Все записи
18:29  /  12.05.19

3439просмотров

"Прекрасный хаос, вырвавшийся наружу"

+T -
Поделиться:

 

Первая часть Изабелла Глаз и много личного

Вторая часть — История советского художника в Америке

Продолжение интервью с Изабеллой Глаз

Е: Изабелла, твои почитатели прислали много вопросов. Ответишь?  

И: Да, конечно

Е: “Согласны ли вы с утверждением, что ваши картины гиперсексуальны? Причем, безотносительно сюжета”.

И: Ой! Я погуглила, чтобы точно знать, что это такое. Гиперсексуа́льность (англ. hypersexuality) — повышенное половое влечение и связанная с этим половая активность.  Даже не знаю, как ответить. Гипер — это превышение предела, нормы. Думаю, что с таким утверждением не согласна. Но если картинки возбуждают, это замечательно. Мне иногда говорили на выставках: "Oh, sexy paintings!". По английски звучит как-то нормально, а по- русски странно. Но в любом случае, спасибо. Я очень тронута.

Е: “Какие эмоции вы хотите вызвать у зрителей своими картинами”?

И: В первую очередь хочется не раздражать дилетантством или претенциозностью. Эмоции — это, субъективно,  реакция на раздражитель.

Е: “Предпочитаете ли вы, чтобы ваше видение картины совпадало с видением покупателя? Или лучше, когда оно другое — противоположное, неожиданное?”

И: И так хорошо и этак. Я за свободу мнений и сновидений. Не оставляет равнодушным — уже хорошо. Можно сказать, даже интересно, когда у покупателя иное видение. Часто покупатель видит себя, поэтому и покупает. Но я-то, когда пишу, понятия не имею о том, кому картина достанется, конечно, если это не заказ.

E: Это вопрос от художника: “С разными цветами и оттенками у меня связаны конкретные эмоции и даже ароматы. А у вас?”

И: Конечно связаны. Но, в зависимости от настроения, одни и те же цвета вызывают разные эмоции. Например, красный иногда — радость, подъем. Тот же красный — опасность, тревога. Если небо на картине ярко-голубое, то это одно настроение, а если лицо или фигура ярко-голубые... думаю, что понятно. Что "покрашено" и что вокруг — влияют на настроение и восприятие одного и того же цвета по-разному. 

Насчет ароматов не знаю. Некоторые краски пахнут, разбавители тоже, кому-то нравится, кого-то тошнит. Иногда смотришь на некоторые сочетания и смеси цветов и чувствуешь, что ароматы ещё те, но это не физическая вонь, а подсознательно-эмоциональная.

Е: Вопрос про яичную серию. “Почему яйца? Что они для вас значат? Что символизируют?”

И: Наверное, в моей голове винегрет из прочитанных мифов, увиденных картин и церемоний: окраска яиц перед Пасхой и окунание яиц в соленую воду на еврейский Песах. Однажды я случайно уронила яйцо. Оно разбилось и лежало на полу. Желток был необыкновенно золотой, а не желтый или охристый, белок переливался потрясающими цветами, будто расплавленный жемчуг. Как хрупкая скорлупа могла удерживать в себе такую красоту? От разбитого яйца исходила такая энергия, что перенести увиденное на холст было просто необходимо. Разбитое яйцо подтолкнуло написать "яичную серию". Мы все знаем, что яйцо — предмет символический. Не буду пересказывать сказки и сонники. Как в анекдоте — "во-первых — это красиво", живо, энергично, хаотично и в то же время упорядоченно. Ну как можно не писать яйца?

Короче говоря, яйцо — это вырвавшийся наружу прекрасный хаос. Дает начало происходящему действию.

Е: “Случалось ли, что в процессе работы первоначальный замысел менялся? Картина "оживала" и влияла на дальнейший процесс?”

