Анатомия музыкального слуха

Как мы слышим музыку? Почему одни сочетания звуков нам нравятся, а другие – нет? Как биологи и математики объясняют индивидуальный музыкальный вкус или музыкальные предпочтения, свойственные целой эпохе? Бывает ли слух «хорошим» и «плохим» и отличается ли слуховой аппарат человека с «абсолютным» слухом?

 

В лекции примут участи музыканты из Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Состав: Филипп Нодель (барочный гобой), Павел Загребаев (барочный гобой), Андрей Шамиданов (барочный фагот) и Юлия Кузнецова (клавесин).

Ссылка на лекцию

План лекции:

Лекция «Анатомия музыкального слуха» в Политехническом музее 31го января 2013г. План.

 

Общий план:

  • Слайды и слова, перемежающиеся очень краткими музыкальными примерами. 60-70 мин. Насретдинов. «L’espirit du Vent»
  • Полноценные музыкальные произведения. 20-30 мин. «L’espirit du Vent»
  • Краткие комментарии к музыкальным произведениям. 10 мин. Филипп Нодель.
  • Ответы на вопросы аудитории. Алексей Насретдинов, Филипп Нодель.
  • Игра на бис, неформальное общение со слушателями, вынос инструментов, поедание ананасов и пр.
  •  

    Детальный план:

     0. Звук – продольная волна. Параметры звука: длина волны, частота, амплитуда, интенсивность. Единицы измерения.

  • Гармонические ряды. Сложный и простой тон.
  • Гармоники и обертоны. Тембр.
  • Связь объективных и субъективных характеристик звука. Интенсивность-громкость, частота-высота.
  • Нелинейность работы слуховой системы. Следствие нелинейности – субъективные гармоники, разностные тоны, набегание волн и пр.
  • Иллюстрация – сильный низкий звук (ниже 30-50Гц, субъективные тоны), два звука - разностные тоны

     6. Кратко – строение внешнего, среднего и внутреннего уха.

    7.  Базилярная мембрана, Кортиев орган. Прямое Фурье преобразование звука.

    8. Определение высоты звука. Теория места и временная теория.

    9. Феномен пропущенной фундаментальной.

    10. Влияние тембра звука на определение высоты тона, «расщепление тона» (горловое пение).

    Иллюстрация – пропущенные средние частоты, расщепление тона.

     

    11. Влияние центрального процессора на определение высоты тона, шаблоны,  образы, гештальт-психология.

    12. Нелинейные фазы звука, динамические матрицы, тембр 

    13. Акустическое обоснование консонансов и диссонансов.

    14. Критические полосы, совершенные и несовершенные консонансы и диссонансы.

    15. Абсолютный музыкальный слух. Точность, распространенность, привязка к тембру и ладу. 12 нот, 22 и тд.

    16. Относительный слух. Точность, применимость к различным строям.

    Иллюстрация – чистые терции, натуральная септима, чистые квинты, кварты.

     

    17. Тембральный или интонационный слух. Тембр музыкальных инструментов и звуков речи. Важность для мотивации детей.

    18. Чувство ритма.

    19. Цветной слух. Архитектонический, мелодический и др. вида. Фонематический слух – основа распознавания звуков речи и некоторой муз. Фактуры (“all the road”)

    20. Наследование и развитие музыкального слуха.

    21. Кратко о музыкальных строях. Индия, Пифагор, Китай. Развитие музыкальных строев: арабы, средние века, ренессанс, РТС12 и т.п.

    22. Заключение.

    23. Прослушивание музыки, игра на бис, подбрасывание чепчиков.

    Слайды, картинки