Все записи
19:08  /  13.04.19

2583просмотра

Изабелла Глаз и много личного

+T -
Поделиться:

У меня никогда не было ценностей.

То ли память предков диктовала мне правила жизни, то ли собственный опыт, но я не приобретала дорогостоящих предметов, тех, которые жаль потерять, трудно восстановить или невозможно быстро вынести из квартиры в случае пожара, урагана или землетрясения. В экстренной ситуации я была готова схватить папку с документами и пару флешек с фотографиями. Остальное можно без труда приобрести по новой, когда стихия уляжется.

Так было много лет.

Но с недавних пор ситуация изменилась.

У меня появились ценности.

Произведения искусства.

А именно — картины.

А именно — оригиналы!

А ведь я всегда полагала, что картины — это роскошь, и ее могут позволить себе люди, у которых уже есть все, а картины — это вишенка на торте. А я — всего лишь эмигрант в первом поколении. У меня включена программа “выжить и рассчитать ресурсы, чтобы подросшим детям было легче”.

Поэтому на художественные выставки я обычно ходила, чтобы приобщиться к прекрасному и дать пищу воображению, а вовсе не для того, чтобы что-нибудь приобрести.    

Но когда видишь на картине свой внутренний мир, отражение своих ощущений, то начинаешь думать, что она была для тебя и написана. А раз так, то не приобрести ее  — значит, оскорбить мироздание, которое для тебя же старалось.

И уж не знаю, сама ли я доросла до этого понимания или сила искусства перевернула мое представление о ценностях. Это случилось два года назад на выставке в  MoRA , куда я отправилась с семьей и друзьями.  

Разбрелись по залам. А когда встретились и поделились впечатлениями, то оказалось, что всем нам работы одной художницы понравились больше остальных. Это показалось странным — выставка была богатой, а мы очень разные люди, с разными вкусами и предпочтениями — еще не было такого, чтобы мы в чем-то вот так вот совпали.

У меня получилось так. 

 К этому моменту я только закончила роман — я писала его семь лет. Туда вошли мои мысли, переживания, эмоции и фантазии за все это время. И я, хотя и исчерпала свои ресурсы, зато создала нечто важное, серьезное, интересное и даже волшебное. И тут я увидела две картины, точно отражающие мое состояние.

Во время работы над романом  я неслась, как эта велосипедистка. А теперь стою голая, растрепанная и слегка офигевшая, но зато счастливая и с яйцом, да не простым, а золотым.

Уйти от этих картин было невозможно. И выбрать одну из них — тоже не получилось.

Мне кажется, о понравившихся произведениях искусства можно думать либо: “Круто, не мог оторваться, но сразу забыл”,  либо “Из головы не выходит, будто стало частью тебя”. Оба варианта — ценны. Первый — доставляет мгновенное удовольствие, вырывает тебя из повседневности. Во втором —  диалог продолжается — и именно так работают для меня картины Изабеллы Глаз. Поэтому и "Велосипедистка" и "Девушка с золотым яйцом" — теперь живут у меня. Они — нескончаемый источник доброй энергии и вдохновения. Они напоминают мне о радости работы над книгой и о том, что я — все-таки обладательница золотого яйца, что бы там ни было, а раз так, то мелкие неудачи и разочарования не имеют значения. 

На той же выставке подруга неожиданно для себя приобрела "Lucky fish" — картина тоже стала первой в ее растущей коллекции. 

Увидев  "Lucky fish”, она сказала только, что это ее картина и — баста. Это — картина-история, картина-ситуация, картина-ребус. Можете попробовать разгадать.

После выставки я нашла сайт художницы и ее инстаграм, и, рассматривая картины, просто тонула в сюжетах, цветовых сочетаниях и волшебстве.

На сайте я увидела «Чай на двоих» 

Я все смотрела на картину, смотрела и думала, что господин этот – серьезный и надежный, хоть и несколько старомодный, как этот чайник. Но все же горяч, содержателен и романтичен. А она – чашечка непростая, из дорогого сервиза, тонкая и хрупкая. Вот так я смотрела, смотрела, и все любовалась – и легкостью штор, и блеском чайника, и паром, поднимающимся над чашкой. И  замечала грусть и сумасшедшинку в ее глазах – уже осень, но еще многое не поздно, хотя он ее, пожалуй, никуда не отпустит. Смотрела, смотрела, и вдруг поняла, что картину надо купить. Мысль о том, что моя картина будет принадлежать кому-то другому, была непереносима.

Но художница сказала, что картина не окончена. Пришлось ждать.

Окончательный вариант. 

Сахар добавил еще одно измерение. Сам подсластишь, если захочешь. А нет — пусть себе летит. 

Мне с ними очень хорошо. Тепло. С них начинается день и ими заканчивается — я повесила картину в спальне. Их лица меняются в зависимости от света. Когда солнце освещает противоположную стену и на них падает отблеск, кажется, будто к их дому подъехал кабриолет —  весь в огнях — и сейчас отвезет их на бал. В какой-то момент мне стало казаться, что картина слишком роскошна для обычной квартиры. Мы даже купили новую кровать, чтобы как-то ей соответствовать. На процесс сборки кровати люди с картины смотрели с недоумением. Мол, что вы там возитесь? “Что за нелепая суета?"

