работа. Шелковица - тута. Между прочим, хорошая фактура, очень живая. Сейчас я делаю одну скульптуру – дерево просто фантастика. Со временем приобретает плотность такую. Со временем начинает стареть, плотнеть.

- Ваша предыдущая работа, я не буду давать свое/чужое названия. Что за дерево (голова с цепью)?

Красное дерево.

- Тоже красное дерево – но ведь она светлая.

- Разная структура. Есть внутренняя структура, а есть наружная, обзорная, так называемая. Поэтому вот эти контрасты.

- Вы со структурами работаете.

- Я их использую. Иногда я ими питаюсь.

- Мне интересно знаете что. Вот эта часть – открытый лоб.  Пространство … то ли мысли уже оформившейся, то ли – открытый приемник. И закрытый рот.

- На самом деле, эти работы настолько старые …. Я их так давно уже делал …

- А что хотите показать?

- Есть некоторые, которые как печать …

- Вот эта?

 

- Да, вот эта, например. Совершенно уникальная техника. Видите?

- Вижу.

- А там нет телесных объектов. Это анти-контур.

- Я не знаю, читали ли Вы Мулдашева. Сегодня всю дорогу думала – мне по пути встречались линзы, к примеру. Что такое линза? Я не хочу сейчас показывать, но море или Ваше зеркало – линза.

Это и орел и след душ – ведь это же антиконтур. Это же не телесность: телесность имеет бренное начало - уходит, растворяется.

- Согласна, условно.

- Да. А это дух: он – контур. Вот этот контур и есть самое начало. След иного.

 

- Здесь мне показалось солярное начало.

- Ну да, тотем. Есть некоторые работы  – гимн. Гимн.

- По стилистике выдержана традиция.

- Я планировал ее делать на фасаде своего дома.

-  Часто подобные мотивы на памятниках, над окнами.

- Гимн часто встречается на фасадах домов.

- Мне знак показался интересным.

- Тотемные знаки. Я их использую, потому что они постоянно присутствуют. Ведь у абхазов с письменностью были проблемы. По одним исследованиям, письменность бьла, по другим - не было. Но тотемные знаки всегда присутствовали. Клеймили лошадей, родовые танги делали, родники и так далее. Поэтому такая письменность, я сказал бы, неофициальная.

 

-  Это то, о чем мы с Вами говорили.

- Я ее повторил. На этом месте была другая работа - «Неожиданная встреча». Живопись, маленькая – она у меня висит внути мастерской. Лес, глухой, светит луна; вдруг путник, который бродит по этому глухому лесу, натыкается на волчицу, которая только что ощенилась. Понимаете? И вот в этот момент он на нее набрел. Набрел, а волчица не в силах, понимаете, проявить агрессию, а защищает своих маленьких детей не агрессией, а чем-то выше, спокойнее, .

(Мой комментарий: холст в центре попробуйте увеличить у себя на компьютере. Если увеличу я, получится слишком крупный файл, который не загрузится).

-Ну и вот такая вот встреча произошла. Фигура настолько была динамичная, случайно она у меня получилась, что я ее решил сделать в рельефе. Это не рельеф, а горельеф, я сказал бы … Может быть, она на сегодняшний день имеет смысл

- Мне, знаете, что показалось в работе, которая теперь  встала в нишу? Человек получает силу, подпитку, энергию от земли, от корней своих. А от неба … ???  Голова ведь поникла, шея согнута. Фонарь в руке, но спина согнута, фигура сломана. А выход вот он, совсем рядом. Ведь ниша – на улице, в открытом пространстве. Только посмотри, попробуй, сойди со своей колеи.

- Все наши цивилизации куда-то бредут. А куда бредут? Очень трудно сказать, куда мы выйдем со всеми проблемами. Которые у нас всех, русских, у абхазов и у грузин и у европейцев и у американцев. Проблемы. Что будет с нами всеми через сто – через двести лет?  Никто не знает. Поэтому это как раз раздумье над этим путем.

