Пост этот я пишу, скорее, для себя самого, чтобы не забыть.

Вчера я посетил очередное заседание Клуба концептуальных аналитиков, куда замечательный ученый и преподаватель Андрей Теслинов приглашает своих знакомых и не очень знакомых людей, интересных членам клуба и которым было бы интересно пообсуждать их теории с членами клуба.Как правило, все это происходит следующим образом:

1. Теслинов представляет гостя и напоминает о подходах, которые следует, стоит, возможно (в рамках этой методологии) применить при решении задачек, которые предложит гость.

2. Гость рассказывает о своей предметной области

3. Гость ставит задачку из своей предметной области перед 4мя группами концептуальных аналитиков

4. Группы решают задачку и рисуют свои варианты решений на плакатиках. По-очереди защищают свои подходы.

5. Гость оценивает решения задачки, участвует в обсуждении.

6. Теслинов подводит итоги встречи, оценивает качественность применения подхода концептуальной аналитики при решении задачки с точки зрения методологии и методик. Происходит рефлексия.

Вот такое скучное времяпровождение. С точностью до нюансов.Люди то приходят удивительные и часто совершенно невозможные (казалось бы) в текущем времени и месте! В частности, мы слушали и обсуждали выступление прекрасного Михаила Аркадьева. Он сам по себе - уникум, в прямом смысле этого слова. И живое общение с ним - роскошь.

Вот и в этот раз Андрей Теслинов пригласил в гости своего давнего знакомого, ученика крупногоиученого, академика Спартака Никанорова, Александра Ивановича Малахова.Александр Иванович преподает в МФТИ собственно концептуальный анализ и выглядит как типичный профессор - серый пиджак, строгое, сосредоточенное лицо. Выверенные, суховатые формулировки, определенная дистанция между лектором и слушателями.

Но, Боже, сколько же обаяния, живой жизни, глубины, самокритичности, самоиронии, саморефлекии (в хорошем смысле) открылось в нем после четырехчасового общения! Такие люди - редкость не только в России сейчас в наше время, а вообще - большая редкость! И большая удача с ними общаться!

Обсуждали мы ни много ни мало альтернативный подход модели бытия к так называемому "наивному натурализму", на базе которого строилась и до сих пор строится система познания, в том числе естественнонаучного способа изучения мира.

Вот кратко основные аспекты модели бытия "наивного натурализма":

:1. Мир состоит ИЗ! Из чего-то. И эти что-то - независимы, раздельны, хоть и находятся в отношениях.

2. Способ - Существование. То есть эти элементы где-то и как-то Существуют.

3. В этой модели не присутствует в явном виде История.

4. Сложности с Причинно-Следственной связью. Статичность модели.

Как утверждает автор, основной недостаток этого подхода - не учитывание принципиальной категории Развития. То есть элементы не Существуют, а находятся в состоянии Развития. При этом, собственно говоря, этих элементов вообще не существует, они рождаются лишь как элементы Модели, которая создается в голове Человека, который сам находится в состоянии непрерывного Развития.

Казалось бы - каша, чистая теория, невозможно применить на практике.Но невозможно кому? 99,7% людей. А он может. И применяет и применял, в основном по заказам серьезных гос структур, когда они еще были.

Из всех теорий развития, на которых останавливался лектор, мне ближе всего на данный момент была концепция Льва Выготского о связи сознания и речи. Я имею редкую возможность наблюдать как из маленького животного, щенка, произрастает человек. Как формируется его язык, возникает разделение Я-Не Я, формируются модели восприятия мира, как они меняются, появляются этические нормы, появляется воля и как изменяется процесс согласования индивидуальной воли с микро и макросоциумами.

Аналогичные этапам развития ребенка и человека в целом проходят и этапы развития более крупных живых организмов: семьи, корпорации, страны. Меняются в процессе развития модели восприятия, модели волеизъявления и согласования своей воли с волей других и этическими и другими нормами и ограничениями. Очень динамичный процесс.

Об отношениях Объект-Субъект в рамках этого и других подходов я говорить здесь не буду, это слишком далеко нас уведет, можно интересующимся порекомендовать почитать что-нибудь.

Множество идей.

Идея "скольжения по поверхности" сформированному ранее миру, построенному на идеях "наивного натурализма". Мир настолько быстро меняется за одну человеческую жизнь, что сейчас востребованы более не интеллект, не глубокие знания, а способность к развитию, для многих - адаптивные способности.

Отличная фраза: Куда податься бедному еврею, если он хорошо отрефлексирован? :)

Вероятно, многие читали Освальда Шпенглера "Закат Европы". Но я, увы, не читал. А зря.В список книг Стаса Жицкого включу и эту книгу.

О чем этот спич?

Да ни о чем, как всегда.

Общение с людьми часто доставляет истинное удовольствие!