Все записи
00:24  /  25.07.17

2277просмотров

"Матильда" Учителя как зеркало русской эволюции

+T -
Поделиться:

    Давненько я здесь ничего не писал, да и новый фильм Учителя мне уже не интересен. Но неутихающий хайп по поводу него вызывает у меня некое чувство дискомфорта, граничащего со стыдом за многих наших сограждан. Главным образом бестолковостью всех дискуссий и оголтелостью некоторых как-бы православных.    Казалось бы, председатель ОВЦС митрополит Илларион, один из очень немногих, видевших фильм, уже дал свою, достаточно нелицеприятную, но корректную и взвешенную оценку. Но это не останавливает считающими себя православными активистов в призывах кар прокурорских на голову режиссера. Да и ответная реакция как-то не слишком аргументирована. Поэтому я хочу дать только небольшую справку по теме, касающейся поведения верующих мирян в таких случаях и по поводу святости Николая Второго. Исключительно потому, что никаких разъяснений от священнослужителей я не видел.Надеюсь, это может быть полезно и православным, и не верующим, и всем интересующимся.

    Дабы не ходить в чужой монастырь со своим уставом, и памятуя о том что, что документы Трулльского собора являются действительно очень важным источником ВНУТРЕННЕГО церковного права, и в уголовном (!) деле PussyRiot даже цитировались прокурором (! ), приведу выдержку из его материалов :

"Правило 64 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора.

Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12:27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним; сей да будет ухом, а тот языком; сей рукою, а другий иным чем либо; сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею? почто делаешися главою, будучи ногою? почто покушаешься военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов? И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5:1); не распростирайся убог сый с богатым (Притч. 23:4); не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго. (Трул. 33; VII Всел. 14; Лаод. 15)."

    Отсюда явно следует, что мирянам, каковыми являются и прокурор Полонская, и иже с ней, негоже учить народ поперек пастырей и архиереев, становиться "пастырем, будучи овцею и делаться главою, будучи ногою", за что им полагается сорокодневное отлучение от "общения церковнаго". И дуростью своею показною они оскорбляют и уничижают всю православную церковь.

    Несколько слов о Николае Втором. У многих людей есть вопросы: - А как же быть с кровавым воскресеньем, с Ленскими расстрелами, с решением втянуть Россию в совершенно не нужную ей Первую мировую, ввергшую ее в конце концов в пучину революции, наконец с отречением от трона в самый тяжелый для России момент, при том что победа в войне была так близка ? Не все способны так быстро, по щелчку пальцев, менять свои взгляды на историю страны. И столько раз, сколько надо.

   Но я даже не об этом. Поскольку мы постоянно слышим, что убиенный царь был святым, краткая справка по этому поводу. В православии обычно выделяют десять или более чинов святости и 18 ликов святости. Среди святых есть и апостолы, и пророки, и юродивые. Но почитание их отлично и зависит от земного подвига. Николай Второй и его семья канонизированы Архиерейским собором РПЦ как страстотерпцы.Несколько цитат :

"Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов».

"Кратко подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих (Заповеди Иисуса Христа и Заповеди Закона Божьего), в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры"

  "Лица, принявшие мученическую кончину не за веру, возможно даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора). Почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам."

Хорошо бы знать и об обстоятельствах канонизации царя и его семьи, о многочисленных спорах, о неоднозначности отнесения царя и семьи к чину мучеников и новомучеников земли русской, о решении синодальной комиссии, на основе которого Архиерейским собором была произведена канонизация:

"Комиссия отмечает, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нём."

   Надо знать и о частном мнении митрополита  Нижегородского Николая (Кутепова): «когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шёл царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит»

   И просто повторять - святой, святой - это демонстрировать свою малограмотность в вопросах веры православной. Тем более что в периоде его жизни до ареста, и тем более в ранней юности, о которой снят фильм, даже РПЦ не находит признаков святости. А неверующие и даже верующие миряне при желании могут придерживаться позиции митрополита Николая (Кутепова).

  Т.е. не нравится мне эволюция общества в сторону, когда малограмотные, при всех дипломах, граждане, прикрываясь своей как-бы верой и как-бы любовью к отечеству, выдают свои личные предрассудки, заблуждения и предпочтения за некое общенациональное духовное достояние, призывая на головы всех не согласных с их глупостью кары не небесные, но силовых структур.

Комментировать Всего 2 комментария

Серёжа, спасибо за труд! Отлично всё (вот прям всё!) по полочкам разложил - аргументированно. 

На здоровье, а труд невелик )