 

Про эту работу: философ. - старая работа. Мы учились в Академии при советской власти. Обществоведение, научный коммунизм, при Брежневе еще.  Не были диссидентами, но хотелось вырваться. Показать ...

Инопланетянин. Пока сидит в фонтане один, в окружении цветочных ваз. Но скоро появится новая композиция. Руслан рассказал, какую именно видит сейчас.

А потом мы пошли в кафе перекусить. И там танцевали девчонки. Каникулы!  

 

Фото снимала в мастерской Руслана.

Комментировать Всего 10 комментариев
Художники, они чувствуют время, понимаете...

Здорово. Человек очень интересный. Мне особенно понравилось то, что в саду, в камнях...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Ольга Сушкова, Наташа Вольпина

Да, интересный. Натуль, его надо бы "попродавать" :-))) Нет мыслей по этому поводу?

Работы хорошо вписываются в интерьер: небольшие, дерево (живой материал), светлые по настроению. Мягко живут: привлекают к себе внимание - понятно, что не любитель (гости спрашивают, кто это??? :-))) - но не "кричат", не оттягивают на себя.

Мысли насчет "попродавать" такие: самое простое - это выставить работы на http://www.amazon.com/  и http://www.ebay.com/ - самые раскрученные площадки и без каких-либо затрат:)

Нет, Наташенька - это совершенно не тот случай. Так  больших художников не предлагают и не продают  - даже в наши времена :-)))))  Их должны очень сильно захотеть не "купить", а жить с работами - это другой алгоритм маркетинга.  Прости, что тебе голову чуть поморочила.

Тогда нужно искать специалистов-галерейщиков:))) Они будут о нем рассказывать "там, где нужно" и выставлять работы "там, где есть потенциальный клиент".  Помню, в Голландии выставляли работы одного (ныне очень популярного художника) в ресторанах де люкс - и их можно было приобрести сразу (плюс брошюра, плюс сайт). Голландия маленькая, он стал узнаваем буквально за пару лет. Вообще-то, это серьезная работа, ты права - особый алгоритм маркетинга.

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Натуль, если ты читала мой профайл, то знаешь, что я профессионально занималась выставками многие годы по линии Минкульта. Две галереи: в Хельсинки и Лондоне в 1990е. Так что ... :-)

Я живу в кооперативе художников. :-) С Русланом НЕ тот случай. Вот я и рассказываю (потенциальный клиент есть и на СНОБе и вне СНОБа). Он УЖЕ давно знаменит. В ресторанах и в Москве выставляют (я тоже: знакомых художников - в ресторанах знакомых), и  под концерты выставляем. И выставки одного дня есть. Разные формы. Все это не для Руслана. :-) Работа серьезная = ничего особенного. Спасибо за реакцию.  :-)

Эту реплику поддерживают: Наталья Спихт

СПАСИБО!

Да ладно, Володя :-) Приезжай скорее обратно и новой  музыки тебе :-)

Спасибо за все

Помнится, ещё при социялизме, годах в семидесятых, я видел выставку какого-то абхазского скульптора, работавшего почти исключительно в самшите... До сих пор помню...

Эту реплику поддерживают: Наташа Вольпина

Скульпторы абхазские с очень сильной школой -- академической.   Скорее всего, выставка была либо Гиви Смыра (он у меня на Facebook), либо Руслана.

Имейте в виду, работы продаются. Вполне вписываются в интерьер - бывают дивные произведения, которые живут исключительно сами по себе, бывают музейные - а работы Руслана иного "характера": камерные и "живут" в доме, в квартире, в офисе) (при всей их глубине и философском взгляде на мир).

И дерево выбирает не просто так, а каждая скульптура живет в своем дереве (иногда брус ждет своего часа превратиться в скульптуру по несколько лет - иногда и в лесу ждет своего часа несколько веков - буквально. ,  Руслан сам выбирает в лесу фрагменты дерева - это делают совсем не все скульпторы. У него и дивные каменные работы - тоже из местного камня и тоже камни со своей историей и "своим временем превратиться в скульптуру".