И: Я делаю то, что мне интересно в данный момент. Сегодня интересно одно, а завтра может измениться освещение, настроение, краска кончиться, мало ли что... Я пишу довольно быстро, все обычно получается за один присест. В процессе мое отношение к сюжету может меняться, композиция может сдвинуться в сторону или жалко замазывать красивый, с моей точки зрения, и такой живенький, мазок потекшей краски. Сюжет, как правило, все тот же, но смысл искажается — вчера было весело, а сегодня не очень, поэтому рыбка заплакала. Конечно, если подходить серьёзно, делать этюды к картине, писать, как учили в прошлом веке, потом переносить идею по клеточкам на полотно и творить"нетленку" — может получиться то, что было задумано изначально. Но этот процесс не для меня — cкучно.

Е:Бывает ли, что работа над картиной не идет? Что вы делаете в такой ситуации?”

И: Мучаюсь, злюсь, все замазываю. Иногда отставляю, но не надолго. Часто бывает, что сегодня картина не нравится, а завтра оказывается — ничего, вполне можно продолжать. Иногда надо дать возможность картине "дозреть". 

 

Е: “Есть ли название у вашей техники? У манеры живописи? Вы сами к ней пришли или где-то обучались?“

И: Очень много случайностей. Рискую, экспериментирую. Техника смешанная, называется "Mixed media". Бывает, смешиваю то, что смешивать нельзя, например масло, воду и эмаль, а результат — чистое живое движение. Когда повторяю эксперимент, опять получается что-то новое, неожиданное, не похожее на предыдущее. Я считаю, что во времена господства компьютерного искусства импровизация и экспериментирование с материалами — вещь необходимая. Фотошоп творит чудеса. Фокус в том, чтобы невозможно было повторить то, что я делаю, и с чем бы не справился сам Adobe Creative Suite. Ещё... не люблю долго мусолить, уходит кураж. Наверное, мою манеру можно назвать "a la prima" — в один присест.

Е: “Помогают ли/влияют на творчество определенная еда, напитки, субстанции?”

И: Нет, не помогают. Скорее, мешают. Когда я пишу, особенно если на заказ, то не отвлекаюсь даже на еду. Не нравится работать после сытного обеда — клонит в сон.

Е: Думаю, действие субстанций на креативность сильно преувеличено. Чтобы творить, нужна трезвая голова и ясность сознания.  Следующий вопрос: “Как рождается новая картина? Идея приходит во время работы? Или вы долго вынашиваете ее, прежде, чем приступить к работе?”

И: Когда как. Но я не из глубоко думающих и тяжело вынашивающих. Конечный результат часто отличается от того, как было задумано вначале. Смешно, но почти всегда "куда ты, тропинка, меня завела". Звучит непрофессионально, но для меня важно, чтобы было живое, в движении, а не правильное, но застывшее.

Е: “Вдохновляют ли какие-нибудь люди или жизненные ситуации?”

И: Конечно. Даже слова, звуки и запахи вдохновляют.

Е: “Есть ли у вас какие-то ритуалы? Нужно ли, прежде, чем приступить к работе, например, выпить кофе, пройтись, отключить телефон?”

И: Нет. Разве что наливаю свежую воду или разбавитель.

Е:Что самое важное для художника, чтобы он мог творить и расти?”  

И: Важное для меня, как художника — это возможность работать. Иметь доступ ко всему, что имеет отношение к работе, знать, что нового в живописи, рисунке, скульптуре. Мысли в голове. Краски, кисти, холст в мастерской. "Творить" и "расти" — меня такие слова пугают, очень крупные для меня слова. Художник делает то, что делает, потому, что по другому не может. Если нет материалов под рукой, пишешь картины и рисуешь сюжеты в голове. Картина — это уже вторично, это то, что уже выплеснулось из тебя — на холст.

Е: “Вы как-то сказали, что когда ваша жизнь упорядочена, то вы пишете картины в жанре "Абсурд". А если жизнь становится абсурдной, то сюжеты ваших картин реалистичны?”

