Все записи
20:15  /  29.09.20

660просмотров

И еще раз об инклюзию

+T -
Поделиться:

Об которую все разбивали (друг другу) виртуальные лбы весь прошлый месяц.

Почему-то, когда мы говорим об инклюзии в школе, речь всегда идет про образовательный процесс и детский коллектив. Мы бесконечно спорим на тему "а нужно ли это ребенку, а нужно ли это другим детям". Хотя на самом деле это же собственно разговор технический: как это сделать, можно ли, как можно, что для этого нужно.

Я предлагаю на минуточку сместить фокус вашего внимания.

На родителей.

Во время первого карантина многие, не зная этого, оказались на время на месте родителя ребенка с инвалидностью.

Это когда школы и детские сады уже закрыли, а некоторые сферы найма взрослого персонала продолжали работать. Возник резонный вопрос, куда деть детей?

Люди писали возмущенные посты, посылали в далекую лесную даль градоначальников, иных начальников  — которым в голову не пришло, как взрослым решать эту задачку, не имеющую решения. Когда мама, например, которая одна растит детей, должна идти работать, а детский сад — закрыт.

Так вот, дорогие мои, родители детей с инвалидностью, особенно с психическими и интеллектуальными нарушениями, множественными нарушениями — живут в этой невозможности всегда.

И когда вы пишите, что вашим детям не надо тут всяких колченогих видеть, что для таких есть отдельные спецшколы со специально обученным персоналом (для многих из диагнозов это конечно звучит смешно), вы видимо совсем не знаете, что вот эти школы-интернаты — чаще всего одна на город, а иногда одна на регион (а некоторые даже и не в каждом).

И вы догадываетесь, наверное, что рядом с домом невозможно выстроить по спецшколе для каждого диагноза.

То есть если у вас родился ребенок с серьезными нарушениями, то вам нужно иметь возможность его отдать в детский сад или школу не только для того чтобы он развивался, учился, видел других детей, мир, а тупо, чтобы выйти на работу и не выживать на довольно жалкие подачки от государства (которые может быть и щедрые, например, в Москве, но все равно не позволят вам выживать, не работая, с ребенком с инвалидностью, а во многих регионах и вовсе мышкины слезы).

А если ваша профильная школа-интернат не рядом с домом (а это почти всегда так), если ваш ребенок с сочетанными нарушениями, то для некоторых регионов это и вовсе 500-700 км или соседний регион. А значит, вы или отдаете своего ребенка в детский дом, в интернат, если повезет, на пятидневку (в детских домах-интернатах системы соцзащиты пятидневки нет по уставу почти нигде), либо он всегда дома с вами  — и вы не можете выйти на работу.

Почему мы не говорим об этой дискриминации взрослых? Отсутствие инклюзивного пространства в доступной для всех, шаговой близости — это не только дискриминация детей, но, прежде всего, дискриминация их родителей. Которые не могут нормально выйти на работу. Не могут побыть одни, заняться собой, отдохнуть. Потому что ни один детский сад, ни одна школа рядом не возьмет их ребенка, а сдавать его на круглосуточную жизнь в интернат или на пятидневку в школу-интернат, они не готовы.

Не все, знаете ли, могут себе няню на полный рабочий день позволить.

На самом деле, нет никакого другого решения.

Нельзя придумать как еще решить эту проблему, кроме как сделать дошкольный и школьный присмотр (и, конечно же, там же учебу и развитие) доступными всем рядом с местом проживания.

А это значит, на базе обычных детских садов и школ, см. выше, так как вы по спецшколе под каждую нозологию доступные везде не построите. Будь вы самый упертый фанат дискриминации и раздельного обучения, это экономически и организационно невозможно, строить дублирующие школы в каждом районе для потенциального одного или двух детей —абсурд. Инфраструктура детских садов и школ уже есть и заточена под эти задачи: присмотр+образование для детей.

Посмотрите статистику, сколько у нас детей с инвалидностью на надомном, семейном, заочном образовании. Вот ровно поэтому. Это не выбор их родителей - а отсутствие вариантов.

Так что надо перестать дискриминировать детей и их взрослых. Надо честно признать проблему — и рассуждать только в формате как — как сделать это правильно, без дискомфорта для всех, какие нужны дополнительные ресурсы, какие есть технологии и т.п.

Оригинал