 Еще одна картина в нашей семье работы Изабеллы Глаз. Называется "Дама с собачкой", "The Lady and the dog", но мы между собой называем ее  "Стимпанковская женщина". 

Она абсолютно спокойна, уверена в себе и гармонична, несмотря на то, что состоит из разных частей и местами прозрачна.  И еще — она похожа на процесс творчества:  деталь отсюда, пружинка оттуда, несколько блоков воспоминаний — все скреплено логикой вперемешку с фантазией.

 А здесь наш биологический мир в виде яйца прорывается в ее привычный, стимпанковский. У нее появился ребенок и она пытается защитить его и себя от вторжения, прикрываясь зонтиком.

Возможно мы, сочинители, вот так бесцеремонно вторгаемся в мир героев и устанавливаем там свои правила.

Сейчас поймала на себя на мысли, что мои слова могут мешать восприятию картин — у каждого оно свое. Постараюсь ограничиться минимум слов. 

Картину “Time out” я восприняла так, будто время отрезает от нас кусочки. А подруга, которой сейчас принадлежит эта работа, объяснила, что ее таким образом отрезало от прошлого и она полетела в свободном пространстве. И продолжает балансировать и жить моментом — как на картине “Канатоходец”.

А что будет дальше — “Time will tell”. И тут, думаю, слова излишни.

 И тут. 

 А эту картину Изабеллы Глаз выбрала моя дочь.

 Она утверждает, что тут изображено сразу все. А плоды яичного дерева, удобряющие почву, напоминают, что все не зря, все происходящее имеет вечный и сакральный смысл. А мне, глядя на эту картину,  сразу хочется крикнуть: “Ух! Я все смогу! Мне все под силу! Ура!” 

На картине "Mystery of dice" дочери-математику нравится, что один из кубиков из Зазеркалья. 

А ее мужу фон картины и трамвай напоминают родной Питер и впечатления из далекого детства.

 Все, молчу. Лучше просто смотрите.

 Интересно получилось у моих друзей. На очередной выставке была представлена картина “Глазами кота”. 

 Художница уверяла, что ее кот знает и помнит все, что происходило в округе  за много веков —  у котов много жизней. Друзья хотели купить эту картину, но их кто-то опередил. А Изабелла Глаз не делает копий — ей это скучно. Тогда друзья заказали другую картину, в таком же стиле. Но уже глазами собаки. Их собаки. 

 

 А эта картина Изабеллы Глаз — подарок дорогих друзей и самой художницы.  

Благодаря этой картине я поняла свою суть. 

Этот арлекин похож на меня в детстве — просто одно лицо. И взгляд такой же. Меня всегда ругали за то, за се, я не делала то, чего от меня ждали, многим казалась странной, не от мира сего. Они просто не видели, что я — дитя-арлекин, который едет на единороге на свет луны. И суть моя — неизменна — я как ехала, так и еду. Так что простите.  Разница лишь в том, что у меня появились ценности. Теперь, в случае стихийного бедствия, помимо документов, я буду спасать картины Изабеллы Глаз.

В продолжении — интервью с художницей Изабеллой Глаз — о жизни, творчестве, мире искусства и эмиграции. Ее друзья и поклонники уже прислали свои вопросы. Если вы хотите о чем-нибудь спросить художницу — пишите  сюда.  Мы выберем самые интересные. 

Интервью, часть Первая

 Евгения Горац 

 

 

Комментировать Всего 10 комментариев

Людям нравится разное. Видимо, картины трогают что-то в нас, недоступное другими способами.

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая

Да, правда. Верно подметили, Сергей. 

Картины и мне понравились. Ваших толкований не оспариваю. Но все же считаю, что адекватное восприятие искусства, говоря по-ученому, внетезаурально, а по-простому, не связано с лично твоим жизненным опытом.

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Спасибо за комментарий, Борис.  Мои толкования не претендуют на истину, конечно. Но с чем же связано восприятие искусства?     

Кое-что о том я написал здесь Но окончательного ответа у меня нет. Ближе всего мне версия Юнга: произведению искусства в тебе отзывается совокупный опыт всего человечества, оформленный в архетипах. 

"Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь.      Такова тайна воздействия искусства. Творческий процесс, насколько мы вообще в состоянии проследить его, складывается из бессознательного одухотворения архетипа, из его развертывания и пластического оформления вплоть до завершенности произведения искусства. Художественное развертывание праобраза есть в определенном смысле его перевод на язык современности, после чего каждый получает возможность, так сказать, снова обрести доступ к глубочайшим источникам жизни, которые иначе остались бы для него за семью замками". 

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая, Михаил Аркадьев

Цитату из Юнга опубликуй в ФБ, спасибо, Боря! 

Боря , пожалуйста, сделай ссылку на свой блог активной. 

Большое спасибо, Борис. Есть над чем поразмышлять. 

Я задам этот вопрос Изабелле Глаз, пожалуй. Если она ответит, включу ответ в интервью. 

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин