В Москве завершился 3-й фестиваль современного танца «Context. Diana Vishneva». Как-то незаметно и вполне уютно обосновавшись  в неуютном ноябре, он стал неотъемлемой частью московской культурной жизни. За пять дней, наполненных мастер-классами, кинопоказами, лекциями и другими мероприятиями, зрители познакомились с танцевальными компаниями, которые никогда не бывали в России, и увидели несколько премьерных спектаклей.

Фестиваль начался с выступления  одной  из старейших трупп современного танца Европы, работающей в стиле неоклассики,  Нидерландской компании Introdans. Назвав свою программу «Голландские мастера»,  труппа показала работу национального классика Ханса ван Манена «Andante»,  новую постановку Нильса Кристи «Cantus» и работу молодого хореографа Бена Холдера «Daylight».

Великолепное убранство Оперы Гарнье побудило ван Манена создать «Andante» (1991),  как современную версию классического менуэта. Эта 9-ти минутная балетная миниатюра –один из самых прославленных  «балетов  для двоих», пронизанных академизмом, элегантностью и эротикой. Тема взаимоотношений мужчины и женщины, благодатная и коварная одновременно, раскрывается ван Маненом, не многословно, но выразительно. По настроению миниатюра не лишена тонкого юмора: негодующей, жаждущей интрижки, партнер и, очень серьезная, в своих академических па, партнерша. Балет оставляет приятное впечатление добротной работы как хореографа, так и танцовщиков.

Andante

«Daylight» (2007) хореографа Бена Холдера, а ныне креативного  копирайтера одной из рекламных компаний, как нельзя лучше подошел московской погоде, которая, похоже, напрочь позабыла про солнце. Очень жизнерадостный, многоцветный и теплый, он поднимает настроение и заряжает позитивными эмоциями, что полностью соответствует изначальному замыслу хореографа. Бен Холдер создал картину счастливого дня цветом, музыкой,  костюмами, но не хореографией. После 15 минут попурри из чуть-чуть фольклора, чуть-чуть балета, и чуть-чуть еще чего-то, осталось ощущение, что самого главного увидеть так и не удалось. И только высокопрофессиональный танец исполнителей немного сгладил ощущение обмана, которое убедительно доминировало к окончанию танцевальной зарисовки.

Daylight

Оправдывая звание «музыкального» хореографа, Нильс Кристи, бывший ведущий танцовщик NDT, а с 1981 года постоянно создающий работы для труппы, в премьерном спектакле «Cantus» (2015), следует своей основной заповеди:  музыка – это то, с чего начинается танец. Балет на музыку Арво Пярта был создан специально для Introdance, что  было отправной точкой в работе. Как говорит сам хореограф, для прыжков в высоту, поз, требующих гибких тел, быстрого темпа, « мы должны, конечно, использовать самые красивые ноги в Нидерландах».  И не только ноги: танцовщики все без исключения показали безукоризненную технику исполнения, легкость парения в прыжках,  поддержках, вращениях, пластичность и, танцевальность. В балете заняты 12 исполнителей. За 30 минут представления каждый получает возможность выступить в соло или дуэте. Быстрый темп, синхронность движений в групповых танцах несут импульс жизненной энергии, которая передается зрителям. Экспрессивная работа рук, небольшие акробатические элементы, последовательные повторы одного движения, как правило,  тремя танцовщиками, создающие впечатление волны – все это характерно для хореографического стиля Кристи. Балет производит эффект яркой вспышки, которая хоть и мимолетна, но  ослепительна.

Cantus

Вечер закончился премьерой Дианы Вишневой в балете Ханса ван Манена «Live» (1976), поставленного на музыку Листа. В основе этого одноактного спектакля лежит эпизод из личной жизни танцовщицы труппы, которая расстается со своим молодым человеком. Хореограф, случайно узнав об этом, создал мини-балет, на любимую им тему «он и она». Хореография в этих балетах-миниатюрах лаконична, но диалоги героев построены таким образом, что в танце хорошо чувствуется характер их отношений: страсть, шутка, ссора, разрыв. Актерская составляющая играет так же важную роль. Показанный на открытии (и закрытии) балет «Live» начинается с дуэта танцовщицы, Дианы Вишневой, и оператора. Балерина танцует и все ее движения проецируются на экран. Вдруг, замечая проходящего мимо мужчину, она следует за ним, покидая вначале сцену, а потом и зал. Далее представление продолжается уже по ту сторону видимого зрителю пространства. После недолгого дуэта, напряженного расставания с партнером, балерина возвращается. Следует флэшбэк. А затем Вишнева  покидает зал, театр и растворяется в мерцающих огнях сада «Аквариум». Опуская обсуждение того, на сколько интересен был прием с камерой, к которому ван Манен прибегнул еще в 1976 году, история, бесспорно, полна драматизма и «рассказать» ее для любой балерины – это не просто станцевать, но и прожить на сцене кусочек жизни.  Диана этого сделать не захотела. Балерина была сосредоточена на себе так явно, что просто переиграла саму себя. Балета-откровения не получилось. А жаль. 

Live

                                                                продолжение следует

фото предоставлены оргкомитетом фестиваля