И: Моя жизнь только со стороны выглядит упорядоченной. Я сама не очень-то “упорядоченная". Всегда есть место неадекватным ситуациям, неожиданным поворотам событий, бредовым мыслям и поступкам. Мои "абсурды" не совсем абсурдные. Просто накопленный опыт нелепостей лезет на холст все чаще. Иными словами, накопленный опыт даёт о себе знать. Я не могу сказать, что писала когда-либо реалистичные картины. Только в школах, пожалуй, но там деться было некуда, приходилось. Я писала, скорее, импрессионистические. Я даже портреты не хочу писать реалистические, так как не понимаю, зачем они нужны "как живые" при уровне фототехники XXI века. На вопрос могу ответить однозначно: сюжеты моих работ никогда не реалистичны в конкретном понимании этого слова.

Е: "Ну, хорошо, вот вы пишете картину, вкладываете в нее талант, душу, эмоции, жизненный опыт, энергию и волшебство. И вот — картина на выставке. Люди ходят, смотрят на нее. Что вы чувствуете в этот момент? О чем думаете? Вы нервничаете? 

И: Не нервничаю. Мне интересно, как к ней отнесутся. Интересно, даже когда ругают. Чаще всего думаю: “А не выпить ли еще Шардоне?"  Иногда чувствую, что можно доработать какие-то детали. В выставочном зале работы смотрятся не так, как в студии.

Е: Но вот, твою работу купили. Ты говорила, что рада, если картина нашла дом. И это все? Ты больше не вспоминаешь о ней? Как она там поживает? Ты теряешь интерес к уже готовой работе? Хочешь от нее быстрее избавиться и начать работу над новой? Мне лично нужно сделать над собой усилие, чтобы вернуться в уже написанный рассказ. Я его уже "прожила". Я хочу писать новый.  

И: "Избавиться" — это не то слово. Картины должны уходить, как повзрослевшие дети. Мне бывает интересно, как покупатель поживает с моей картиной, вернее, как уживается. Изменила ли она что-то в его жизни? В ней — часть меня, моей энергии, моего мироощущения. А если оглядываться, любоваться своими находками, красками или техникой — это тормозит. В идеальной студии я предпочитаю белые стены, а не увешанные моими работами. Но я всегда рада, когда работы покупают, значит, они нужны не только мне.

Е: Насчет твоей энергии... Должна признаться, что из твоих картин ее можно черпать бесконечно.  Еще вопрос: "Какой сверхспособностью вы хотели бы обладать?”   

И: Перемещаться в пространстве. Хочешь в Париж — топнул, и на Монмартре. 

Е: Работа над какими картинами доставляла вам максимальное удовольствие?

И: Над теми, которые получаются и преподносят сюрпризы.

Е: Есть ли у тебя проект мечты?

И: Есть. Не скажу — суеверная.

Е: Какая часть работы над картиной — самая классная? Момент, когда в голову приходит идея? Начало работы? Выставка?

И: Когда отходишь от неё и понимаешь: "Ни прибавить, ни отнять".

Е: “Любимые занятия, когда не работаете?”

И: Обожаю собирать грибы, прогулки по лесу и подводное плавание.

Е: Какой совет ты дала бы себе юной? Вот я бы себе сказала: "Учи английский, занимайся спортом и не ешь столько сладостей”. А ты?

И: Не кури. Не трать время и нервы на переживания из-за мальчиков. Не верь всем подряд, проверяй информацию. Думай, прежде чем говорить. Нет времени обдумать — промолчи. Учи английский, французский, испанский.

Е: Вопрос о восприятии искусства. "Я полагаю, что восприятие искусства не связано с личным опытом. Ближе всего мне версия Юнга: произведению искусства в тебе отзывается совокупный опыт всего человечества, оформленный в архетипах".  

И: Вопрос, с чем связано восприятие искусства, правильно послать искусствоведам или ещё подальше. К сожалению, если рассматривать восприятие "успешного" искусства в современном мире, то оно зависит от моды, политики, вложенных капиталов, публикаций и скандалов и тусовки. Думаю, для зрителя восприятие искусства индивидуально. Зависит от образования, цветоощущения, слуха и т.д. Если говорить о живописи-графике, то, конечно, индивидуально. Кому лебеди-медведи, кому "Герника".

