Вчера Сбербанк уволил эксперта по социальным медиа Екатерину Лобанову за (не)смешной твит. Хочется сказать пару слов в ее защиту.

Последние несколько лет Сбербанк пытается быть брендом с человеческим лицом: публикует красивые стратегии, внедряет lean-систему, декларирует превращение в сервисную компанию итд. Но если уж вы банк с человеческим лицом, то не забывайте, что людям свойственно ошибаться. Однако в России есть негласный культ непрощения. Если теракт, то министра надо уволить. Если твит не похож на рерайт пресс-релиза или корпоративного документа, то надо расформировать весь отдел. К чему тогда все эти консультанты McKinsey и все их Six Sigma?

Потом не вы ли, дорогие эксперты, твердите нами уже десятилетие, что пришло время funky бизнеса? Что пора, дескать, быть фиолетовой коровой. Что твиттер не должен быть трансляцией корпоративных новостей, а местом для дискуссий с вашей аудиторией. Вот интересно получилось: медиа, которые должны были стать интструментом общения между компанией и ее клиентами, стали некой автокоммуникацией. Такое ощущение, что многие корпоративные аккаунты заводятся и наполняются контентом для руководства организации. И во всем этом есть какая-то двуличность: мы — те, кто создаем эти аккаунты — читаем Коллинза, Питерса, этих Нордстрема и Риддерстрале, а подчас пишем такие тексты, что самим тошно.

И наконец, почему мы восхищаемся провокационной рекламой западных брендов: почему нас тешит fuck от Bently или развязные пенсионеры от Virgin? А когда публикуется твит на грани фола, то все считают его оскорблением.

А что нужно сделать сотруднику, чтобы его уволили на западе? Например, написать такое на корпоративном твиттер-аккаунте Chrysler: I find it ironic that Detroit is known as the #motorcity and yet no one here knows how to fucking drive.