Е: Какой вопрос я не задала/на какой вопрос тебе хотелось бы ответить?

И:  “Когда работаешь, что самое трудное в процессе?” Вовремя остановиться, не "замучить".

Е: Существуют ли какие-нибудь особенные условия или обстоятельства, которые могут послужить триггером для зарождения нового сюжета? Возможно ли вообще сформулировать, как это происходит?

И: Я человек несерьезный и очень эмоциональный. Ещё, вдобавок ко всему этому, чаще бурно реагирую на мелочи и незначительные детали, а не на крупные социальные проблемы. Я не считаю, что искусство это орудие-оружие. Мне кажется, что если моя работа вызвала улыбку, подняла настроение, оживила пространство — значит, получилось. Поэтому сюжеты зарождаются незатейливо, например, кот уставился в угол и замер. Я подумала, наверное, привидение на огонёк заглянуло. Вот и сюжет "Что видит Кот". Почему привидение — маркиз Лафайет? Потому, что дом стоит на том месте, где он, бедненький, воевал. Если интересно, могу рассказать кучу баек, почему появилась та или иная картинка. Думаю, что какие-нибудь определённые условия мне не нужны. Нужны кисти и краски, холст. Я не ставлю перед собой цели и задачи, просто делаю то, без чего я буду не я. Не знаю, правильно ли ответила на вопрос. Но попутно у меня появилась идея — показать несколько картин и рассказать, почему у них такие странные сюжеты. Иным словом, из какого мусора и ерунды появляется идея.

Е: Это было бы очень здорово. Картина и рассказ о том, как она появилась. Будем ждать.  

Продолжение  Часть 4    Портрет Ленина и Портрет жены бизнесмена 

Часть 5  Две истории - воровская и кладбищенская 

Евгения Горац   

Isabella Sarra Glaz 

 

Комментировать Всего 6 комментариев
Будем ждать.

"Продолжение следует. " - и это замечательно :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Евгения Кобыляцкая

Спасибо, дорогая Евгения. Это большая работа, думаю, - так классно выставлять в посте картины Изабеллы Глаз.  Я готовлю своё эссе со ссылкой  на её живопись. Немножко по другому поводу, правда:). Дам непременно вам с ней знать. И да, замучили глюки: случайно нажал сейчас "Ответить" и получилось. Ну, майские праздники позади. теперь и в жизни, и на Снобе всё наладится:)

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая

Эдуард, спасибо Вам за внимание к моим постам,  за то, что разделяете мое восхищение и за намерение упомянуть картины Изабеллы в своем эссе. Они и вправду очень классные. :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Окончание здесь https://snob.ru/profile/23719/blog/153848

Но мы надолго не прощаемся. Будут еще -- картины и истории. 

Вы изумительный художник, Изабелла. Какие краски! Какая фантазия! И как   это вы ловко смешиваете в портрете  всё  вокруг него с реальностью... Я недавно был в Ницце и заглянул  в музей Шагала.:).  Вот такие ассоциации, чёрт меня побери в эту минуту. Теперь пару слов в сторону. Мой нынешний период жизни крутится вокруг "Романа Графомана", который только что издан в Москве.  Ну, и уже приходится держать ответ: почему нет описания внешности героев ( да, к такому мы привыкли в классической литературе, в  литературе соцреализма:)... Описания же на мой взгляд есть. При внимательном чтении всё обнаруживается.  Ну, а ответ  на "почему" моих читателей у вас  в интервью, Евгения,  прямо не в бровь а в Глаз ( простите за невольную тавтологию)! Именно что,  "зачем они нужны "как живые" при уровне фототехники XXI века."Спасибо  ещё раз, дорогая Евгения. Передайти мои поздравления Изабелле. Так хотелось бы увидеть её выставку в Лондоне. К вам в Америку мне уже не долететь...

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая, Анна Квиринг